04.08.2017 09:00   4298   

Новая жизнь: «ВТБ Арена парк» восстановит барельефы Меркурова

Мы побывали в мастерской «ВТБ Арена парка», где спасают барельефы выдающегося скульптора Сергея Меркурова, которые 87 лет украшали стадион «Динамо». И узнали, каково это — возрождать произведения монументального искусства из груды осколков и пыли.

В 2012 году полотна из искусственного камня, венчавшие портики Северной и Южной трибун Центрального стадиона «Динамо», демонтировали и погрузили частями в деревянные ящики. И только в прошлом ноябре скульптурные формы начали восстанавливать силами мастерской «Наследие» из Санкт-Петербурга.

В реставрационном цехе, который временно организовали прямо в стенах будущего музейного пространства стадиона «Динамо», работа кипит. Специалисты собирают барельефы тщательно, как пазл. Кропотливо подбирают осколки друг к другу, склеивают их, расчищают от ненужных наслоений: одни фрагменты были замазаны бетоном, другие — краской. Откуда взялись эти слои, непонятно — установить время и причины предыдущих реставраций невозможно, так как у произведений нет положенных документов с соответствующими отметками. Кроме того, мастера стараются минимизировать последствия, нанесенные плохими условиями хранения и арматурой, которой был пронизан памятник: железные прутья деформировались и многие годы разрушали изображения изнутри.

Руководит процессом реставратор высшей категории по каменной и гипсовой скульптуре Инна Пчелова. «Главная сложность заключалась в том, чтобы собрать огромное количество кусочков в единое полотно, — поделилась она. — Их было, наверное, около 5000 крупных, а вместе с мелкими выходило все 7000».

Инна Пчелова
Инна Пчелова

Сейчас реставрация уже вышла на финишную прямую — работы планируется закончить к октябрю. Восстановители завершают расчистку и делают формовку, а в самом конце нанесут защитное декоративное покрытие. Потом начнется этап экспозиционного оформления. Барельфы поместят в ниши и установят особый свет, чтобы композиция была представлена в наилучшем виде с разных точек обзора.

Дело в том, что Сергей Меркуров учился не только скульптуре, но и философии. А в конце XIX века, когда выдающийся монументалист жил и творил, ученые увлеченно разрабатывали теорию визуального восприятия объемов и пропорций предметов в пространстве. Поэтому вся пластика барельефов передана с помощью разных техник изобразительного искусства: прямой, аксонометрической и обратной перспективы. Для того, чтобы зрители в полной мере могли прочувствовать динамику, экспрессию изображений, и нужна специальная подсветка.   

С отреставрированных скульптурных форм снимут копии и украсят этими репликами фасад стадиона. Сами же оригиналы останутся в музее. 

«К сожалению, утраты есть — некоторые фрагменты изображения невосстановимы, — рассказала Инна Пчелова. — Для реплик мы сами создаем подходящие части, а в оригиналах, скорее всего, останутся пустые места».

Откроется музейное пространство одновременно со стадионом следующей весной.

Фото: Надя Дьякова

Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015