17.07.2015 09:00   5431   

«Радостный, изнурительный труд»: мир коллекционеров

У финансистов, банкиров, просто богатых людей всегда была тяга к искусству и антиквариату. О том, как собрать коллекцию, которая станет дополнительным репутационным капиталом для ее владельца, специально для читателей Finparty будет рассказывать руководитель Восточно-Европейского Антикварного Дома (ВЕАД) Елена Бобчикова. Сначала о том, что такое коллекционирование и как оно возникло.

Знаменитый «Словарь русского языка» С. И. Ожегова определяет основное понятие «коллекции» как систематизированное собрание, представляющее внутреннюю целостность. Но так ли важен для коллекционеров, особенно собирающих антикварные предметы, именно этот принцип? Может ли быть коллекционирование страстью и тягой к обладанию редкостями, которых ни у кого больше нет?

Еще со времени Античности люди сохраняли искусно выполненные предметы. Именно эти дары считались самыми ценными при обращении к божествам и оставались в специальных храмовых хранилищах. В Средневековье, далекое от светской культуры, существовала традиция сохранять особо ценные предметы религиозного культа.
Предметы из кладов раскопок Г. Шлимана
Предметы из кладов раскопок Г. Шлимана
Подлинный расцвет коллекционирования пришелся на эпоху Возрождения. Медичи, Гонзаго, позднее Габсбурги — самые знаменитые аристократические семьи Европы собирали предметы искусства и старины. Огромный вклад в сохранение произведений искусства внесли и отдельные личности. Например, Август Сильный, курфюрст Саксонии. Во многом именно благодаря этим людям сейчас мы можем знакомиться с известными европейскими собраниями живописи и предметов декоративно-прикладного искусства.
Кубок
Кубок "Наутилус". Музей серебряных изделий. Флоренция
В России моду на коллекционирование редкостей завел Петр I. С помощью сети своих агентов Петр сумел собрать коллекции практически всех видов искусства и основал первый российский музей — Кунсткамеру. Эту традицию продолжила Екатерина II, ей мы обязаны созданием Эрмитажа. Частные коллекции становились базой для общедоступных музеев. В дальнейшем все российские императоры покровительствовали коллекционированию.

Везде собирать предметы искусства начинали представители императорских фамилий, но впоследствии эту моду подхватывали менее знатные сословия. Имена знаменитых российских коллекционеров из торговых и промышленных династий стали известными на весь мир. Великолепные собрания С. И. Мамонтова, А. А. Бахрушина, П. И. Щукина, братьев Третьяковых положили начало всемирно известным ныне музеям.
В. А. Серов.
В. А. Серов. "Портрет И. А. Морозова"
Традиция собирания предметов искусства и старины продолжала существовать и в советское время. Эта эпоха оставила нам имена знаменитых коллекционеров Г. Д. Костаки, С. П. Варшавского, Ф. Е. Вишневского, чьи собрания вошли в золотой фонд русского искусства. Большую часть работ авангардистов главный собиратель русского авангарда Георгий Костаки оставил в России, разделив их между Русским музеем и Третьяковской галереей. Вторую часть он вывез в Грецию и завещал своей дочери Алике. Она дополнила ее картинами современных художников Дмитрия Плавинского, Анатолия Слепышева и других. Стоимость этой коллекции оценивается в сумму от $3 млн.
К. Н. Редько.
К. Н. Редько. "Восстание"
Несмотря на политические катаклизмы, в России рынок антиквариата никогда не прекращал существования. В последнее десятилетие ХХ века появились первые антикварные дома, позволяющие любому желающему открыть для себя прекрасный мир старины.

В разных странах по-прежнему немало известных людей страстно увлечены коллекционированием предметов искусства. Интересы современных собирателей распространяются почти на все его области. Взять, к примеру, мексиканского миллиардера Карлоса Слима Элу — одного из богатейших людей планеты. В его собрание входят как редкие книги и монеты, так и работы практически всех выдающихся художников: от Эль Греко до Пабло Пикассо. В его личном музее насчитывается около 66 000 предметов.
Скульптурная группа
Скульптурная группа "Музыкальная гостиная". Фолькштадт. Конец XIX – начало XX века
Франсуа Пино, владелец корпорации PPR, собрал почти весь срез художников второй половины ХХ века: Джеффа Кунса, Дэмьена Херста, Ричарда Принса… Общее количество работ в коллекции Пино превышает 2500.

Супруги Леон и Дебра Блэк (Леон — владелец инвестиционной компании Apollo Global Management) также смогли собрать внушительную коллекцию. К примеру, в 2005 году Леон Блэк купил работу выдающегося французского скульптора румынского происхождения Константина Бранкузи «Птица в пространстве» за $27 млн. В собрании также есть одна из четырех версий знаменитой картины Эдварда Мунка «Крик».
Э. Мунк. “Крик”. 1893 год
Э. Мунк. “Крик”. 1893 год
Если на рынке коллекционирования живописи наблюдается рост интереса к современным работам, то про предметы декоративно-прикладного искусства можно сказать обратное: чем предмет «старше», тем более он интересен коллекционерам.

Несмотря на некомфортную экономическую ситуацию на рынке, на ведущих аукционах ранний европейский коллекционный фарфор неуклонно дорожает. Оно и понятно. Его уже никогда не станет больше, и качество исполнения тоже не станет лучше.
Две чашки для шоколада. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1730-е годы
Две чашки для шоколада. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1730-е годы
В Москве ряд антикварных магазинов обладают подобными предметами. Восточно-Европейский антикварный дом предлагает своим клиентам широкий выбор. В его ассортименте вы можете найти предметы из различных сфер коллекционирования: от античных монет и редкого раннего Мейсена до современной живописи.

Мир коллекционера — особый мир. Он всегда несет на себе отпечаток личности самого собирателя, как правило, человека одержимого, подчас ранимого, иногда скрытного. «Коллекционирование — не блажь, не развлечение, не промысел, а радостный и изнурительный труд», — так писал С. П. Варшавский о  деле своей жизни.
 
 
Столовый сервиз из коллекции О. Лепешинской. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, середина ХХ века
 
 
1/2
Всегда узнать больше об антиквариате вы можете здесь: http://domantik.ru/
Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015