28.08.2015 13:00   6551   

Мебель, которая вас удивит

Мы редко задумываемся о том, что самые повседневные и привычные глазу вещи могут иметь богатую историю. В сегодняшней статье речь пойдет об особой группе предметов, находящейся на границе утилитарного и декоративного, — о мебели, создаваемой в сложной и трудоемкой технике «наборного дерева».
Специализируясь на антиквариате, ВЕАД имеет и раздел современного декоративно-прикладного искусства, где представлены высочайшего уровня авторские работы. В частности, это мебель российского производства, выполненная по старинным технологиям и с соблюдением стандарта качества, который отличал ручной труд прошлых веков. История мебельного искусства хранит в себе множество тайн и секретов. К сожалению, со временем эти секреты забываются и остаются воплощенными лишь в старинных предметах. Тем приятнее говорить о преемственности традиции.
 
 
Бюро-цилиндр. Матвей Веретенников. XVIII век
 
 
1/2
Мастерская авторской мебели Chiffonnier полностью восстановила практически забытую оригинальную технику набора рисунка шпоном (или иначе маркетри), не применяя подкрашивание древесины. На изготовление одного предмета порой уходит несколько лет, и каждый существует в единственном экземпляре. Мастера, работающие над созданием этой мебели, как и в старину кропотливо, вручную (!) выпиливают шпон для рисунка из различной древесины, включая экзотические породы, такие как палисандр, амарант, эбеновое дерево, пальма. Почему так кропотливо? Ответ прост: раньше мебель ценилась так же, как и иной изысканный элемент декора. Каждый предмет должен был выражать вкус, достаток хозяина, а также полностью подходить по размерам помещению, в котором находится. Неслучайно ведущие аукционные дома Европы устраивают отдельные торги по мебели, которая не уступает в цене предметам из иных разделов антиквариата.

Взгляните на реплику дамского столика, выполненного Жаном-Франсуа Эбеном в 1760 году, ныне находящегося в музее Пола Гетти. Невооруженным глазом видно поразительное сходство и уровень изготовления предмета. Дамские столики почти всегда изготавливались с «секретами», ведь барышням XVIII века было, что спрятать от посторонних, а цветочные и пасторальные мотивы должны были радовать глаз хозяйки будуара. Вглядитесь в красоту текстуры древесины. Признаться честно, в XXI веке мало что изменилось. Сменились декорации, женщины стали больше погружены в исконно мужские дела, но глядя на такую диковинку практически любая женщина захочет иметь ее для своих «секретов».
 
 
Реплика дамского столика Жана-Франсуа Эбена. Chiffonnier, Россия. XXI век
 
 
1/3
Вы видите реплику работы европейского мастера, и это неслучайно. Создание русской художественной мебели получило развитие лишь в XVIII веке, начало этому процессу положил Петр I. К тому времени техника маркетри уже два века существовала в Европе и была доведена практически до совершенства.

В начале XVIII века с пожелания Петра I Санкт-Петербург застраивается преимущественно светскими зданиями европейских форм, и перед мастерами встает задача обеспечить их соответствующее внутреннее убранство. Сделать это было невероятно сложно, так как на Руси традиции богатого оформления интерьера исторически были связаны с религиозной культурой, а обстановка жилых и общественных помещений была сравнительно скромной. Петр I переводит московских резчиков в Петербург, создает профильные училища по изготовлению мебели и даже посылает столяров учиться в Англию и Голландию. Впервые дерево становится самостоятельным элементом отделки и интерьера. Кабинеты самого Петра, его сподвижника Александра Меншикова и других знатных вельмож стали оформляться уже принципиально иными предметами мебели. В полной мере все эти труды Петра I увенчались успехом лишь в правление Екатерины II.
 
 
Дворец Меншикова. Ореховая комната
 
 
1/4
С трудом удается представить, как русские мастера менее чем за 50 лет смогли научиться выполнять неимоверно сложные работы, ничуть не уступающие европейским образцам. Мебель, как правило, не подписывается, и благодаря тем редким случаям, когда авторы все же оставляли имена на своих изделиях, нам стали известны такие мастера, как Матвей Веретенников — крепостной графа Сергея Салтыкова, охтенские плотники Никифор Васильев и братья Насковы.
 
 
Деталь ломберного столика. Матвей Веретенников. XVIII век
 
 
1/3
Вы видите, насколько хорошо они овладели этой сложной техникой, сумев привнести в нее то неуловимое исконно русское, что не может оставить равнодушным. До нас дошли считанные работы, и все они находятся в крупных музейных собраниях. Большинство предметов были выполнены по личному распоряжению Екатерины II.

Не только российские монаршие особы заказывали искусную мебель, такая привычка была и у европейского двора. Ярким примером может служить туалетный столик Жана-Франсуа Эбена, изготовленный для маркизы Помпадур, находящийся в том же музее Пола Гетти. Столик был выполнен в качестве королевского подарка, со множеством потайных ящичков, с использованием экзотических пород дерева. Взглянув на реплику, сложно найти отличия, и тем приятнее осознавать, что она дает нам возможность прикоснуться к жизни высочайших персон прошлого в полной мере.
 
 
Туалетный столик в форме сердца. Жан-Франсуа Эбен. Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес
 
 
1/3
Говоря о «наборном дереве», нельзя не упомянуть о таком заметном явлении, как «стиль Буль», названный по имени его основоположника Андре-Шарля Буля. Он в совершенстве освоил технику маркетри и дополнил дерево иными материалами, черепаховым панцирем и слоновой костью. Такие предметы также пользовались большим спросом у российского двора на протяжении долгого времени.
 
Возвращаясь к музею Пола Гетти, обращаю ваше внимание на стол, созданный в мастерской Буля. Все поверхности его деталей выполнены в технике маркетри. А в качестве завершающего штриха он украшен накладками из бронзы. Это необходимо не только для красоты, но и для защиты уязвимых частей стола от механических повреждений. Такая техника становится нововведением Буля. Отдельных слов заслуживает реплика этого стола, которую очень высоко оценили эксперты ВЕАД. Стол выполнен вручную в единственном экземпляре. Рисунок столешницы был восстановлен по старинным чертежам она облицована с внутренней стороны шпоном «птичий глаз», с лицевой — украшена маркетри из драгоценных пород дерева. Осознайте, что вы можете владеть частью истории Франции.

Больше узнать о технике «наборного дерева» вы всегда можете на сайте www.domantik.ru
 
 
Стол. Андре-Шарль Буль. Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес
 
 
1/4

Мы на facebook
Топ 5 За месяц За неделю

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015