11.09.2015 13:00   7197   

Хрупкая красота: художественное стекло Галле

Коллекция Восточно-Европейского антикварного дома начиналась с работ из художественного стекла Эмиля Галле и фирмы Daum Freres братьев Дом. Эти хрупкие свидетели событий конца XIX  начала ХХ века и сегодня являются для нас предметами гордости, хотя многие экземпляры уже проданы.

Виктор Пруве. Портрет Эмиля Галле за работой. 1892 год
Виктор Пруве. Портрет Эмиля Галле за работой. 1892 год

Художественное многослойное стекло появилось в Европе благодаря Эмилю Галле, французскому художнику и дизайнеру, выдающейся и загадочной личности в искусстве рубежа XIX–ХХ веков. Это было время расцвета ар-нуво во Франции. Еще в 1866 году Эмиль Золя определил произведение искусства как «кусочек природы, рассмотренный через темперамент художника». Девиз мастерской Éсоle de Nancy под руководством Эмиля Галле — «Наши корни лежат на пороге лесов, во мху у края пруда» — явно перекликался с высказыванием великого писателя и отражал суть художественной деятельности: повторение природных форм, одушевление предметов искусства. Новое направление объединило творчество и ремесло: предметы из стекла, керамики, дерева и бронзы не только украшали интерьер, но и использовались в быту.

 
 
Эмиль Галле. Ликерный набор на подносе «Чертополох». 1880-1890 годы. Из коллекции ВЕАД
 
 
1/4

Каждый сюжет у Галле переполнен символами и образами. Вот безмолвная ваза разговаривает со зрителем стеклянными цитатами, а вот рука из стекла предлагает вдохнуть запах моря. Цветки ириса Галле преобразует в орхидею. И через все его творчество прошла тема бабочек и стрекоз. Оскар Уайльд был ценителем стекла ар-нуво и сказал, что в вазы Галле «нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими».

 
 
«Говорящее» стекло Галле. 1890-е годы
 
 
1/7

Галле много экспериментировал с материалами и усовершенствовал уже известные методы производства стекла. Так, с включением оксида кобальта в состав появилось стекло clair-de-lune, или «лунный свет», а благодаря использованию фольги в горячей стеклянной массе создавались трещинки и пузырьки воздуха, образовывая уникальную фактуру — «стеклянные маркетри». Сам материал благодаря своей податливости позволял художнику выразить себя в плавных контурах и причудливом дизайне.

 
 
Эмиль Галле. Ликерный набор «Васильки». 1880-1889 годы. Из коллекции ВЕАД
 
 
1/3

До 1900-го техника изготовления стекла у фирмы Daum Freres братьев Дом была близка технике Галле и заключалась в соединении цветных стеклянных слоев (от двух до пяти) с последующим травлением и резьбой в холодном состоянии. В начале ХХ века в мастерской братьев были разработаны новые методы, в частности с использованием мелкой цветной стеклянной крошки. Ее распыляли на горячую заготовку, получая таким образом пятнистый слой, а сверху покрывали тонким слоем прозрачного стекла. В 1904 году эта художественная техника была запатентована, и вазы с цветной крошкой стали частью серийного ассортимента Daum Freres.

 
 
Daum Freres. Ваза в форме горшка в голубых тонах. 1920-1925 годы. Из коллекции ВЕАД
 
 
1/3

В 1920-е в ассортименте появились работы, созданные с участием известного художника Луи Мажореля. В его мастерской изготавливались металлические обрамления для ваз.

 
 
Daum Freres. Ваза из зеленого стекла в оправе. 1920-е годы. Из коллекции ВЕАД
 
 
1/3

В нашей стране особыми почитателями стекла Галле были Николай II и его жена Александра Федоровна. Их личные покои украшали вазы, оправы для которых делали известные ювелиры — Карл Фаберже, Юлиус Раппопорт. Князь Щербатов выкупил целую коллекцию ваз у вдовы Эмиля Галле, расставшись с немалыми деньгами.

 
 
Эмиль Галле. Ваза «Французская роза». 1902 год. Из коллекции Зимнего дворца
 
 
1/6

Наши современники восхищаются изысканными и совершенными работами художников школы Нанси, поднявшими ремесло на уровень высокого искусства. Эмиль Галле сегодня является одним из самых востребованных представителей стиля ар-нуво. Коллекционеры, профессионалы антикварного рынка знают, что это имя является гарантией красоты, неповторимости и высочайшего качества предмета, его большой художественной и исторической ценности. Изделия из стекла Галле часто выставляются на продажу на мировых аукционах и нередко бьют ценовые рекорды. Определить их стоимость не всегда просто, но в данном случае действует несколько правил: цена напрямую зависит от оригинальности предмета, времени его изготовления и сложности используемых техник. Практически всегда вазы, созданные при жизни Галле, стоят дороже, чем работы его последователей. Нам повезло иметь в своей коллекции и те и другие.

 
 
Daum Freres. Графин с вензелем. 1905-1910 годы. Из коллекции ВЕАД
 
 
1/5

Оригинальные арт-объекты работы Галле, Лалика, Тиффани, фирмы братьев Дом или фабрик Мурано являются сегодня показателями хорошего вкуса их владельцев и становятся атрибутами умелого дизайна. Времена меняются — шедевры остаются: интерес к художественному стеклу не спадает. На современных аукционах борьба за обладание «знаковым Галле» идет нешуточная. В 2012 году ваза «Роза Франции» была продана более чем за 150 000 евро при эстимейте в 15 000—20 000 евро. В мае нынешнего года, не самое благоприятное время, ваза с ирисом досталась покупателю за рекордные 435 000 евро, превысившие первоначальный эстимейт в два раза. Вообще на этом аукционе Галле пользовался огромным успехом, уходя с молотка за десятки тысяч.

 
 
Эмиль Галле. Ваза «Роза Франции»
 
 
1/4

В Восточно-Европейском антикварном доме особой любовью у покупателей пользуются произведения «раннего Галле» из прозрачного голубого и опалового стекла, расписанного разноцветными эмалями. Предметы фирмы Daum Freres, особенно созданные в соавторстве с Луи Мажорелем, очень узнаваемы и стабильно дороги на европейском рынке. В течение XX века многие известные люди были и остаются почитателями французского стекла, среди них Вивьен Ли, Монсеррат Кабалье и Джон Гальяно.

Больше узнать о стекле Эмиля Галле вы всегда можете на сайте — http://domantik.ru/

 
 
Daum Freres. Ваза из синего стекла в оправе. 1920-е годы. Из коллекции ВЕАД
 
 
1/4

Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015