25.09.2015 16:00   4272   

Европейская гравюра: прошлое для украшения настоящего

Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир искусства. Сегодня мы поговорим о гравюре  искусстве древнем, почтенном, придающем его коллекционерам особую утонченность и респектабельность.

Сейчас, несмотря на век высоких технологий, практически невозможно представить современную жизнь без печатных средств массовой информации: газет, журналов, плакатов, буклетов и так далее. Первой газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1702 году, с помощью которых население могло узнать о некоторых событиях в России и Европе. С тех пор печать заметно видоизменилась, но осталась как факт. Этого нельзя сказать об особенном виде печатного искусства: гравюре. Появившись еще в Средневековье, она медленно угасла в первой половине XX века в привычном для нас понимании, и сейчас в быту мы видим ее лишь опосредованно: через марки, бумажные деньги, некоторые изображения в старых книгах. Со временем сложилось представление, что гравюра — «служанка живописи», но это лишь оттого, что история ее возникновения и развития не столь известна и в ней присутствует много белых пятен.

 
 
Миниатюра Радзивиловской летописи XV века
 
 
1/3

Гравюра — достаточно сложный материал для изучения и понимания. Во-первых, она монохромна. Объем создается лишь с помощью линий (обычно одного цвета) и штриховки. Во-вторых, сложно говорить о динамике и эмоциях в этом виде искусства. В-третьих, она тиражируема. Как известно, любой массовый материал воспринимается сложнее, чем уникальный. Изначально ни о какой исключительности и художественных достоинствах гравюр не шло и речи, так как гравировали то, что хотели повторить. Особенно это распространялось на изображения священных книг, игральные карты и информационные листки.

Антонио Поллайоло. «Битва десяти обнаженных». Около 1475 года
Антонио Поллайоло. «Битва десяти обнаженных». Около 1475 года

Гравюра находится на стыке ремесла и искусства. И это ее основная технологическая особенность, от которой зависит стоимость листа, помимо тиражного номера и авторства. Основная техника, используемая в процессе создания оттиска, — резьба, так как именно с ее помощью рисунок наносят на поверхность. Первые гравюры, оттиск которых получали с деревянной основы, были просты и малотиражны. В конце XV века появилась техника производства гравюры на металле, и с этим связано качественное улучшение ее художественных достоинств.

Все мы знаем таких по-настоящему великих живописцев, как Дюрер, Питер Брейгель Старший, Рембрандт, Гойя, Ватто, Каналетто, и имеем представление о художественном наследии, оставленном ими. Однако практически неизвестно то, что они пробовали себя на поприще гравюры, постепенно совершенствуя и выводя ее на принципиально иной уровень.

 
 
Питер Пауль Рубенс. «Эней и Ахилл»
 
 
1/5

Особенно стоит отметить «Мастерские гравюры» (именно под таким названием они вошли в историю искусства) Дюрера: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия», а также «Адам и Ева», созданные в период с 1504 по 1514 год. Они не связаны между собой ничем, нет связи сюжетов или знаков, лишь только гениальная техника листов. До сих пор искусствоведы и исследователи Дюрера изучают их и пытаются разгадать загадки, заключенные в эти листы, как, например, «магический квадрат» на гравюре «Меланхолия» или широкополая шляпа у «Святого Иеронима». Вопросов больше, чем ответов. Присмотритесь к ним, поверьте, вас увлечет этот мир загадок и тайных смыслов. На протяжении всего своего существования гравюра вбирала в себя тайны истории, зачастую на ней изображались особенные символы, смысл которых и по сей день остается неясен. Это один из видов искусства, произведения которого по-настоящему разговаривают со своими владельцами, давая возможность оценить не только качество техники, но и тонкость сюжета.

 
 
Альбрехт Дюрер. «Рыцарь, смерть и дьявол»
 
 
1/4

Очень часто именно техника гравюры использовалась в попытке запечатлеть и изобразить технические и естественнонаучные открытия. Особенно популярна гравюра была в изображении карт звездного неба, географических, анатомических атласов, а также для иллюстрации аптекарских книг и гербариев.

 
 
Первый печатный травник в Европе. 1487 год
 
 
1/3

Нередко гравюры создавались на злободневные темы и сатирически изобличали пороки общества. Одним из самых известных «художников гравюры» в мировом искусстве стал Уильям Хогарт. Конечно, он работал также и в живописном жанре. Циклы гравюр на остросоциальные темы с сатирическими названиями взорвали умы англичан, позже и всех европейцев, сделав его главным придворным живописцем короля. Приятно говорить, что и у нас есть гравюры авторства этого художника.

 
 
Уильям Хогарт. «Автопортрет». 1745 год
 
 
1/4

Гравюра имела особенное значение и для светской жизни XVIII-XIX веков. Через изображения, а преимущественно сюжетами становились яркие и знаменательные исторические события, батальные сцены, портреты политических лидеров, передавалась наиболее важная информация для населения. В России знатные дворянские семьи устраивали целые галереи гравюр, которые были специально выписаны из Европы. Такая галерея была организована и в Останкино графом Николаем Шереметевым. Гравюра ценилась как изысканное искусство, радовавшее не только глаз, но и ум. В дальнейшем гравюра перекочевала из галерей в библиотеки и кабинеты. Это произошло во многом благодаря ее лаконичности и умеренности красок, которые позволяют не отвлекаться от важных дел и мыслей. Украшать деловые помещения именно графикой: географическими картами, аллегорическими сюжетами, жанровыми сценами — считалось хорошим вкусом.

 
 
Коллаж из гравюр из коллекции ВЕАД
 
 
1/3

Интересный факт, что гравюра, несмотря на свою внешнюю скромность, нередко бьет рекорды на аукционном рынке. Естественно, многое зависит от авторства. Гравюры Пабло Пикассо продаются по баснословным ценам. Например, «Минотавромахия» была продана за $2 млн и стала самой дорогой единичной гравюрой, ушедшей с молотка. Работа была продана вдвое дороже верхней границы эстимейта: первоначально ее оценивали в $400 000—600 000. До этого рекорд удерживал Эдвард Мунк с гравюрой «Вампир II» (1,1 млн фунтов). В коллекции нашего антикварного дома также есть офорты Пикассо из «Сюиты Воллара» (100 офортов в неоклассическом стиле, заказанных арт-дилером Волларом в обмен на коллекцию Ренуара и Сезанна). Потрясающей красоты и тонкости техника рисунка завораживает и, конечно, украшает стены нашего салона.

 
 
Пабло Пикассо. «Минотавромахия». 1935 год
 
 
1/4

Гравюра — искусство для думающих и ценящих качество и тонкость работы людей. Мы рады, что можем предложить подобные предметы для украшения вашего кабинета или переговорной.

Узнать больше о гравюре вы всегда можете на сайте — www.domantik.ru

Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015