29.01.2016 09:00   6255   

Все путем! Советский реализм приехал из Рима в Москву

Поиск «очереди на Серова», встреча художницы со своей работой 34 года спустя, радость узнавания любимых с детства полотен… Все, чем запомнилось открытие выставки «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем», подготовленной при поддержке Промсвязьбанка и «Ингосстраха», — в материале Finparty.

В октябре 2015 года эта выставка с огромным успехом прошла в Риме, в престижном выставочном пространстве Palazzo delle Esposizioni, и вот теперь, наконец, добралась до Москвы. Почему экспозицию первыми увидели итальянцы, объяснила ее куратор Надежда Степанова: «Изначально мы затевали большую российско-итальянскую научную конференцию «Русское искусство XX века». Но в ходе нее все перезнакомились, итальянцам очень понравилась идея выставки, они оценили наши каталоги. А у Palazzo delle Esposizioni получилось подвинуть экспозиции из парижского Musee d`Orsay, вашингтонской галереи The Phillips Collection и выделить нам целых пять залов».

Надежда Степанова
Надежда Степанова

На наш вопрос о феномене выставки Серова с ее очередью, ставшей уже легендарной, Надежда, смеясь, ответила: «Все музеи мечтают о такой очереди! Мы, конечно, не Третьяковка, мы еще юны — Институту русского реалистического искусства (ИРРИ) в декабре исполняется пять лет, — но мы прилагаем все усилия, чтобы заполучить сбежавшую куда-то «очередь Серова», сейчас будем ловить ее по всей стране. Мы запустили большую рекламную кампанию, так что, надеюсь, пусть не всю «очередь», но хотя бы четверть мы на выставку приведем. Тем более что цена входного билета крайне демократична — 150 рублей. Все льготы тоже действуют».

На приеме в честь открытия выставки нашлось место небольшому, но очень трогательному чуду: художница Мария Дрезнина встретилась со своей картиной «Час пик», которую не видела 34 года. «Эту работу я написала в 1982-м. Представляете, моему сыну сейчас 32 года, и картина появилась еще до его рождения! Я не понимаю, как она к ИРРИ попала. В советское время постоянно устраивались выставки молодых художников, их работы закупались. Видимо, после одной из выставок картина ушла в запасник Союза художников. Удивительные ощущения у меня от встречи с картиной… Я сейчас даже совершенно по-другому пишу».

Мария Дрезнина у своей картины «Город. Час пик»
Мария Дрезнина у своей картины «Город. Час пик»

Владислав Флярковский
Владислав Флярковский

На открытии присутствовала и Дарья Ананьева — супруга основателя ИРРИ Алексея Ананьева. Она с удовольствием поделилась своими эмоциями от экспозиции: «Был такой период, когда все эти работы считались вчерашним, позавчерашним днем. Я даже помню свои детские впечатления: картины казались чем-то обязательным, неинтересным, тем, что печатают в учебниках. Но спустя годы вдруг выяснилось, что это все безумно интересно. В этих картинах, прямо как по Пушкину, «отразился век и современный человек». Оказалось, что художники обладали колоссальным мастерством, они не писали вещи на заказ, они отображали то, что было вокруг них. В некоторых залах собраны произведения нескольких эпох, и мы можем всю историю, все эти времена увидеть одномоментно, сразу. Это удивительно. На пресс-конференции сокуратор выставки в Италии Маттео Лафранкони говорил, что она стала открытием для итальянцев. Но она открытие и для нас! В экспозиции представлены вещи разного уровня: есть шедевры, есть просто интересные работы. Но когда ты пройдешь по всем залам, у тебя в голове рождается ясная и четкая картина: вот такая она была — жизнь, и она продолжается». 

Дарья Ананьева
Дарья Ананьева

В приветственном слове Алексей Ананьев отметил, что, казалось бы, эта выставка должна рассказывать о поездах, самолетах и автомобилях. Но она в большей степени рассказывает о нашей стране, о ее замечательных людях, прекрасных художниках, создавших в XX веке произведения, которыми мы сегодня можем гордиться. Он поблагодарил 12 музеев, которые помогли сформировать эту выставку, а также спонсоров — Промсвязьбанк и «Ингосстрах». 

В кулуарах мы спросили у Алексея, какие эмоции у него возникают при взгляде на работы художников. «Ощущение полета, радость открытия каких-то новых страниц жизни, новых мест, новых людей и постоянное движение вперед — для меня это самое главное эмоциональное наполнение выставки», — сказал он. Над ответом на вопрос о любимом полотне Алексей ни на секунду не задумался: «Может это покажется тривиальным, но я назову картину Георгия Нисского «В пути» — она эмблема нашей выставки. Во-первых, Нисский — прекрасный художник, во-вторых, картина написана в характерной для него манере, ну а в-третьих, она эмоционально заряжает. Поезд, семафоры… это вербально абсолютно непередаваемое ощущение раннего зимнего утра, красоты русского пейзажа и опять-таки стремления вперед. И я уж не говорю о том, что это та композиция, над которой Нисский работал почти всю жизнь».

Любимая картина Алексея Ананьева — «В пути» Георгия Нисского
Любимая картина Алексея Ананьева — «В пути» Георгия Нисского

Алексей Ананьев и министр культуры РФ Владимир Мединский
Алексей Ананьев и министр культуры РФ Владимир Мединский

Генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков отметил, что для его компании большая честь быть спонсором и официальным страховщиком выставки. «Я горжусь знакомством с Алексеем. То, что в России возрождается институт меценатства, — это очень здорово. Для меня выставка интересна еще и с исторической точки зрения. Наверняка те объекты, которые изображены на картинах — паровозы, самолеты, пассажиры, космические корабли, — в реальности были застрахованы в «Ингосстрахе», — смеясь, заметил он в своей приветственной речи. «Многие говорят, что выставка очень чистая, цельная, и я с этим абсолютно согласен, — позже поделился с FP глава «Ингосстраха». — Мне и работы нравятся, и атмосфера самого музея. Сложно сказать, какое произведение самое любимое… До этого дня я не видел вживую работы Лабаса, вот они, пожалуй, на меня произвели глубокое впечатление».

Михаил Волков
Михаил Волков

Руководителю Finparty Елене Ищеевой удалось суммировать впечатления, которые остались от выставки у большинства гостей: «Когда смотришь на картины, чувствуются сила и мощь. Я иду мимо них и подпитываюсь энергией. Лица на этих полотнах такие чистые, светлые, сильные… люди работали и верили. Это то, что нам всем нужно сегодня: работать и верить».

Выставку можно посетить с 28 января по 22 мая. Адрес: Москва, Дербеневская ул., д. 7, стр. 31.

Елена Ищеева (Finparty)
Елена Ищеева (Finparty)
Архитектор Игорь Чиркин (слева)
Архитектор Игорь Чиркин (слева)

Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015