10.03.2016 09:00   7168   

Момент истины: в «БКС Ультима» появились лики святых

3 марта клиенты, друзья и деловые партнеры «БКС Ультима» собрались в уютном особняке на Конюшковской, чтобы увидеть уникальные картины Константина Худякова — художника, применяющего в творчестве сложные цифровые технологии. 

Очередной вернисаж в «БКС Ультима» был организован совместно с Международной коллегией адвокатов «Левант и партнеры», специалисты которой подобрали десять уникальных картин из коллекции Худякова «Deisis/Предстояние». Это психологические портреты-реконструкции персонажей сакральной истории, лики святых из Ветхого и Нового заветов, апостолов и самого Христа.

Петр Сидельников («БКС Ультима») и Дмитрий Фрумкин. Фотография «Моисей»
Петр Сидельников («БКС Ультима») и Дмитрий Фрумкин. Фотография «Моисей»
Наталья Браун («БКС Ультима»)
Наталья Браун («БКС Ультима»)

Выставка ошеломительна — и это сказано не для красного словца. С масштабных полотен — 160 на 110 см — на нас смотрят человеческие и вместе с тем нездешние лица, изображенные очень подробно, с запредельным реализмом, и при этом одухотворенные каким-то неведомым знанием. Ты будто вступаешь в диалог с кем-то настолько могущественным, что только осознание того, что перед тобой картина, помогает прогнать охватившее в первую минуту смятение.

Глеб Гаевой («БКС Ультима») и юрист Денис Сверчков. Фотография «Георгий»
Глеб Гаевой («БКС Ультима») и юрист Денис Сверчков. Фотография «Георгий»

Впрочем, не надо думать, что на вернисаже с такой темой царила аскетическая храмовая атмосфера — вовсе нет. Во-первых, к церкви эти картины не имеют никакого отношения — проект хоть и наделен большим философским и гуманистическим смыслом, но по сути и по форме — светский. Гости (надо заметить, здесь собрались очень красивые люди) успели и рассмотреть картины под органные фуги Баха, и поговорить о делах, и выпить шампанского с виски — выходные, можно расслабиться. Люди общались, рассказывали друг другу о планах и о делах семейных — несколько клиентов банка приехали на вернисаж с детьми.

Проведение таких вечеров в теплой атмосфере стало для банка традицией, отметила директор филиала «БКС Ультима» Наталья Браун: «Наша совместная с Levant Art Gallery идея делать выставки для клиентов, партнеров и вообще для друзей — вполне успешна. Мы провели несколько вернисажей в прошлом году, начав с импрессионистов начала XX века, — они прошли просто великолепно. Был Константин Коровин, и эту выставку посмотрело очень много людей. У нас существует клуб друзей, объединенных интересом к искусству, а вернисажи — это прекрасная причина собирать их под одной крышей».

Михал Шэбела, Наталья Браун, Стефано Павончелли с женой
Михал Шэбела, Наталья Браун, Стефано Павончелли с женой

Матвей Левант, глава Levant Art Gallery, заметил, что ему тоже нравится такой клубный формат «для своих». А, собственно, о картинах и художественной идее собравшимся рассказывал куратор выставки Михал Шэбела. Сам он из Братиславы, говорил с акцентом и очень волновался, объясняя, как непросто сделаны эти картины и кто на них изображен. «Константин Худяков — художник мирового масштаба. Его работы входят в постоянные экспозиции лучших музеев мира. Константин Васильевич в поисках не останавливается никогда. Как только появилась возможность использовать цифровые технологии, он отложил кисть и рейсфедер в сторону и сразу взялся за мышку».

Куратор выставки Михал Шэбела
Куратор выставки Михал Шэбела

Михал рассказал, что Худяков хотел найти в современниках ни много ни мало образы святых. Или наоборот — в ликах святых показать современников. В общем, как ни поверни, задача ответственная. Работа длилась полтора года. Худяков сделал 70 000 макроснимков трехсот пятидесяти человек, которых он сам нашел чуть ли не на улице. Художник оцифровывал мельчайшие фрагменты их лиц: родинку, веко, уголок рта, бровь, кусочек носа. И потом буквально по крупицам собрал из множества частичек новые образы — Моисея, Петра, Павла, Иоанна, Иафета и даже Адама с Евой. Дальше — искусный «Фотошоп», который, разумеется, не имеет ничего общего с домашними забавами фотолюбителей. Затем принт и нанесение его на холст. Казалось бы, зачем идти таким сложным путем — собирать образ из десятков тысяч снимков? Это же титанический труд. Почему не сделать просто один снимок одного лица камерой с высоким разрешением? Но в том-то и дело, что сама технология создания этих картин несет в себе фундаментальный смысл: в каждом из нас есть момент истины, в каждом святом — соборная человечность.

 Матвей Левант
Матвей Левант

По словам Михала, Худяков штудировал все апокрифы на предмет даже косвенных описаний внешности библейских персонажей: цвета волос, глаз, малейших штрихов, чтобы понять, какими его герои были в реальности. Разумеется, за исключением Адама, его лицо — это чистая фантазия.

Фотография «Иоанн»
Фотография «Иоанн»

Гости вернисажа засыпали куратора вопросами. Например, зачем понадобился такой гиперреализм, когда показаны капельки испарины и сукровицы, морщины и шрамы? Кто-то надолго «зависал» возле Адама — не юного счастливчика, которому Ева давала яблоко, а постаревшего, печального, познавшего тяжесть земного труда, осознавшего, что обратно в рай при жизни он не попадет уже никогда. Кто-то разглядывал удивительно красивое лицо Александра Македонского — самый чувственный образ из всех представленных, или загадочного Святого Георгия. Ну а меня интересовало, почему Иисус изображен с закрытыми глазами и почему правая и левая половины его лица хоть и неявно, но отличаются?

Михал Шэбела, Матвей Левант, Наталья Корзун, Кирилл Баранников
Михал Шэбела, Матвей Левант, Наталья Корзун, Кирилл Баранников

«Правая половина лица — до пыток, левая — после Голгофы и распятия, — объяснил Михал. Любого из нас это испытание изменило бы до неузнаваемости. Разрыв был бы величиной в пропасть. Но здесь, вы же видите, нет кардинальной перемены. Художник нам говорит, что Иисус един и до пыток, и после, потому что жизнь духа вечна».

На вернисаже не было женских образов из коллекции «Предстояние» — Евы, Марии, Магдалины и царицы Савской. Почему — об этом мы спросили Матвея Леванта. «Экспозиция формировалась для светского мероприятия, — ответил он, — да еще и к 8 Марта. А женские образы коллекции хоть и прекрасны, но так же гиперреальны, как и мужские. Но если повторять этот вернисаж, то я бы, наверное, Адама расположил вместе с Евой, как диптих. И обязательно показал бы и Богоматерь, и царицу Савскую».

Алексей Качай («Роснано») и Матвей Левант
Алексей Качай («Роснано») и Матвей Левант

Фото: Артем Житенев

Мы на facebook
Топ 5 За месяц За неделю

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015