20.09.2016 09:00   7113   

Дорогие россияне: наши в Центре Помпиду

В Париже открылась выставка советского и российского искусства второй половины XX века «Коллекция!». На вернисаж приехало столько важных персон в области культуры и финансов, что главным хештегом мероприятия (если бы он имелся) мог стать такой: #быливсе.  

В день вернисажа, казалось, почти весь четвертый этаж Центра Помпиду, где разместилась экспозиция, заговорил по-русски. Состав участников мероприятия убедительно свидетельствовал, что наше современное искусство все больше входит в моду. По эскалатору один за другим поднимались общественные деятели, искусствоведы, меценаты и художники: Михаил Швыдкой, Ник Ильин, Александр и Екатерина Семенихины, Эрик Булатов, Владимир Янкилевский, Оскар Рабин и другие.

Василий Церетели (слева), Оскар Рабин (в центре)
Василий Церетели (слева), Оскар Рабин (в центре)
Игорь Цуканов, Владимир и Екатерина Семенихины
Игорь Цуканов, Владимир и Екатерина Семенихины
Владимир Познер с женой
Владимир Познер с женой
Оксана Орачева, Михаил Швыдкой, Владимир Семенихин
Оксана Орачева, Михаил Швыдкой, Владимир Семенихин

Выставку приурочили к 40-летию Центра Помпиду, которое он отметит в следующем году. Все объекты «Коллекции!» подарены французскому музею фондом Владимира Потанина, русскими коллекционерами, самими художниками или их родственниками. В экспозицию вошли 250 работ, созданных апологетами нонконформизма, соцарта, концептуализма, авангарда и других художественных течений. Собрали ее за год, а монтировать закончили перед самым вернисажем. Сроки для подобных выставок кратчайшие.

 
 
 
 
1/7

На вечере было многолюдно и оживленно. Автор идеи проекта и его куратор с российской стороны, директор «Мультимедиа арт музея» Ольга Свиблова приветствовала дарителей и лично сопровождала их по выставке.

Финансист, коллекционер и основатель благотворительного фонда Tsukanov Family Foundation Игорь Цуканов прибыл на мероприятие с супругой Наташей Цукановой, основателем и управляющим директором Xenon Capital Partners. «Для меня это выставка русских художников, чьи идеи и изобразительный метод оказались очень европейскими, — поделился он с FP. — Наверное, это первый раз, когда коллекционеры из России что-то дарят международному музею, такой традиции раньше не было. У нас только сформировалось первое поколение коллекционеров, и для них разместить работы в таком музее, как этот, — мечта». Из обширного собрания господина Цуканова музей Помпиду запрашивал 20 работ, но меценат пока расстался только с восемью. По его мнению, если объекты экспозиции будут правильно выставлять (к Помпиду с просьбами о «гастролях» экспонатов обращаются сотни музеев со всего мира), то через два-три года еще больше картин переедет в музей из частных собраний.

Ольга Свиблова, Дмитрий Аксенов (RDI Group)
Ольга Свиблова, Дмитрий Аксенов (RDI Group)
Ольга Свиблова, Марат Гельман
Ольга Свиблова, Марат Гельман
Игорь Цуканов
Игорь Цуканов

От художника Михаила Шемякина ни на шаг не отходили директор выставочных и издательских проектов Русского музея Йозеф Киблицкий и основатель Фонда польского современного искусства Петр Новицкий. Казалось, будто встретились старые друзья, которые понимают друг друга с полуслова, — они вспоминали старые идеи, обсуждали новые проекты и без конца подтрунивали друг над другом.

Время от времени Михаил Михайлович отвлекался от веселого разговора, чтобы сфотографироваться с гостьями вечера или дать комментарий прессе. «Эта экспозиция — неплохое достижение для развития нонконформистского искусства. Прекрасно выставлены художники Янкилевский и Штейнберг, — рассказал художник FP. — Отчего-то на Западе сложилось мнение, что после русского авангарда ничего интересного у нас не происходило. А это не так. К сожалению, мы не умеем себя преподносить и ценить. Давным-давно нам пора открыть собственные центры современного искусства и в Париже, и в Нью-Йорке. Показывать там старых и новых мастеров. Я часто бываю по работе в Сибири, Ханты-Мансийске, на Северном Кавказе и вижу, что у нас есть замечательные художники».

Александра Ионова («Михайлов и партнеры»), Михаил Шемякин
Александра Ионова («Михайлов и партнеры»), Михаил Шемякин
Йозеф Киблицкий, Сара де Кэй, Михаил Шемякин, Петр Новицкий
Йозеф Киблицкий, Сара де Кэй, Михаил Шемякин, Петр Новицкий
Алина Насибуллина и Дмитрий Волков
Алина Насибуллина и Дмитрий Волков
Наталия Штей Джилардони, Наталия Ахметова, Екатерина Бурилова
Наталия Штей Джилардони, Наталия Ахметова, Екатерина Бурилова

Важность мероприятия для России подчеркивали не только художники и коллекционеры, но и банкиры. Например, первый заместитель председателя правления Росбанка Илья Поляков заметил, что если такая выставка проходит в Центре Помпиду, который считается одним из главных музеев современного искусства, то для нашей страны это замечательно. 

Илья Поляков (Росбанк)
Илья Поляков (Росбанк)

Вскоре началась официальная часть вечера. К микрофону по очереди выходили директор департамента культурного развития Центра Помпиду Бернар Блистен, куратор выставки с французской стороны Николя Люччи-Гутников, старший вице-президент «Норильского никеля», председатель Благотворительного фонда Владимира Потанина Лариса Зелькова и Ольга Свиблова. В основном они благодарили дарителей, перечисляя всех поименно.

Бернар Блистен
Бернар Блистен

Броуновское движение гостей по экспозиции не прекратилось даже во время выступлений. Особый интерес вызывала работа модной сейчас арт-группы AES+F. Из 14 фотографий девочек-подростков зрителям предлагалось выбрать, кто из них прилежные ученицы элитных школ, а кто жестокие убийцы. В основе проекта — стереотип об умении определять преступные наклонности человека по внешности и вообще о праве судить людей, разделяя на грешников и праведников. Среди угадывавших были замечены писатель Григорий Чхартишвили, Владимир Познер и председатель совета директоров O1 Group и основатель Музея русского импрессионизма Борис Минц. К слову, его музей преподнес в дар Центру Помпиду очень красивую работу художника Валерия Кошлякова «Министерство иностранных дел».

Дмитрий Волков, Лев Евзович и Татьяна Арзамасова (AES+F)
Дмитрий Волков, Лев Евзович и Татьяна Арзамасова (AES+F)
Борис Минц
Борис Минц

Тем временем в зале с произведениями ленинградских авангардистов издатель и коллекционер Пьер Броше показывал гостям в телефоне фотографии двух работ, одна из которых вошла в «Коллекцию!». Рядом венчурный инвестор, сооснователь Social Discovery Ventures Дмитрий Волков, подаривший музею один из советских флагов, «модернизированных» Сергеем Бугаевым-Африкой, выяснял у автора, что подвигло его на создание этого арт-объекта. Под прицелом видеокамер художник объяснял что-то про важную традицию памятования учителей, вспоминал визит Джона Кейджа в Ленинград, встречи с Курехиным и настаивал на «неоправданном неучастии» советского прикладного искусства в мировом обороте культурных ценностей. «А закончить надо веселой нотой, — неожиданно подвел итог Бугаев-Африка и, схватив мецената под руку, пару раз подпрыгнул и пропел, — Помпиду-ту-ту-ту-ду!».

Дмитрий Волков и Сергей Бугаев-Африка
Дмитрий Волков и Сергей Бугаев-Африка

Нагулявшись по выставке, гости перемещались на пятый этаж здания. Там проходила  завершающая часть программы — вечеринка Благотворительного фонда Владимира Потанина (на которую сам он, кстати, не приехал). По дороге к выходу мы обсудили с Дмитрием Волковым саму экспозицию в частности и инвестиции в современное искусство в целом.

 
 
 
 
1/7

«Это одна из лучших коллекций искусства 80-х и 90-х годов. Здесь представлена колоссально содержательная эпоха. Художники запечатлели исторический момент разрушения не только государства, но и целой системы ценностей, — считает Волков. — Интересно, что в Помпиду выбрали разноплановые работы: не только политически насыщенные, но и глубокие эмоционально. Одна из них — это проект AES+F. Она психологическая и драматическая, показывает, насколько зыбкий и тонкий этот мир. Что грань между тем, что мы считаем нормой, и дикостью почти отсутствует. А у людей, с которыми мы общаемся ежедневно, на самом деле может быть такая агрессия внутри. Или вот работа Олега Кулика из серии «Я кусаю Америку, и Америка кусает меня», в которой он предстает в характерном для него образе собаки. Полотно с крошечными оленями Тимура Новикова — очень лиричное и тонкое произведение». 

Дмитрий Волков, Александр и Евгения Поповы, Валентина Волчкова
Дмитрий Волков, Александр и Евгения Поповы, Валентина Волчкова

Что же касается вложений в современное искусство, то их, по словам Дмитрия Волкова, можно рассматривать отчасти как венчурные инвестиции. Эта индустрия устроена так: люди вкладывают в зачастую странные, технически сложные проекты, в идеи, которые еще даже не реализованы. Инвестировать в понятное хорошо, но тогда вы вряд ли приумножите капитал. «В случае с современным искусством вы инвестируете в то, что пока не оценено по достоинству, и только будущее покажет, насколько вложение удачно, — пояснил Волков. — При этом есть возможность большого апсайда, если угадать следующего гения. Конечно, это не делается наобум, в этой области существуют свои тренды и аналитика. Посещая международные аукционы и выставки, можно выявить тенденции на рынках разных стран. А если хорошо изучить творчество того или иного художника, можно выбрать наиболее репрезентативные его работы. И они уже будут иметь ценность. Ведь многие художники находят свою эстетику, и у некоторых очень хорошо получается в ней самовыражаться. Например, у тех же Виноградова с Дубоссарским или Олега Кулика».

Михаил Пиотровский
Михаил Пиотровский
Светлана Марич (аукционный дом Phillips) и Миранда Мирианашвили
Светлана Марич (аукционный дом Phillips) и Миранда Мирианашвили
Художник Александр Пономарев и галерист Михаил Крокин
Художник Александр Пономарев и галерист Михаил Крокин
Павел Каплевич
Павел Каплевич
Художница Аннушка Броше
Художница Аннушка Броше
Пьер и Апполинария Броше
Пьер и Апполинария Броше

Фото: SDV Arts & Science Foundation, Мьюриэл Лассон

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015