31.01.2017 13:00   7155   

Пронзительные «Рассказы» музея Алексея Ананьева

Вечером 27 января музейно-выставочный комплекс «Институт русского реалистического искусства» (ИРРИ) закрыли на cпецобслуживание. Промсвязьбанк устроил для «Бриллиантового клуба» экскурсию в мир художников-реалистов.

Идея встречи родилась спонтанно на выставке Рафаэля Санти в Пушкинском, где случайно увиделись директор по связям с общественностью Промсвязьбанка Дарья Козырева и вдохновительница «Бриллиантового клуба» Елена Ищеева. Слово за слово — и поход в ИРРИ, который принадлежит председателю совета директоров Промсвязьбанка Алексею Ананьеву, придуман. Тем более, что в музее есть на что посмотреть: в честь пятилетия его отремонтировали, а экспозицию обновили.

Дарья Козырева (Промсвязьбанк)
Дарья Козырева (Промсвязьбанк)
Лидия Зотова, Динара Юнусова, Вера Сиротина, Александра Калошина с супругом Роберто
Лидия Зотова, Динара Юнусова, Вера Сиротина, Александра Калошина с супругом Роберто

Несмотря на то, что в разгар делового сезона все перегружены работой, этот ивент не пропустил почти никто. В ИРРИ клуб прибыл в расширенном составе, захватив с собой мужей, детей и коллег. Многие, как выяснилось, даже не подозревали о существовании этого культурного пространства.

Первым, кто встретился нам в музее, был сам Алексей Ананьев. Банкир спешил домой, но задержался, чтобы лично поприветствовать Елену Ищееву и поблагодарить за визит.

Алексей Ананьев (Промсвязьбанк), Елена Ищеева
Алексей Ананьев (Промсвязьбанк), Елена Ищеева

После присутствующие разделились на две группы и отправились с экскурсоводами исследовать трехэтажную выставку крупнейших мастеров ХХ века. Ее назвали «Рассказы» в честь историй, которые сотрудники музея раскопали, изучая творчество художников и отдельные произведения. Своими «находками» гиды щедро делились с посетителями. 

Например, гости совсем с другой стороны увидели известного живописца Федора Решетникова, занимавшего серьезный пост в Академии художеств СССР. Оказалось, что ему было не чуждо чувство юмора — об этом свидетельствуют его полные иронии карикатуры и шаржи на высокопоставленных коллег.

Федор Решетников. «Заседание Академии художеств». 1957 год
Федор Решетников. «Заседание Академии художеств». 1957 год

Кроме того, гости выяснили секрет «Семейного портрета» Гавриила Горелова. Четко проработанные лица на абстрактном фоне смотрятся странно, будто писали их разные авторы. Ответ на эту загадку дали рентгеновские лучи. Во-первых, изначально на картине был еще один персонаж, которого пришлось зарисовывать. Во-вторых, ее фон — это один из вариантов работы «Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа», которую художник создал во время стажировки в Италии.

Гавриил Горелов. «Семейный портрет». Начало 1920-х годов
Гавриил Горелов. «Семейный портрет». Начало 1920-х годов
Александра Калошина
Александра Калошина

Заодно гости узнали, что визитной карточкой ученика Левитана Петра Петровичева были розы. В Академии художеств говорили, что после него и Константина Коровина никто долго не решался писать эти цветы — слишком высока была заданная мастерами планка.

Петр Петровичев. «Розы». 1918 год
Петр Петровичев. «Розы». 1918 год
Инна Масленникова
Инна Масленникова

«Бриллиантовые» дамы делились друг с другом впечатлениями сразу же, не дожидаясь конца экскурсии. Казалось, эмоциям было тесно внутри художественных залов — настолько живо все восприняли и сам музей, и искусство в нем. 

Анастасия Игнатова, Алла Комиссарова
Анастасия Игнатова, Алла Комиссарова
Наталья Мильчакова у полотен Гелия Коржева
Наталья Мильчакова у полотен Гелия Коржева
Анастасия Игнатова, Алла Комиссарова, Мария Павлищева
Анастасия Игнатова, Алла Комиссарова, Мария Павлищева
Фрагмент картины Антона Стекольщикова «Радостный июль»
Фрагмент картины Антона Стекольщикова «Радостный июль»

У картины Антона Стекольщикова «Радостный июль» многие задерживались надолго — вспоминали детство. А работа Михаила Кугача «Дед и внук» оказалась настолько пронзительной, что Елена Ищеева не сдержалась и расплакалась от нахлынувших эмоций: «Посмотрите, это словно икона. На нас идут несвятые святые». Говорят, что именно эта картина находилась в доме у Алексея Ананьева и с нее началась обширная коллекция музея, которая сегодня насчитывает порядка шести тысяч полотен.

Михаил Кугач. «Дед и внук». 1984 год
Михаил Кугач. «Дед и внук». 1984 год

Наталью Пронину поразили масштаб музея и уровень произведений, представленных на выставке. «Есть искусство от кутюр и прет-а-порте. Так вот это абсолютный кутюр», — пояснила Наталья свою мысль. Больше всего ей понравилась работа Олега Пономаренко «Первопроходцы».

Владислав Нагорнов, Елена Ищеева, Наталья Пронина
Владислав Нагорнов, Елена Ищеева, Наталья Пронина
Олег Пономаренко. «Первопроходцы». 1975 год
Олег Пономаренко. «Первопроходцы». 1975 год

Вере Сиротиной приглянулось масштабное полотно Дмитрия Жилинского «Весна Художественного театра». Она встала позировать у него и, по мнению многих, отлично вписалась в композицию. Ну а фаната-динамовца Филиппа Ильина-Адаева невозможно было не запечатлеть у картины с изображением парада на стадионе «Динамо».    

Вера Сиротина
Вера Сиротина
Филипп Ильин-Адаев
Филипп Ильин-Адаев

В секции художников — представителей «сурового стиля» Елена Ищеева предположила, что русские не улыбаются потому, что в детстве читали книжки с картинками, похожими на работы Игоря Обросова: с темной цветовой гаммой и жесткой интонацией. А вот Александре Калошиной такая художественная манера нравится: «С огромным удовольствием вновь посмотрела это собрание. Сочетание графики, живописи, сдержанности и в то же время движения всегда впечатляет. Для меня это даже сильнее, чем импрессионисты».

Игорь Обросов. «Портрет художника». 1980-е годы
Игорь Обросов. «Портрет художника». 1980-е годы
Александра Калошина
Александра Калошина

После эмоционально сложных залов «сурового стиля» и щемящих работ, навеянных духом войны, глотком свежего воздуха и позитива стали картины братьев Ткачевых «Детвора», «У Мстёры. Золотая осень» Кима Бритова и Silenzio Александра Петрова. Анастасии Игнатовой понравилось полотно «Щедрая осень» Владимира Янаки, самого молодого художника из представленных в музее. В этой своей дипломной работе выпускник МГАХИ им. В. И. Сурикова изобразил рязанских бабушек, торгующих яблоками.     

Владимир Янаки. «Щедрая осень»
Владимир Янаки. «Щедрая осень»
Сергей и Алексей Ткачевы. «Детвора». 1962 год
Сергей и Алексей Ткачевы. «Детвора». 1962 год
Динара Юнусова около картины Кима Бритова «У Мстёры. Золотая осень»
Динара Юнусова около картины Кима Бритова «У Мстёры. Золотая осень»
Александр Петров. Silenzio. 1995—2000 годы
Александр Петров. Silenzio. 1995—2000 годы

Безусловным же фаворитом участников экскурсии стал триптих Степана Короткова «В гостинице ЦИПК». Именно его чаще всего «бриллиантовые» леди фотографировали на свои смартфоны и восхищались тем, как художник передал игру света.

Степан Коротков. «В гостинице ЦИПК». 1991—1992 годы
Степан Коротков. «В гостинице ЦИПК». 1991—1992 годы
Елена Женина, Лидия Зотова
Елена Женина, Лидия Зотова

Инна Масленникова отметила, что выставка сделана по европейским канонам. Насыщенный колер стен, на котором картины выгодно выделяются, напомнил ей музей Орсе в Париже. Инна очень высоко оценила работу автора ребрендинга ИРРИ Андрея Шелютто, а также архитекторов Игоря Чиркина и Павла Пришина: «Тут потрудились выдающиеся мастера в области строительства и дизайна. Создатели музея не экономили, что чувствуется и очень впечатляет».

«Картины в галерее расположены так, что напоминают окна в тысячу разных миров. Сквозь них можно наблюдать за сотнями событий», — поделилась Александра Калошина. 

Ольга Горчакова, Алиса Толкачева
Ольга Горчакова, Алиса Толкачева

«Больше всего я люблю классику, к сожалению, здесь ее не очень много, — резюмировал художник Владислав Нагорнов, приглашенный лично организаторами экскурсии. — Нравятся братья Ткачевы — книги с их работами были моими первыми учебниками по искусству. Обратил внимание, что не все полотна, заявленные в каталоге музея, сейчас в экспозиции. В целом впечатление очень хорошее, нужно будет сюда вернуться».

Владислав Нагорнов
Владислав Нагорнов

Алена Болтунова
Алена Болтунова
Алиса Толкачева, Инна Масленникова
Алиса Толкачева, Инна Масленникова
Елена Речкалова, Вера Сиротина, Александра Калошина
Елена Речкалова, Вера Сиротина, Александра Калошина
Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015