14.06.2017 09:00   4847   

Наше время: реализм молодых художников в музее Ананьева

8 июня Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) представил выставку «Возвращайся домой». В ней участвуют авторы, которым легче общаться в мессенджерах, чем сделать звонок. У поколения, выросшего за последнюю четверть века, свое представление о реализме.

Экспозиция объединяет работы, посвященные среде обитания современного жителя страны. Художники обратились к бытовым сюжетам, которые можно наблюдать в мегаполисах, промзонах, научных городках, деревнях. В их картинах — узнаваемая невзрачность спальных районов, пыльная мертвенность заводов и перегруженные автомагистрали. «Здесь вы не найдете буйства красок, игры света. Пустынные пейзажи поначалу приводят в замешательство, заставляют выйти из зоны комфорта, — знакомит FP с выставкой арт-директор музея Надежда Степанова. — Взгляд не может зацепиться за главный объект или сюжет. Но авторы картин ищут смысл в простых вещах, призывая зрителя к диалогу, а не к бездейственному созерцанию».

Надежда Степанова
Надежда Степанова

Во всех работах — а это (помимо живописи) графика, фотографии и инсталляции — эпоха отражена такой, какая она есть, уверен художник Павел Отдельнов, которого мы попросили рассказать о своем творчестве. Он подводит нас к картине, вынесенной на обложку буклета о выставке. На ней изображен дом серии П-44 — ими массово застраивали столичные окраины в 1970—1980 годах. В таких кварталах жилье отличалось разве что этажностью. «Для москвича слово «дом» часто ассоциируется как раз с синими клеточками знаменитых панелек», — констатирует художник.

Павел Отдельнов
Павел Отдельнов
Влада Андреева (Промсвязьбанк) на фоне картины «П-44»
Влада Андреева (Промсвязьбанк) на фоне картины «П-44»

Живописное полотно «Место для разворота» кировчанина Егора Плотникова совсем не живописно — на нем изображен почти пустырь. Типичный среднерусский пейзаж: окраина деревни с глинистой дорогой, где разворачиваются машины. «Меня очень интересуют заброшенные пространства, находящиеся на границе между сельской, городской цивилизацией и природой, — объясняет Егор. — Они меня завораживают тем, что две силы то и дело отвоевывают территорию друг у друга. На картине — тоже место постоянного напряжения, несмотря на то что там ничего нет. С одной стороны, если человек не будет использовать землю, она зарастет. С другой — если начнет на ней возводить торговые центры, лес исчезнет».

Егор Плотников
Егор Плотников
Вячеслав Милюхин. «До конечной», 2017
Вячеслав Милюхин. «До конечной», 2017

Александра Пастернак, правнучка Бориса Пастернака, на этой выставке стала одной из главных героинь. Здесь несколько ее работ — и натюрморты, и пейзажи. Есть воспоминание о родных стенах — вид из окна мастерской, находящейся в знаменитом доме Наркомфина. Александра говорит, что реализм — все-таки нетипичный для нее жанр, но выставка еще раз доказывает, что это направление искусства нельзя причислить к устаревшим.

Александра Пастернак
Александра Пастернак
Картина Александры Пастернак «Московский дворик I» (2016)
Картина Александры Пастернак «Московский дворик I» (2016)

Отношения россиян с жилплощадью напоминают сложный ритуальный обряд — начиная с процесса ее покупки и до оформления интерьера. Неудивительно, что в работах современных художников нашлось место для незатейливых бытовых «амулетов», таких как магниты из путешествий на холодильниках и подковы над дверями.

Работы Кирилла Рахматуллина «Дух тепла центрального отопления» (2015) и Анны Красной «Холодильник» (2010)
Работы Кирилла Рахматуллина «Дух тепла центрального отопления» (2015) и Анны Красной «Холодильник» (2010)

В своем приветственном слове основатель ИРРИ, председатель совета директоров Промсвязьбанка Алексей Ананьев отметил, что миссия музея — показывать непрерывность русской реалистической традиции, и сегодняшний эксперимент демонстрирует, как этот жанр трансформируется в произведениях молодого поколения.

Алексей Ананьев
Алексей Ананьев

В кулуарах Алексей поделился с FP впечатлениями от экспозиции: «Когда мне показали работы, я понял, что это именно то искусство высокого уровня, которое мы обязаны выставить на своей площадке. Большинство из представленных авторов имеют классическое художественное образование и воспитаны людьми, чье творчество было фундаментом советского реализма. Но в то же время они ваяют как свойственно молодежи: без груза прошлого, который бы их обременял».

Егор Плотников, Павел Отдельнов, Ксения Карпова, Евгения Буравлева, Антон Тотибадзе, Александра Пастернак
Егор Плотников, Павел Отдельнов, Ксения Карпова, Евгения Буравлева, Антон Тотибадзе, Александра Пастернак
Алексей Ананьев и Бранислав Вуйович (New Frontier Group)
Алексей Ананьев и Бранислав Вуйович (New Frontier Group)

На открытии выставки была и супруга основателя ИРРИ Дарья Ананьева. Наверняка у большинства гостей осталось такое же мнение об увиденных работах, как и у нее. «Меня поразило, что молодежь не только зафиксировала повседневную жизнь, которую мы все с вами знаем, но и опоэтизировала ее, — призналась Дарья. — Ведь что такое художественное произведение? Его создание можно сравнить с песчинкой, обрастающей перламутром, когда она попадает в устрицу. Так и здесь: молодые творцы в обыденном ищут смысл. Его они пытаются рассмотреть и в укладе спальных районов, и ежедневной текучке метрополитена. Я прекрасно помню, как мы жили в Жулебино и из окна открывался вид на вышки ЛЭП. Так вот главный посыл выставки — приподняться над атмосферой мегаполиса, не воспринимать жизнь в нем как бесцельную трату времени».

Дарья Ананьева
Дарья Ананьева
Ольга Свиблова («Мультимедиа арт музей»)
Ольга Свиблова («Мультимедиа арт музей»)
Певица Диана Арбенина
Певица Диана Арбенина
Михаил Алексеев (ЮниКредит Банк) с женой
Михаил Алексеев (ЮниКредит Банк) с женой
Андрей / Дюдя Сарабьянов. «Аксонометрия», 2014
Андрей / Дюдя Сарабьянов. «Аксонометрия», 2014
Художник Евгения Буравлева
Художник Евгения Буравлева

Фото: Надя Дьякова

Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015