22.04.2015 13:35   18149   

Ильхом Исмаилов: «Plov must go on!»

Ильхом Исмаилов, четыре года проработавший в «Тройке Диалог», а затем пять лет в «Атоне», в 2013 году создал сервис по доставке плова Plov.com. Не в последнюю очередь этот бренд стал известен благодаря креативной упаковке заказов — с «пловизмами» All you need is plovI wanna be plov by youPlov must go on и прочим «узбекским поп-артом», как говорит сам Исмаилов. 
Ильхом Исмаилов
Ильхом Исмаилов
Идея заняться бизнесом по доставке плова пришла к Исмаилову еще в 2008 году во время его работы в «Тройке». Он обратил внимание, что на все праздники, которые коллеги отмечали в офисе, они заказывали всегда одни и те же блюда: суши, пиццу, осетинские или русские пироги, лапшу. А плова ни разу не было. Исмаилов решил изучить этот вопрос, поискал информацию в интернете и понял, что узбекская кухня в онлайне не представлена совсем. «Я наткнулся на очень интересное интервью с известным ресторатором Тимуром Ланским, в котором он говорил, что у москвичей уже сложились гастрономические предпочтения, что из года в год они ранжируются, но ничего нового в списке не появляется», — вспоминает Ильхом. На тот момент пик популярности переживали суши и пицца, а предложения качественных узбекских блюд, кроме как от ресторана «Узбекистан», вообще не было. 
Идея зрела целых пять лет. В 2013 году, уже работая в «Атоне», Исмаилов заметил, что на рынке доставки еды так ничего и не изменилось и в его новом офисе продолжают угощать коллег теми же суши или пирогами. Тогда он стал предлагать «атоновцам» проявить оригинальность и заказать плов, который готовят его друзья. Когда спрос начал уверенно расти, Исмаилов решил, что после девяти лет работы в инвестиционно-банковской индустрии пора менять род деятельности и создавать свою компанию. «Я понял, что раз есть спрос, значит надо сделать красивое предложение, создать сервис по доставке плова, который будет реально классным», — говорит он.
Так как у самого Исмаилова, продолжавшего еще работать в «Атоне», времени на все не хватало, в компаньоны он позвал младшего брата Зафара, работавшего в строительной индустрии. Тому как раз попался на глаза рейтинг молодых миллионеров, из которых никто строительством не занимался. Но многие участники того рейтинга заработали свои миллионы на интернет-проектах. Именно это и подтолкнуло его решиться на кардинальную смену профессии и откликнуться на предложение брата. Пока Ильхом совмещал основную работу и семейный бизнес, последним занимался в основном Зафар. А брат решил уйти из «Атона» лишь в марте этого года. «Понял, что нельзя быть наполовину беременным: либо ты здесь, либо там. Компания долгое время с пониманием относилась к моему проекту, к тому, что я какую-то часть времени уделял плову, но я посчитал, что злоупотреблять этим некрасиво», — объясняет Ильхом Исмаилов.
Братья Зафар и Ильхом Исмаиловы
Братья Зафар и Ильхом Исмаиловы
Шеф-повара с опытом работы у Новикова братья переманили из ресторана, куда они сами с семьей и друзьями приезжали поесть плов. А тот подобрал себе помощников. Сейчас в Plov.com работают три повара и один пекарь, еще две девушки принимают заказы и шесть собственных курьеров занимаются доставкой. Всего в штате 19 человек. Когда бывают пиковые нагрузки, приходится обращаться к курьерским службам, но Исмаилов считает, что лучше все делать самим, потому что сторонним компаниям нет дела до того, какое впечатление произведет доставка на клиентов.
 
 
 
 
1/3
Меню насчитывает всего несколько пунктов — три вида плова и закуски к нему в виде овощных салатов и узбекских лепешек. Это сделано специально, чтобы людям проще было запомнить список и не тратить каждый раз много времени на выбор. Когда в японском или итальянском ресторанах приносят огромное меню, многие просто теряются, рассуждает Исмаилов. «В японском ресторане все заканчивается «Филадельфией» и «Калифорнией», а в итальянском — «Цезарем», пастой или пиццей «Три сыра». Это невыносимо!» — делится собственным опытом он. И хотя узбекская кухня очень богата и разнообразна, в качестве своего главного продукта братья Исмаиловы выбрали только плов. Сейчас они хотят лишь немного расширить ассортимент, предлагая клиентам еще самсу и сладости. 
 
 
 
 
1/3
Все ингредиенты для плова, кроме мяса и воды, привозят из Узбекистана. Плов готовится примерно 1,5-2 часа, происходит это трижды в день: утром, днем и вечером. Среднее время доставки сейчас составляет два часа, но Ильхом стремится максимально его сократить: «Есть стремление в будущем стать как Get taxi: если у них подача машины происходит через 15 минут, то у нас будет Get plov — доставка блюда через 15 минут».  
 
Первое время компания развивалась очень медленно, получая от одного до десяти заказов в неделю. Чтобы о продукте узнали, Ильхом угощал пловом друзей-финансистов из ВТБ, Сбербанка, «Ренессанс Капитала», но понимал, что этого недостаточно. Летом он решил поступить в стартап-академию «Сколково», и это дало проекту мощный импульс. Своим ментором Ильхом выбрал Гора Нахапетяна, с которым был знаком еще по «Тройке» и продолжает общаться до сих пор. К тому же, у Нахапетяна есть успешный опыт в ресторанном бизнесе. По словам Исмаилова, его учеба в «Сколково» помогла создать доверие к бренду и грамотно использовать для его продвижения социальные сети. 
 
 
 
 
1/2
С самого начала в Plov.com придумали креативную упаковку, которая запоминается и которую клиентам хочется фотографировать и выкладывать на своих страницах в социальных сетях. Идею, сам того не подозревая, подал Ильхому коллега из «Атона»: он прислал письмо с темой All you need is plov. Исмаилов попросил дизайнера нарисовать логотип с этой фразой. Дизайнер создал четырех вымышленных персонажей в тюбетейках, но похожих на битлов. Результат предпринимателю так понравился, что он решил и дальше развивать эту тему. В итоге на упаковке появились «пловеры» — персонажи, которые несут позитивный заряд и очень похожи на известных людей, и «пловизмы» — перефразированные цитаты, в которых присутствует игра слов: «I wanna be plov by you», «Hello, is it plov you looking for», «Plov me tender, plov me sweet», «Plov must go on». В ход идут известные песни и названия фильмов, чаще всего обыгрываются слова love и plov, но не только они. В игру со словами включились и клиенты, предлагающие все новые и новые варианты. «Мы назвали это узбекским поп-артом. У нас изначально была цель — вызывать улыбки и радость у людей. Это такое позитивное хулиганство», — доволен результатами Исмаилов. 
 
 
 
 
1/2
Сейчас у сервиса стабильно по 20-30 заказов в день, средний чек — в диапазоне от 2800 до 3300 рублей, ежемесячный оборот — около 2 млн. Первоначально Исмаилов инвестировал в проект порядка 1 млн собственных средств, но когда бизнес стал развиваться, появились желающие стать соинвесторами. Ильхом долгое время работал с частными клиентами брокерских компаний из сегмента high net worth individuals, и от одного из них поступило предложение, на которое братья согласились. Впрочем, совсем недавно они выкупили долю у партнера и теперь вновь являются единственными владельцами Plov.com. В конце 2014 года проект вышел на самоокупаемость, потом начался небольшой спад, однако сейчас динамика вновь стала положительной. Предприниматели считают, что в мае они вернутся на уровень продаж конца прошлого года. Всего на проект было потрачено 10 млн рублей, и по прогнозам уже в ноябре-декабре этого года они планируют полностью отбить вложения. 
 
 
 
 
1/3
Plov.com можно назвать социально ответственным бизнесом, потому что 3% от суммы каждого заказа перечисляется в благотворительный фонд. Рассказывая об этом, Ильхом вспоминает, что как-то прочитал статью в Financial Times о самых социально бесполезных профессиях, и инвестбанкиры фигурировали в этом списке. Сейчас у бывшего инвестбанкира появилась возможность стать более полезным обществу. 
 
 
 
 
1/3

Фото: Игорь Генералов

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015