21.02.2012 10:28   23281   

Как начать карьеру галериста: личный опыт

Ксения Подойницына и Станислав Уйба
Ксения Подойницына и Станислав Уйба

Престижное образование, работа в глобальных корпорациях – отличное начало блестящей карьеры … галериста. Ксения Подойницына и Станислав Уйба променяли стабильный доход и понятное будущее на стартап, открыв «Галерею 21», которая продвигает современное актуальное искусство. Теперь они пытаются заинтересовать в новых талантах российских коллекционеров и объяснить им, что $5000 за инсталляцию – это адекватная цена.

«Галерея 21» располагается в Пуговишниковом переулке, что в Хамовниках, в старинном купеческом доме конца 19 века. С осени 2011 года там экспонируется современное актуальное искусство, в том числе живопись, инсталляции и видео-арт, а в будущем, возможно, будут и перфомансы. Ксения Подойницына и Станислав Уйба за это время приняли участие в «АРТ Москве», организовали четыре выставки, получили хорошие отзывы критиков и собираются выходить на международный уровень, а о прошлой работе вспоминают без особой тоски.

"Галерея 21" занимается современным актуальным искусством...

- Ксения, Станислав, расскажите, чем вы занимались до создания галереи?

Станислав: По первому образованию я политолог, специалист по международным отношениям, закончил магистратуру МГИМО по специальности «Менеджмент», затем обучался во французской бизнес-школе. Потом вернулся в Москву, был маркетологом в компании LG Electronics. Затем я работал бизнес-аналитиком в General Electric – в компании, которая производит людей, как шутят сами сотрудники. Но в какой-то момент мне захотелось креатива и больше жизни в жизни. И я пришел к идее заняться арт-бизнесом.

Ксения: У меня дипломы по экономике и финансам. Я окончила РЭА им. Плеханова по специальности «Финансы», Высшую школу экономики в Дрездене по специальности «Международный менеджмент», и затем получила диплом магистра французской бизнес-школы ESCP Europe. Училась в Лондоне и в Берлине. После защиты диплома работала аналитиком, в investment banking мне очень нравилось, но я не понимала, хочу ли заниматься этим всю жизнь, работать с «виртуальными» ценностями. Также думаю, что конкурировать с мужчинами в финансовой сфере хотя и возможно, но сложно. Как правило, они быстрее добиваются продвижения и серьезных позиций. Я задумалась о своем бизнес-проекте, вернулась в Россию и после этапа серьезной проработки, решила открыть галерею, вложив в запуск проекта то, что заработала раньше.

...и продвигает молодых российских художников
...и продвигает молодых российских художников

- Откуда у вас любовь к искусству и почему вы стали заниматься именно современным актуальным направлением?

Станислав: Мы были заняты в разных сферах, но любовь к искусству была всегда – мы постоянно посещали выставки в разных странах, смотрели как работают галереи и музеи. Так сложилось, что основной интерес был к современному актуальному искусство, так что вопрос о направлении как-то не стоял. Сложнее было выбрать нишу (сегмент), тем не менее мы довольно быстро решили сконцентрироваться на развитии и системном продвижении молодых российских авторов.

Ксения: Еще перед поступлением в бизнес-школу я задумалась, не продолжить ли учебу по новой специальности. Тогда рассматривала арт-менеджмент. Но затем решила, что диплом магистра по экономике и финансам более важен. Видимо, сработал риск-менеджмент. Но как уже сказал Стас, интерес к искусству был всегда, а современное актуальное искусство – это искусство будущего, так как интересно открывать новые имена и заставлять аудиторию не только созерцать и наслаждаться, но и думать и развиваться. И еще, живя в Европе, я видела отличный от российского уровень галерей, проектов, возможностей, перспектив продвижения современного искусства, и мне хотелось сделать свой проект, который даст возможность молодым российским художникам представить свое творчество и, кто знает, когда-то уменьшить разрыв и помочь другому восприятию нас и нашей современной культуры.

Станислав: Мы действительно верим в то, что мы делаем.

Ксения: Не надо забывать, что мы также говорим о бизнесе, об альтернативных инвестициях. Последние годы эта тема постоянно всплывает на страницах прессы, обсуждается на специальных мероприятиях, как, например, на недавнем инвестиционном форуме в Москве. Многие считают, что инвестиции в искусство прибыльней, чем инвестиции в акции. Согласно индексу Mei Moses All Art в 2011 году доход от инвестиций в послевоенное и современное искусство составил 6,4%, что значительно превышало доходность от вложений в ценные бумаги. И мы уверены, что этот рынок современного искусства будет активно развиваться. Работы молодых авторов, безусловно, наиболее рискованное вложение, так как достаточно сложно предсказать, как скоро их работы будут востребованы, чьи имена окажутся «голубыми фишками», а чьи канут в лету. Однако, как и в любом бизнесе, здесь есть свои правила и нюансы. Важно, что мы серьезно подходим к анализу и выбору имен и работ, которые мы выставляем. Также мы смотрим на работы глазами не только галериста, но и коллекционера, − нам нравятся авторы и работы, которые представлены у нас, а некоторые мы приобретаем в свою коллекцию. 

В галерее представлены арт-объекты в различных форматах
В галерее представлены арт-объекты в различных форматах

- Что символизирует название «Галереи 21»?

Ксения: Это условный возраст художников нашей галереи, возраст молодости и зрелости одновременно. Возраст, когда человек уже сформировался, но у него много новых идей, много сил, он может создавать что-то свое, не копировать, а генерировать новое. Это символ 21 века, в информационной и коммуникативной среде которого мы работаем. И число 21 ассоциируется у нас с чем-то новым, успешным, с будущим.

- Сколько человек обычно приходит на открытие ваших выставок?

Станислав: Порядка 200 человек за вечер. В обычные дни в галерее тоже есть поток гостей.

Ксения: Да, приятно, что люди ходят не только в Пушкинский музей, куда мы тоже, кстати, часто и с удовольствием заглядываем.

- Как вы создаете концепции выставок?

Ксения: У галереи есть своя четкая стратегия, мы понимаем, какие авторы и работы нам интересны. Сейчас мы работаем с приглашенными кураторами. Например, сотрудничаем со Стасом Шурипой, с которым сделали выставку «Пейзаж нарисованный взглядом», Мы считаем Стаса одним из интереснейших кураторов и художников и надеемся на совместные проекты в будущем. На текущей выставке «Путешествовать. Промежуточные впечатления» также работаем с одним молодым перспективным куратором. 

- Можете объяснить в чем состоит бизнес галерей?

Станислав: Основной заработок - это продажа работ. Мы считаем выставку успешной с коммерческой точки зрения, если продается порядка 30% работ. Важно показывать что-то новое, поэтому довольно часто мы стимулируем авторов создавать новые работы к определенным выставкам, тем самым показывая интересные проекты и мотивируя авторов развивать и находить новые грани своего таланта, а зрителей становится первооткрывателями. Сейчас в нашем пуле около 30 молодых российских художников.

Ксения пришла в арт-бизнес из IB...
Ксения пришла в арт-бизнес из IB...

- Как вы их находите?

Станислав: Общаемся с критиками, кураторами, знакомимся с молодыми авторами, которые еще учатся в различных учебных заведениях. Бывает, что художники не хотят сотрудничать с галереями. Причин тому может быть множество, и одна из них ценообразование. Мы мыслим понятием рыночной цены, то есть той цены, которую платит покупатель. Для нас это принципиальный момент, работа должна стоить одинаково в галерее и в мастерской у художника. Ну и, безусловно, новым именам необходимо время, чтобы они завоевали доверие и превратились в предмет устойчивого интереса инвестора и коллекционера.

...а Станислав - из маркетинга
...а Станислав - из маркетинга

- Сколько стоят работы современных актуальных художников?

Ксения: Есть международные системы оценки, где в том числе важны такие составляющие как название школы, выставок, имена кураторов и многое другое. Также важно понимать оригинальность идеи. Многие недоумевают, что ценного в «Черном квадрате» Малевича? А дело не в простоте исполнения, а в открытии нового направления,  слове, сказанном в переломный момент, который важен был именно там и тогда, когда художник представил свою идею.

Станислав: Ценовой диапазон довольно большой, так как на цену влияют различные факторы, однако если мы говорим о ценах на работы молодых авторов, то в нашей галрее представлены работы в диапазоне от 400 до 5000 евро, что является определенным международным стандартом. Естественно, данные рамки условны и, например, цена может быть несколько выше в том случае, если стоимость производства работы более высокая.

Ксения: В России достаточно узок круг ценителей современного актуального искусства. Но приятно, что ситуация развивается и появляются новые коллекционеры, которые решают инвестировать в молодые имена и делают ставку на современное российское искусство. Еще повляются новые интересные проекты. Например, один наш хороший друг, который поддерживает галерею, превращает свою квартиру в площадку параллельной программы Московской биеннале. В нашей стране довольно традиционные представления об искусстве, люди хорошо понимают живопись, традиционное искусство, но если мы говорим об инсталляциях, или о видео-арт, то здесь круг ценителей сужается до элитного минимума. Люди не понимают, как что им делать с такими произведениями искусства. Мы пытаемся познакомить с междуродной практикой, поменять сознание, хотим показать рынку, что в актуальном искусстве есть замечательные, очень умные и тонкие современные авторы. Надеемся, что российские коллекционеры будут подавать пример и активнее собирать искусство своей страны. Пока же для людей одним из важных критериев качества, своего рода мерилом доверия является «зарубежность» автора.

- Нарисуйте портрет среднего покупателя, который интересуется современным актуальным искусством?

Ксения: Это коллекционер, как правило топ-менеджер или корпорация. Реже - члены семьи высокопоставленных сотрудников, которые интересуются искусством и собирают коллекцию. Если говорить о корпоративных клиентах, то здесь могут быть совсем небольшие компании, которые тем не менее демонстирируют инновационый подход и хотят получить серьезный актив и достойно оформить офис. А недавно Дойче Банк приобрел у нас несколько работ в свою знаменитую коллекцию. Мы стараемся привлекать финансовое и бизнес-сообщество, однако люди из этих сфер как правило очень заняты и у них не всегда хватает времени разобраться в предмете. Поэтому в период выставки мы устраиваем круглые столы, чтобы кураторы, художники, критики могли обсудить заданную тему и представить как экспозицию, так и авторов, концепцию, художественный замысел.

- А в чем особенность актуального искусства и как его отличить от другого вида современного искусства?

Станислав: Как правило для работ современного искусства характерна высокая смысловая и идейная нагрузка, а визуальные образы несут не всю информацию, либо не вся информация считывается моментально. За современным актуальным искусством, как правило, стоят важные идеи, что и ценится в данных работах, зачастую работа такого художника несет несколько идей, ей характерно многоголосие смыслов, и зритель выбирает тот, который для него более близок.

Молодые галеристы полны решимости продвигать российское актуальное искусство на Западе...
Молодые галеристы полны решимости продвигать российское актуальное искусство на Западе...

- Поделитесь, «Галерея 21» позволяет поддерживать уровень доходов на том уровне, который вы имели, работая в бизнесе?

Ксения: Вы безусловно понимаете, насколько сложен бизнес, связанный с современным российским искусством и молодыми авторами. Плюс мы говорим о малом бизнесе, которому всего лишь год. Но нами движет не только материальный интерес. Так что хороший бизнес план, понимание интересов клиентов и желание достичь успеха - это уже не мало. Поэтому я смотрю в будущее оптимистично. 

Станислав: Важно понимать, что в галерейном бизнесе на окупаемость отводится довольно продолжительный срок, нужно, чтобы галеристу начали верить, тем более у нас сложное направление. Сейчас бизнес находится на самоокупаемости, есть какая-то прибыль. Но это не главное, мы действительно любим то, чем занимаемся, и верим в важность нашей деятельности. 

- Чем отличается ваша текущая работа от работы в финансовой сфере?

Ксения: Отличаются отношения. Финансисты и художники это совершенно разные люди, в финансах все в масках, зачастую не знаешь, что на самом деле происходит с человеком, что он из себя представляет. Это правило. А художники открыты, они столько рассказывают о себе... (смеется), они творцы. Но я, порой, скучаю по бизнес общению и строгих принципах ведения бизнеса. 

Станислав: В галерейном бизнесе очень важно общение, это узкий рынок, все друг о друге все знают, и соблюдают некий негласный свод правил.

Ксения: Кому - что, кто-то выбирает стабильность, предсказуемость. В финансах можно рассчитать, через сколько лет и что именно ты можешь себе позволить. Я выбрала меньшую стабильность и неограниченные возможности!

- Как вы видите развитие своего бизнеса?

Ксения: Будем продвигать российское современное актуальное искусство на международном рынке, планируем открыть филиал галереи в европейском городе.

...и собираются открыть там галерею
...и собираются открыть там галерею

Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015