07.07.2014 10:30   6748   

Князь Макс Лихтенштейнский: «Мы с семьей обсуждаем бизнес за ланчем»

Князь Макс Лихтенштейнский привез в ГМИИ им. А. С. Пушкина картины из семейной коллекции — Рубенса, ван Дейка, Йорданса и других фламандцев. Но кроме них его княжескому дому принадлежит одна из крупнейших в Европе частных компаний в сфере private banking и управления активами — LGT Group. Именно о ней Finparty побеседовал с его светлостью.
Его светлость князь Максимилиан Лихтенштейнский (Max von und zu Liechtenstein), главный исполнительный директор LGT Group
Его светлость князь Максимилиан Лихтенштейнский (Max von und zu Liechtenstein), главный исполнительный директор LGT Group
— В России по объективным причинам почти не существует семейных бизнесов, а ваша семья — это идеальный пример того, как можно управлять одной компанией из поколения в поколение. Какие особенности семейного бизнеса вы бы выделили?

— Преимущество всех семейных частных бизнесов заключается в том, что они ориентированы на долгосрочную перспективу. Нет необходимости в квартальных отчетах перед акционерами, да и сама структура акционерного капитала очень стабильна. Никто не уговаривает акционеров продать их доли, потому что они планируют владеть ими в течение долгого времени. Кроме того, в LGT Group акционеры, то есть наша семья, активно вовлечены в операционную деятельность. Я сам являюсь исполнительным директором группы. Только представьте, сколько обычный CEO публичной компании тратит на общение с владельцами — как минимум одну пятую часть рабочего времени, то есть день в неделю. В нашем же бизнесе все совсем иначе: мы можем обсудить вопросы, условно говоря, за ланчем, на котором собирается вся семья. В большинстве случаев хорошо работающий семейный бизнес — это фактически идеальный вариант.
 
 
"Банк Лихтенштейна" (Bank in Liechtenstein) был создан в 1920-м году для привлечения капитала в экономику княжества и создания платформы для валютной реформы
 
 
1/2
"Банк Лихтенштейна" (Bank in Liechtenstein) был создан в 1920-м году для привлечения капитала в экономику княжества и создания платформы для валютной реформы
— Но иногда детям лучше оставить деньги, чем бизнес…

— Действительно, бывают и сложности. Проблемы могут возникнуть в случае, если кто-то из членов семьи не способен взять на себя ответственность за бизнес или не хочет участвовать в делах компании. Это большой риск. За 80 лет, в течение которых королевской семье Лихтенштейна принадлежит LGT Group, мы вполне смогли оценить все преимущества и недостатки семейного владения.

— Какой объем активов находится под управлением LGT Group?

— Сейчас группа управляет активами более чем на 110 млрд швейцарских франков. Из них 60% — это средства частных клиентов.
LGT Group специализируется на банковских услугах физическим лицам и управлении фондами. В ней работает почти 1900 человек в подразделении Европы, Азии и на Ближнего Востока
LGT Group специализируется на банковских услугах физическим лицам и управлении фондами. В ней работает почти 1900 человек в подразделении Европы, Азии и на Ближнего Востока
— Можете обрисовать портрет типичного частного клиента вашей группы?

— LGT принадлежат банки в Лихтенштейне, Швейцарии, Австрии, Сингапуре и Гонконге, подчиняющиеся местным регуляторам. Поэтому сложно выделить общие черты у клиентов, имеющих совершенно разные культурный бек-граунд и бизнесы. Кто-то работает в хай-тек-индустрии, кто-то управляет вполне классическим бизнесом или унаследовал капитал. Единственное, в чем мы во всех случаях хотели бы быть уверенными, так это в том, что наши клиенты заработали свои деньги легально.

— А саму LGT Group можно ли считать классическим представителем европейской инвестиционной индустрии?

— Не думаю, что мы очень-то классические. Вам знаком еще какой-нибудь частный банк, которым бы много десятилетий управляла одна семья и который профинансировал бы выставку живописи в российском музее? Я такого не знаю. Но, если говорить о выставке, культурный обмен между различными частями мира — для нас это огромное удовольствие. Это как возможность усадить за стол разных людей по достойному поводу.
В прошлом году LGT Group заработала 139,2 млн швейцарских франков
В прошлом году LGT Group заработала 139,2 млн швейцарских франков
— Насколько крупным капиталом нужно обладать, чтобы стать вашим клиентом?

— Наши услуги стоят дорого, хотя цифры несущественно разнятся от рынка к рынку. Иногда мы начинаем взаимоотношения с новым клиентом с меньших сумм, понимая, что со временем, если его все устроит, он доверит нам больше. Обычно речь идет о $3-4 млн.

— Вы предлагаете клиентам в том числе неклассические инвестиционные продукты, такие как хедж-фонды. Чем вы руководствуетесь при выборе стратегии и партнера?

— Есть одно главное правило: мы никогда не доверим деньги наших клиентов финансовому институту, если его владельцы не передали ему в управление собственный капитал. Если вы — известный управляющий хедж-фондом, пришли ко мне за деньгами моих клиентов и рассказываете, какая у вас уникальная стратегия, то первым делом я спрошу, сколько своих средств вы вложили в эту стратегию. И только в этом случае могу согласиться на партнерство. Я очень верю в идею соинвестирования, вокруг этой философии у нас многое строится. Более того: в LGT Group принципиально важно, чтобы люди, которые ежедневно отвечают за инвестиционные идеи для наших клиентов, также вкладывали значительную часть собственных денег в выбираемые ими стратегии.

Другой важный для нас принцип инвестирования — диверсификация. Как говорил мой любимый профессор в Гарвардской бизнес-школе: «Главный урок для инвестиционного менеджера — диверсификация рисков». Наконец, еще одно правило: если мы вкладываемся в какой-то рынок, мы хотим делать это вместе с самыми способными, компетентными людьми. Мы разработали довольно уникальную систему отбора управляющих разными классами активов.
 
 
 
 
1/2
— Какие инвестиционные направления, по-вашему, сейчас наиболее привлекательны?

— Я считаю, что прямые инвестиции в компании Западной Европы дают отличные возможности. Рынок только восстанавливается, и многие компании пока еще недокапитализированы — например, в Италии. Входить в акционерный капитал европейских малых и средних бизнесов бывает крайне выгодно.

— А какие сектора наиболее интересны?

— Здравоохранение, ритейл, инжиниринг.

— Смотрите ли вы в сторону развивающихся рынков?

— Может быть, в сторону Индии. Я много общаюсь с людьми, которые хорошо знают этот рынок, они ожидают позитивных изменений в политической системе и экономике, прихода международного капитала. Хорошие возможности для инвестиций есть и в Китае. У меня есть личные предпочтения, я люблю длинные стратегии. Можно выглядеть идиотом на коротком промежутке времени, но получить высокий доход в долгосрочной перспективе. 
Сам князь семейной коллекцией живописи не занимается, это прерогатива его отца
Сам князь семейной коллекцией живописи не занимается, это прерогатива его отца
— Вернемся к вашей коллекции произведений искусства. Лично для вас это больше бизнес или увлечение?

— Коллекции фламандской живописи, которой владеет моя семья, более 400 лет. Я вырос в окружении этой красоты, но сам не коллекционирую: это привилегия главы семьи, сейчас — моего отца. Если он покупает что-то, что мне не нравится, я, конечно, могу выразить удивление: «Папа, и почему только ты это купил?».

— А коллекция со временем дорожает?

— Да, за последние 30 лет цены на арт-рынке вообще выросли существенно. Это результат того, что богатые люди становятся еще более богатыми: вначале ты покупаешь машину, дом, второй дом, потом начинаешь коллекционировать искусство. Но для княжеского дома Лихтенштейна арт-коллекция — это прежде всего достояние семьи.
Дарья Маслова и князь Макс Лихтенштейнский
Дарья Маслова и князь Макс Лихтенштейнский
 
 
Из коллекции княжеского дома Лихтенштейна
 
 
1/3
Из коллекции княжеского дома Лихтенштейна

Фото: Cветлана Беканова

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015