20.10.2014 17:00   9223   

Павел Нефедов: «ВДНХ — это город чудес и диковин»

Этой осенью вышел первый официальный путеводитель по ВДНХ. Его автор, Павел Нефедов, который еще год назад отвечал за рекламу и корпоративные коммуникации в Росбанке, написал его за три зимних месяца на Гоа под шум волн Индийского океана. Уложиться в такой короткий срок помогли, конечно, не столько песок и пальмы, сколько десять предыдущих лет, которые автор путеводителя посвятил обстоятельному изучению каждого уголка, каждого павильона знаменитой выставки.
Бывший директор по рекламе и корпоративным коммуникациям Росбанка Павел Нефедов в этом году написал первый путеводитель по ВДНХ
Бывший директор по рекламе и корпоративным коммуникациям Росбанка Павел Нефедов в этом году написал первый путеводитель по ВДНХ
Павел Нефедов до зимы прошлого года работал в Росбанке, всю свою профессиональную жизнь занимался рекламой и корпоративными коммуникациями: в МТС, заявочном комитете «Сочи-2014», МДМ Банке, через две недели после его прихода объявившем об объединении с Урса Банком. За правильное донесение до общественности информации об этом крупном банковском слиянии, в котором «было очень сложно определить, кто поглощающая сторона, а кто поглощаемый», и отвечал Нефедов. Объединение происходило очень жестко, вспоминает он, МДМ Банк в основном был корпоративный, столичный; хоть и частный, но ориентированный на западные форматы, с сильным инвестиционным блоком. Урса Банк был новосибирским «ритейловым хардкорным банком», который жил за счет массовых кредитов. Трудно было найти более несхожие культуры. 
Дарья Маслова (Finparty) и Павел Нефедов
Дарья Маслова (Finparty) и Павел Нефедов
Из МДМ Банка Павла позвали в Росбанк и вновь под проект объединения еще более разных финансовых структур: на этот раз французского BSGV и Росбанка. А прошлой зимой он принял решение уйти из банковской отрасли и сосредоточиться на проектной деятельности. «Решил, что пока не буду загонять себя ни в какие корпоративные жесткие рамки, а постараюсь в течение года реализовать свои увлечения, которые стали уже больше, чем хобби. Все они крутятся вокруг одного — это фото, это ВДНХ, это выставочная деятельность», — объясняет Нефедов.  
 
 
Павильон "Космос" на ВДНХ первоначально назывался "Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР"
 
 
1/3
Павильон "Космос" на ВДНХ первоначально назывался "Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР"
Уйдя из Росбанка в декабре 2013 года, буквально через несколько дней Нефедов уехал на Гоа, взяв с собой ноутбук и свои ранние наработки. «Там была создана основа моего путеводителя. Конечно, такую книгу было бы невозможно написать так быстро, если бы я не занимался этим вопросом 10 лет», — уточняет Нефедов. Он впервые прикоснулся к теме ВДНХ еще в раннем детстве — жил неподалеку, в районе улицы Королева. «Это характерно для очень многих, кто имеет какое-то отношение к выставке. Это место, как магнит. Многие, кто жил поблизости, считают себя частью если не сообщества, то какой-то субкультуры», — рассказывает о зарождении своего интереса Павел. Его самого мало тогда привлекали павильоны, связанные с сельским хозяйством, зато по-настоящему манил космос. «Меня привлекали вот эти все технические вещи, потому что если вы условно говоря в «Пионерской правде» читали про какую-то техническую новинку, новый автомобиль, который выпустила советская промышленность, это значило, что очень скоро все это можно было увидеть здесь. ВДНХ — это конечно, город чудес и диковин», — продолжает Павел Нефедов. 
 
 
Справа - копия ракеты "Восток". Павел Нефедов с детства запомнил, что на ВДНХ можно увидеть самые последние технологические новинки
 
 
1/2
Справа - копия ракеты "Восток". Павел Нефедов с детства запомнил, что на ВДНХ можно увидеть самые последние технологические новинки
10 лет назад в Нефедове проснулся серьезный интерес исследователя к тому, как с момента основания в 1939 году трансформировалась и менялась выставка. Тогда о ВДНХ не было даже статьи в Википедии. Так родилась идея создания сайта bсxb.ru. ВСХВ — это официальное название выставки до 1959-го года, сайт на латинице и на кириллице читается практически одинаково. Изначально предполагалось, что это будет каталог павильонов и альбом фотографий самого Нефедова. «В конечном счете, до моих фотографий дело так и не дошло, потому что все стало развиваться в другом направлении: сайт стал историческим, то есть собранием различных документов», — рассказывает предысторию Нефедов. 
Материалы для своего сайта будущий автор путеводителя искал везде: в букинистических магазинах, на блошиных рынках, в архивах, в общем, где только было возможно. Научных монографий на тему ВДНХ не было: всего пара диссертаций, одна из них была написана еще в 1953-м году перед открытием выставки в период послевоенной реконструкции, и две — в начале 90-х. Какие-то исследователи, изучавшие советскую архитектуру, ссылались в своих работах на объекты, расположенные на территории выставки. Но не было ничего специализированного и систематизированного, так что картину Нефедов восстанавливал «практически из полной темноты», не имея ничего: «Я находил какие-то путеводители, в которых описывались павильоны. После этого находил схемы и понимал, где они были расположены. Здесь же много павильонов было разрушено, одни строились взамен других». 
Путеводитель описывает ВДНХ такой, какой ее видит посетитель сегодня
Путеводитель описывает ВДНХ такой, какой ее видит посетитель сегодня
Математическое образование помогло не просто описывать и делать обзоры архитектурных объектов, а в первую очередь выстроить структуру, таблицу, грубо говоря, с номерами: сопоставить, на какой карте какой номер чему соответствует, и всю эту информацию систематизировать. 
Следующим шагом после создания сайта стал путеводитель. «С одной стороны, я понимал, что в интернете можно бесконечно что-то выкладывать, но все равно, как говорится, к делу это не пришьешь. Грубо говоря, мне хотелось застолбить поляну, обозначить, что сделал я в этом во всем, а что уже как-то само собой происходит. Для любого исследователя бумажный носитель, книга — это верхняя точка творчества», — продолжает Нефедов. В особенности, когда речь идет о путеводителе по ВДНХ, понятно, что такая книга не может быть просто монографией, это должно быть что-то интересное: визуальное, тактильное, насыщенное иллюстрациями. 
«Путеводитель — это не та книга, которую ты берешь, ставишь аккуратно на полку и дальше открываешь так, чтобы, не дай бог, не замарать. Это книжка, на которой должны оставаться следы, потому что ты с ней ходишь, в ней можно делать пометки и прочее, она для этого и была написана, — объясняет идею формата Нефедов. — Путеводитель описывает выставку в том виде, в каком она сейчас существует. Пускай вот здесь стоял некий другой павильон, ну что о нем писать, я лучше напишу, что теперь здесь фудкорт, потому что путеводитель нужен человеку, чтобы помочь узнать, что он может реально увидеть». 
Павел Нефедов
Павел Нефедов
Книгу Нефедов начинал писать сам, а когда было готово 80%, с помощью директора Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирины Коробьиной он нашел издателя — ABCdesign, издательство с большим уклоном в сторону архитектуры. «У меня точно не было планов издавать книгу самостоятельно, делать самиздат какой-то мне не хотелось. Я понимал, что собран достойный материал», — продолжает историю путеводителя Нефедов. За несколько недель до отправки рукописи в типографию новое руководство ВДНХ закрепило за книгой Павла Нефедова статус официального путеводителя по выставке. 
 
 
Павильон "Узбекистан"
 
 
1/3
Павильон "Узбекистан"
Также за этот год случилась еще одна интересная, совершенно параллельная история — русский павильон на архитектурной биеннале в Венеции, куратором которой была команда института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Они придумали концепцию, будто бы павильон превращается в выставку внутри выставки: в нем настроили маленьких стендов, придумали 20 вымышленных фирм, и каждая фирма представляла отдельную архитектурную идею в СССР и России за весь ХХ век. Одна из этих «фирм» занималась ВДНХ. Ее представлял Нефедов. Так в Венеции он познакомился не только с посетителями из Турции, Венгрии, Италии, но и со всем московским бомондом, посетившим биеннале. «Если кто не знал, что я занимаюсь темой ВДНХ, то теперь знает: от главного архитектора Москвы и заканчивая всеми журналистами. — вспоминает Нефедов. — Когда у тебя такое хобби, очень важно создавать ассоциации с сильными брендами. Участие в архитектурной биеннале в Венеции, организация исторической выставки в центральном павильоне самой ВДНХ, написание путеводителя…ну что еще может быть круче?» 
Одной из первых привлекших внимание Нефедова историй была разгадать, какую из республик символизирует каждая из девушек в фонтане
Одной из первых привлекших внимание Нефедова историй была разгадать, какую из республик символизирует каждая из девушек в фонтане "Дружба народов". Их 16, хотя республик было 15. Загадку Нефедов разгадал
Путеводитель — это не бизнес, признается его автор, книгу он писал за фиксированный гонорар, это для автора, скорее, репутационный проект, просветительский. Книга с сентября продается в нескольких книжных магазинах Москвы, ее также можно приобрести в Музее архитектуры. Но самая ее большая ценность обнаружится, конечно, во время прогулки по территории ВДНХ. 

Фото: Игорь Генералов

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015