19.01.2015 17:35   9836   

Кирилл Николаев: «Семейный офис — это марафон, а не спринт»

Клиенты NICA Multi Family Office — состоятельные русскоговорящие семьи, живущие в США, Испании, Швейцарии и России. Компания не просто обеспечивает им безопасность во всех смыслах этого слова, она становится для них так называемым «внешним мозгом», говорит ее сооснователь Кирилл Николаев.
Сооснователь NICA Multi Family Office Кирилл Николаев
Сооснователь NICA Multi Family Office Кирилл Николаев
Появление индустрии семейных офисов — история американская, как та мечта. Именно в Америке два с лишним века назад сложились условия для быстрого накопления больших капиталов и зародилась традиция составлять succession plan — последовательный план действий в вопросах наследования и управления семейными деньгами. «Как-то я общался с человеком, чей прапрадедушка в 1850-м году заработал первый миллион долларов, а теперь семья ведет свой бизнес в 26-ти странах мира», — приводит пример Кирилл Николаев.

Лично он с американскими традициями познакомился в начале 1990-х, когда изучал IT-технологии в компьютерной лаборатории Стэнфорда. Как раз тогда, буквально на его глазах, Джерри Янг создавал Yahoo!. «После учебы я вернулся в город, который, кажется, еще назывался Ленинградом. Оказалось, что я уже пользуюсь интернетом, а люди вокруг не знают, что это такое», — вспоминает Николаев. Пропитавшись «калифорнийскими флюидами», свой первый бизнес он связал с e-commerce: помогал американским и европейским компаниям запускать интернет-магазины в эпоху, когда онлайн-платежи с помощью пластиковых карт были еще совсем не распространены.

Последний из семи бизнес-проектов, которые Николаев с тех пор воплотил в жизнь, — компания N Capital, специализирующаяся на услугах по покупке и продаже бизнесов стоимостью от $10 млн. NICA Multi Family Office создавалась, по сути, как ее логическое продолжение. «Получается, что предприниматель, продав компанию и получив за нее большую сумму, сразу сталкивается с непредвиденными сложностями. Как беременная женщина, которая думает, что самое тяжелое — это родить ребенка, и только потом понимает, что намного сложнее его воспитать, — проводит аналогию собеседник Finparty. — Здесь то же самое: часто предприниматели считают, что самое сложное — продать бизнес, тогда как на самом деле еще сложнее не потерять деньги после сделки».
Прежде чем создать NICA Multi Family Office, Кирилл Николаев уже запустил несколько собственных бизнесов
Прежде чем создать NICA Multi Family Office, Кирилл Николаев уже запустил несколько собственных бизнесов
На одной из конференций Николаев познакомился со своим нынешним партнером Чарльзом Иосом, обладающим богатым опытом управления семейными капиталами. Около 35-ти лет тот проработал в сфере private banking в Америке, Испании и Швейцарии, в том числе как управляющий директор Rothschild Bank в Женеве. Три года назад Иос ушел из этого банка и основал собственную компанию ICA. Название для совместного проекта — мультисемейного офиса NICA — было получено путем сложения начальной буквы «N» от N Capital и «ICA» названия компании Иоаса. И компетенции партнеров удачно дополнили друг друга, доволен Николаев. Иос привнес швейцарские традиции, знание всех крупнейших банков мира на уровне партнерских отношений, понимание, как правильно структурировать клиентские портфели с точки зрения сохранности на «длинных дистанциях», а Николаев — свой предпринимательский опыт и видение того, как следует развивать этот бизнес в России.

NICA Multi Family Office обслуживает семьи с капиталом от $10 млн. У компании есть представительства в Майами, Женеве, Москве и Гонконге. «Если у клиента больше $150 млн, мы рекомендуем ему содержать семейный офис исключительно для себя — single family office. Если же речь идет о сумме больше $10 млн, но меньше $150 млн, то добро пожаловать к нам: в этом случае вам не нужно будет нести постоянные издержки на персонал, достаточно будет оплачивать комиссию, составляющую в среднем 1,5% от капитала, который находится в зоне внимания семейного офиса», — продолжает Николаев. NICA не входит в состав какой-либо банковской группы, фокусируется только на бизнесе по управлению капиталами клиентов и руководствуется при этом принципом открытой архитектуры, то есть не предлагает, например, собственные услуги по страхованию или юридическому сопровождению. Фактически компания выполняет функции суперадминистратора, делегируя 75-85% проводимых для клиентов операций надежным подрядчикам.
Компания Николаева и Иоса обслуживает семьи с капиталом от $10 млн. У нее есть представительства в Майами, Женеве, Москве и Гонконге
Компания Николаева и Иоса обслуживает семьи с капиталом от $10 млн. У нее есть представительства в Майами, Женеве, Москве и Гонконге
Семейный офис отличается от частного банка тем, что во главу угла в данном случае ставится не банковский продукт, который необходимо предложить клиенту, а сам клиент, точнее его семья со своими потребностями. Причем семья в классическом понимании: муж, жена, дети, родители. NICA обслуживает русскоговорящих клиентов по всему миру, и про российскую специфику Николаев может рассказывать долго. Например, если европейский потенциальный клиент family office не видит презентацию из 150 слайдов с огромным количеством цифр и таблиц, он будет считать, что перед ним сидят непрофессионалы. А если такую же презентацию продемонстрировать клиенту с российскими корнями, он может подумать, что над ним издеваются, шутит Николаев. Интересно, например, и то, что в американской практике центральным звеном семейного офиса считается налоговый консультант, а в России — условно, банкир.
Российские клиенты мультисемейных офисов заботятся, прежде всего, о сохранности своего капитала. Поэтому во главе бизнеса самих семейных офисов стоит банк
Российские клиенты мультисемейных офисов заботятся, прежде всего, о сохранности своего капитала. Поэтому во главе бизнеса самих семейных офисов стоит банк
А еще российские клиенты зачастую уделяют недостаточно внимания тем ошибкам, которые могли бы быть допущены ими в налоговой сфере. «Недавно в одном из регионов при покупке дома за 50 млн рублей налоговики спросили у покупателя, откуда у него деньги при нулевых доходах, и попросили заплатить подоходный налог на эту сумму, — приводит пример Николаев. — Поэтому одна из наших задач — проверить, все ли в порядке с финансами клиента за последние 10 лет (таков срок потенциальных претензий по Уголовному кодексу) и особенно за последние четыре года, за которые возможны налоговые претензии». У русских клиентов есть еще одна общая черта. Как правило, никто из них не может точно ответить на вопрос, сколько именно у него денег, так как капитал обычно не консолидирован.
Мультисемейный офис выполняет функцию
Мультисемейный офис выполняет функцию "внешнего мозга" - независимого администратора и консультанта по самому широкому кругу вопросов
Отсюда вытекают несколько ключевых функций, которые закреплены за семейным офисом. Первая — безопасность во всех смыслах этого слова, как с точки зрения капитала и конфиденциальности информации, так и с точки зрения защиты всех членов семьи. Кроме безопасности есть такая функция, как extra-brain, или «внешний мозг». Именно он помогает семье принимать правильные решения в нужное время в нужном месте, что снижает риск потери семейного состояния от «эмоциональных» поступков. К тому же, возможность использовать «внешний мозг» разными членами семьи позволяет синхронизировать все принимаемые решения согласно общим целям. Семейный офис также отвечает за защиту состояния клиентов от инфляции и всевозможных рисков для передачи детям и внукам. Он воспитывает внутри семьи финансовую культуру и ответственное отношение к деньгам, таким образом увеличивая шансы того, что бизнес будет не просто передан по наследству следующим поколениям, но и продолжит успешно развиваться.

Очень часто предприниматели распределяют вышеописанные функции между различными структурами компаний, которыми они владеют, и в этом Николаев видит целый ряд недостатков. «Используя таким образом ресурсы своих бизнесов, предприниматели, по сути, «паразитируют» на них в семейных целях. С одной стороны, это кажется логичным — юрист уже есть, секретарь тоже. Но по многим вопросам все равно не удается получить полные ответы, потому что для этого специалист должен видеть всю картину. Что делать, к примеру, если тебе нужен совет в принятии инвестиционного решения? Или как лучше поступить с юридическим оформлением дома: записать его на дальнего родственника или все-таки на жену? Не будешь же ты спрашивать об этом у психолога, друзей или юриста в своей компании, у которого и другой работы много», — объясняет Николаев.
Семейный офис справляется с этими задачами, на то он и «внешний мозг». Клиенту не требуется по нескольку часов рассказывать предысторию, он задает вопрос и получает ответ. Это срабатывает даже в непредвиденных обстоятельствах, например когда кто-либо из членов семьи уходит из жизни. Как правило, предприниматели бесконечно верят в свою эффективность, не учитывая, что она ограничена их здоровьем, размышляет Николаев. Клиент семейного офиса может быть уверен, что при любом форс-мажоре его бизнес не развалится. «Мы консолидируем все активы — и материальные, и нематериальные — благодаря чему клиент видит общую картину происходящего. Частью этой работы является планирование семейного бюджета: в чем будет заключаться стратегия семьи с точки зрения управления благосостоянием, за счет чего она планирует жить и увеличивать капитал, чтобы передать его внукам», — рассказывает совладелец NICA, подчеркивая, что деньги при этом семейному офису никто не передает: последний лишь помогает клиенту в управлении портфелем, используя банковскую инфраструктуру.

Среди основных причин, по которым семьи теряют состояния, Николаев называет следующие: смерть главы семьи, развод, рост расходов от поколения к поколению (каждое следующее поколение тратит больше предыдущего, а зарабатывает меньше), плохие инвестиции, воровство денег или мошенничество, о котором узнают слишком поздно.

Предприниматели часто не разделяют капитал на семейное состояние и финансовую ликвидность для инвестиционных проектов, отмечает Николаев. Получается, что семейный капитал они активно используют в бизнес-проектах, что приводит к потерям во времена турбулентности (как сейчас) и ослаблению устойчивости семейного состояния. В этих случаях, как правило, семейный капитал не выделен, не структурирован и не получает должного внимания на регулярной основе. Чаще всего семья оказывается в ситуации потери 90% семейного состоянии в течении нескольких месяцев.

Также очень часто семейный капитал используется по принципу «есть свободные деньги, купим или вложим во что-то, что в будущем принесет нам доход: недвижимость, фондовый рынок, в долг друзьям/членам семьи и так далее». Такое поведение предприниматели реализуют из-за нехватки времени на регулярный анализ и сопровождение семейного состояния и «распихивают» деньги по разным активам, что приводит к такой диверсификации, за которой у них элементарно не остается времени и внимания следить. Это, конечно, позволяет не «утонуть» за один месяц, но из-за нехватки времени и высокой диверсификации нужные решения о выходе из бизнеса или коррекции портфеля не принимаются своевременно, так что «лодка» то в одном, то в другом месте «дает бреши» и в конечном итоге «тонет». 

Финансовая инфраструктура семьи — это база, которая начинает работать сразу после ее создания. Если говорить о нематериальных услугах, семейный офис берет на себя вопросы заботы о здоровье, родителях, помощи в выборе образовательной стратегии для детей, планировании ключевых событий семьи на долгие годы вперед — от покупки недвижимости до кругосветных путешествий. Также он обеспечивает страхование жизни, недвижимости, ценностей, которые есть у семьи. В его задачи входит и решение вопросов с передачей наследства — не с формальной точки зрения, а с точки зрения передачи ответственности.

«Мультисемейный офис — это точечные индивидуальные услуги, а не масс-маркет. До 2020 года мы поможем стать нашими клиентами еще 10-15 семьям, и этот результат нас будет полностью устраивать, — говорит о задачах, которые стоят перед NICA на ближайшие годы, ее сооснователь. — Наш бизнес — это марафон, а не спринт-забег, история на десятки лет, а значит и огромная ответственность. В России, мне кажется, мы только в самом начале».
Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015