23.09.2015 09:00   7188   
 
Bankir.Ru

Руководитель направления мероприятий

Все статьи автора

Екатерина Трофимова: «Новому рейтинговому агентству — быть!»

В любом сообществе есть значительные люди, занимающие особое место. Это место может изменяться под воздействием обстоятельств, но люди остаются значимыми. Яркий пример — Екатерина Трофимова, первый вице-президент, член правления Газпромбанка.

Кризис 1998 года — и она едет учиться во Францию. Подъем двухтысячных — и вчерашняя студентка представляет ведущее рейтинговое агентство мира в быстрорастущей России, продолжая работу и в кризис 2007—2009 годов. В 2011 году она становится первым вице-президентом одного из крупнейших российских банков. Сейчас снова кризис — и Екатерина у истоков создания качественно нового рейтингового агентства в России.

— Помнится, в начале двухтысячных годов вокруг вас в нашем банковском секторе был настоящий ажиотаж. Как же, приехала красивая девушка с косой из Европы нас оценивать. Мы даже думали, что вы — потомок российских эмигрантов 1917 года и зовут вас как-то типа Katya Trofimoff. Человек из другого мира. Очень были удивлены, когда в списке участников конференций стало появляться ваше отчество и оказалось, что вы из Питера.

Уроженцев Санкт-Петербурга обычно отличает особая любовь к своему городу. Как относитесь к нему вы? В каком городе чувствуете себя как дома?

— Где бы я ни жила, сколько бы ни путешествовала, одним из моих любимых городов действительно всегда был и остается Санкт-Петербург. Это город, где я родилась и прожила первые двадцать с лишним лет — годы, когда закладываются основы мировосприятия. Для меня Петербург и по сей день является воплощением красоты и достоинства. Бываю там регулярно и всегда с радостью, правда, теперь это в основном рабочие поездки. Второй знаковый для меня город, который я хорошо знаю и люблю, где прожила также значительный период своей жизни, — это Париж.

— Именно о нем и будет мой следующий вопрос. Вы провели во французской столице больше десяти лет: сначала учились в Сорбонне, затем прошли в рейтинговом агентстве Standard & Poor’s путь от рядового сотрудника до главы группы рейтингов финансовых институтов России и стран СНГ. Как вам это удалось и какой фактор оказался решающим?

— Как и у всех людей, моя жизнь — это цепочка случайных и неслучайных событий. На последних курсах университета я начала изучать французский язык, окончила специальный совместный курс с парижским университетом Париж-Дофин и прошла конкурс на получение стипендии на обучение во Франции. Попытка поступить в Сорбонну для меня была, наверное, одним из первых серьезных вызовов себе самой. И приняв его, я во многом определила свой дальнейший жизненный и профессиональный путь. Образование и поставленные цели позволили мне попасть в S&P и приобрести там значительный опыт работы в рейтинговой сфере. В Газпромбанке, куда я перешла в 2011 году, круг моих задач существенно расширился: сегодня я координирую работу Центра рейтингового консультирования, а также курирую работу по экономическому прогнозированию и корпоративным коммуникациям. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, могу сказать, что убеждена: в нашей жизни, помимо счастливого случая, очень много зависит от нас самих, от нашей инициативы и готовности брать на себя ответственность.

— В чем отличие европейского образования от российского? Что было бы полезно перенять?

— Из очевидных плюсов любого западного образования я бы выделила возможность познакомиться с лучшими мировыми практиками, больший упор именно на самостоятельную работу и погружение в языковую среду. Первое невероятно расширяет кругозор, второе учит важнейшему для человека качеству самостоятельно ставить перед собой задачи, ну а третье, помимо знания языка, дает ощущение, что нет ничего невозможного — а это дорогого стоит.

— Поделитесь своим видением, как строить карьеру в условиях турбулентности, как увидеть точку роста и свой шанс, как принять решение на перепутье? Есть ли у вас жизненная стратегия, тактические приемы?

— Скажу честно: определенной жизненной стратегии у меня нет, я действую исходя из обстоятельств. Любой человек, которому удалось чего-то добиться в жизни, скажет вам, что секрет успеха довольно прост: это способности и интерес к тому, чем ты занимаешься, удача — не всем везет оказаться в нужном месте в нужное время, а главное — труд. При этом самое сложное и интересное в жизни — не просто добиться чего-то, а продолжать добиваться снова и снова. Если не боишься пробовать новое и не опускаешь руки, когда что-то не получается с первого раза, то и перепутье становится синонимом скорее не угрозы, а новых возможностей. И еще очень важна поддержка. Идти по жизни не в одиночку, а в компании единомышленников гораздо приятнее и проще. Благодаря своим коллегам и, конечно, семье я неоднократно в этом убеждалась.

Екатерина Трофимова рассказывает о картине из коллекции современного искусства Газпромбанка, которая висит у нее в кабинете
Екатерина Трофимова рассказывает о картине из коллекции современного искусства Газпромбанка, которая висит у нее в кабинете

— Давайте перейдем к вопросу о создании качественно нового рейтингового агентства в России, которым вы сейчас занимаетесь. Что, на ваш взгляд, все же произошло в кризис 2007—2009 годов? Почему ведущие рейтинговые агентства не уловили резкого ухудшения финансового состояния ряда крупнейших банков и ипотечных облигаций, приведшего к дефолту? Это несоответствие методик новым экономическим реалиям, ошибка или злоупотребление?

— В американском законе Додда — Франка, содержащем раздел про кредитные рейтинговые агентства, качество некоторых оценок названо одним из факторов финансового кризиса 2007—2009 годов. Я полагаю, что действительно имела место неадекватная оценка уровня риска по ипотечным облигациям, аналитики агентств просто не уследили за этим стремительно развивавшимся сектором рынка. Всегда важно помнить, что кредитный рейтинг — это мнение агентства, которое может быть ошибочным.

— Что же за этим последовало в США: законы, ужесточающие деятельность рейтинговых агентств, или снижение интереса к рейтинговым оценкам?

— Закон Додда — Франка открыл новую страницу в регулировании деятельности рейтинговых агентств, действующих на территории США, — в определенной мере это действительно можно назвать ужесточением. Кредитные рейтинги же остаются неизменным элементом финансовой инфраструктуры.

— Какие реформы в рейтинговом деле необходимы, чтобы такая ситуация не повторилась?

— В настоящее время мы находимся в эпицентре изменений, которые были начаты в рейтинговой отрасли как раз в 2009—2010 годах. Если более конкретно, это довольно жесткое регулирование деятельности рейтинговых агентств, направленное на повышение качества аналитической работы, устранение конфликта интересов и совершенствование бизнес-процессов. В июле этого года в РФ принят федеральный закон ФЗ-222, который определяет правовые основы рейтинговой деятельности и основные положения ее регулирования со стороны Банка России. В этой связи считаю, что мы находимся на правильном пути, качество рейтинговой деятельности должно эволюционировать.

— Необходимо ли антимонопольное регулирование в отношении рейтинговых агентств? Сейчас несколько крупнейших агентств в мире занимают фактически монопольное положение в течение длительного периода. Не кажется ли вам, что это может влиять на качество их деятельности.

— Рейтинговый рынок гораздо более многообразен, чем может показаться на первый взгляд. Сложившаяся структура отрасли действительно сильно сконцентрирована на «большой тройке» (S&P, Moody’s и Fitch), но существуют страны, в которых профессиональная компетенция, качество аналитики и, как результат, репутация национальных агентств находятся на сопоставимом с «тройкой» уровне. Это прежде всего агентства Канады (DBRS) и Японии (JCRA). Думаю, что дополнительные искусственные ограничения в и так уже очень жестко регулируемой отрасли, основанной на доверии инвесторов, являются избыточными. Инвестиции в профессиональную аналитическую компетенцию и правильная организация бизнес-процессов являются основными факторами успеха новых игроков на этом рынке.

— Сейчас достаточно популярны формы оценки финансового состояния объектов, альтернативные продуктам рейтинговых агентств, — даже Банк России использует страновые оценки ОЭСР и собственную оценку качества кредитов и заемщиков. Это закономерный процесс или реакция на недостатки рейтинговых агентств?

— Это закономерный процесс, который начался не вчера и тем более появился не как ответ на ошибки рейтинговых агентств. Инвестор, решивший принять на себя кредитный риск контрагента (долговую ценную бумагу), опирается на множество оценок, включая собственную аналитику и мнения третьих лиц. Плюрализм оценок является результатом повышения эффективности рынка и ведет к более адекватному измерению рисков.

— Какова, в идеале, должна быть ответственность рейтинговых агентств перед пользователями рейтинга? Похоже, что пользователи рейтинга, в отличие от рейтингуемых, ни разу не выиграли в суде?

— Как я уже отмечала, кредитный рейтинг — это мнение рейтингового агентства о кредитоспособности компании, основанное на анализе всей информации, имеющейся в его распоряжении. Степень использования рейтингов основана на доверии инвесторов, которое обретается высокой аналитической компетенцией и за которым стоит определенная статистика дефолтов по рейтинговым категориям. Принятие решения об использовании рейтинга — это прерогатива пользователя, и нелогично, если ответственность за это будет лежать на рейтинговом агентстве.

— Не кажется ли вам, что это несправедливо? Предприятия заказывают рейтинги именно для инвесторов. А у инвесторов никаких прав и нет. Возможно, было бы логично, если рейтинговое агентство отвечало бы своим капиталом за достоверность своих оценок перед инвесторами?

— Профессиональная деятельность на финансовом рынке (а подавляющее большинство пользователей кредитных рейтингов имеет статус профессиональных инвесторов) связана с принятием различных видов риска. У инвестора есть фундаментальное право — выбирать, какими оценками пользоваться: своими внутренними или внешними (например, кредитными рейтингами). Принятие такого решения должно быть осознанным, учитывающим в том числе статистику дефолтов по различным рейтинговым категориям.

— Насколько реально сформировать 3 млрд рублей уставного капитала нового агентства за счет бизнеса и без участия госорганов? 150 млн рублей (5% от капитала) — большая сумма в условиях нынешнего спада экономики и уменьшает капитал. Кроме того, рейтинговый бизнес нерентабелен.

— Запрос на профессиональную рейтинговую оценку эволюционно сформировался в российском бизнес-сообществе. Готова сообщить, что сбор заявок закрыт, список из 26 инвесторов финализирован. С учетом равного распределения долей между участниками индивидуальная доля каждого из 26 инвесторов составит округленно 3,85%, или 115,4 млн рублей. Желающих было больше, но было принято решение не затягивать процесс сбора заявок, которые продолжали поступать, для того чтобы соблюсти планируемые сроки по организации компании. Уже начат процесс формирования акционерного соглашения, устава и договора о создании компании с учредителями. Запущен процесс поиска помещения, активно идет подбор персонала. В процессе сбор коммерческих предложений для выбора аудитора и регистратора. Начинается обсуждение кандидатур в совет директоров. Еще многое предстоит сделать для соблюдения всех наилучших стандартов корпоративного управления, а это длительный процесс, учитывая большое количество учредителей и различия в их корпоративных процедурах. Были запросы и от потенциальных иностранных инвесторов, но различия в корпоративных процедурах в разных юрисдикциях привели бы к значительному затягиванию сроков создания агентства. А необходимый для запуска пул инвесторов уже набран со значительным превышением.

— Как избежать конфликта интересов при формировании уставного капитала из средств рейтингуемых?

— Минимизация конфликта интересов достигается как за счет оптимальной акционерной структуры, когда ни один участник не владеет пакетом, превышающим 4,99% капитала агентства, так и за счет правильной корпоративной структуры и организации бизнес-процессов с четким разделением аналитической и бизнес-функций. Именно на этих принципах и строится новое рейтинговое агентство.

— Что означает, по вашему мнению, тот факт, что именно Банк России выступил инициатором создания нового рейтингового агентства, он будет принимать только его рейтинги? Что же будет с остальными агентствами?

— Рейтинговый рынок ждут качественные изменения, связано это прежде всего с появлением регулирования. Исходя из текста закона в регулировании будут использоваться кредитные рейтинги только тех агентств, которые пройдут аккредитацию в соответствии с новыми правилами и процедурами Банка России. Пока преждевременно делать какие-либо оценки на этот счет.

— Будете приглашать своих сотрудников в новое рейтинговое агентство?

— Скажу только одно — требования к сотрудникам как аналитического, так и неаналитического «блоков» агентства будут очень высокие, и мы будем искать лучших людей на рынке, профессионалов своего дела, готовых к тому, что вначале будет большой объем работы, а потом, при успешном развитии бизнеса, работы будет еще больше.

— Ваш профессиональный путь требует особой стрессоустойчивости. Как вы снимаете напряжение?

— Найдите дело по сердцу, и вам не придется отдыхать от работы. Я очень увлечена своим делом, и мне не приходится предпринимать особые усилия, чтобы отдыхать от него и полностью переключаться. Более того, когда я вижу, насколько сильно вовлечена моя команда, когда чувствую их энергию и то, что они отдают нашим проектам не только ум, но и сердце, меня это вдохновляет и придает силы. Помимо этого, когда есть свободное время, я стараюсь заниматься спортом, и в этом смысле отдаю предпочтение плаванию и катанию на беговых лыжах.

— Вы стали первой представительницей России в составе жюри престижной премии Cartier Women’s Initiative Awards 2015. Кому и за какие достижения вручается премия?

— Cartier Women's Initiative Awards — международная премия, которая проводится под эгидой знаменитой ювелирной компании, а также при поддержке Женского форума (Women's Forum), McKinsey & Company и школы бизнеса INSEAD уже девять лет подряд. Это конкурс бизнес-проектов для женщин-предпринимателей, управляющих собственным бизнесом в самых разных сферах — от моды до производства. В октябре жюри, в состав которого в этом году вхожу и я, определит шесть лауреатов из разных уголков Земли — от Африки до Азии. Лучшие будут выбраны исходя из целого ряда критериев: социальной значимости проекта, его инновационности, самоокупаемости и других. К сожалению, в списке номинантов пока не представлены российские участницы, но я убеждена, что это вопрос времени. Для меня большая честь представить в жюри этой премии нашу страну и поддерживать такую социально значимую инициативу.

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015