21.01.2016 09:00   5331   

Ольга Вилкул: «Сделаешь удобный продукт — заработаешь!»

Как финансисту может помочь увлечение Burda Moden, откуда черпать силы в кризис, что нужно, чтобы подружиться с ГИБДД, — об этом и многом другом мы поговорили с председателем совета директоров платежной системы «Лидер» Ольгой Вилкул.

— Ольга, вы с самой юности хотели быть финансистом?

— Вовсе нет. Мечтала стать дизайнером, мне еще в школе безумно нравилось шить. Во времена дефицитных 80-х годов, а на них пришлись мои последние школьные классы, хотелось быть непохожей на всех. Помните, тогда был популярен немецкий журнал Burda Moden с выкройками? Именно он стал моим проводником по моде и стилю. Много шила себе, маме и друзьям. Но в текстильный институт нужно было сдавать рисунок, а я абсолютно не умею рисовать. И на дворе были тяжелые 90-е, экономические реформы. Так что на семейном совете решили, что я буду поступать в Финансовый институт.

Но любовь к визуализации продукта, внутренней и внешней упаковке, к его подгонке под потребности клиента (сейчас это называют usability) осталась. Вот, например, наш красный лев, товарный знак. Красный цвет — лидерский, цвет победы. И лев — символ победы, царь зверей. Как кораблик назовешь, так он и поплывет.

— Как развивалась ваша карьера?

— На втором курсе одногруппники втянули меня в банковскую систему. В подразделение, которое было прототипом современного казначейства. Сейчас даже не верится, как все это начиналось — подтверждения по факсу, межбанковские кредиты наличными: привозили на машинах мешки с деньгами, и кассиры ночами их пересчитывали. С годами этот рынок стал цивилизованнее, в банках появились современные системы дилинга, такие как Reuters Dealing, стали доступны межбанковские брокерские площадки. Я занималась в то время дилингом мягких валют: карбованцев, гривен, белорусских зайчиков. Институт окончила, будучи начальником отдела. Вскоре начала заниматься платежной системой «Лидер».

— И ей в этом году уже 15 лет! Вы долгожители по российским меркам. Как удалось удержаться на рынке?

— Наш бизнес денежных переводов развивался шаг за шагом, у нас не было ни административного ресурса, ни крупных инвесторов — только сильное желание делать большие проекты. Сначала, в 2002 году, система денежных переводов для частных клиентов была просто маркетинговой фишкой, дополнительной услугой для банков-корреспондентов. Но тут в России начался строительный бум, на работу стали приезжать иностранцы, которые переводили заработанные средства на родину. Платежные системы стали стремительно развиваться. Начинали мы с дружественных стран: Молдавии, Украины, Казахстана, потом охватили всю ближнюю Азию.

Затем стали изучать коридоры за пределами СНГ. Искали диаспоры соотечественников или направления рабочей миграции. Так появились точки в Израиле, Италии, Испании, Греции, США — более чем в ста странах мира. Лет пять назад стали смотреть на Китай и государства Ближнего Востока, — туда, куда смещался мировой финансовый центр. Это очень интересные рынки, они моментально встраивают инновации в свои технологии и подстраивают под них законодательство.

Лет восемь назад решили добавить новые услуги и новые каналы их предоставления. Первой ласточкой стали онлайн-платежи в пользу ГИБДД через платежные терминалы. Это был очень серьезный шаг вперед — мы создали собственный терминальный процессинг. Сейчас через наши терминалы можно платить за услуги более двух тысяч предприятий из всех отраслей экономики: ТСЖ, турагентств, мобильных операторов. Можно гасить кредиты, бронировать авиа- и железнодорожные билеты и гостиницы и еще много чего.

— Как вы смогли зайти в ГИБДД, такую специфическую госструктуру. Порекомендовал вас кто-то влиятельный?

— Это результат стечения обстоятельств и нашей предприимчивости. Правительство тогда поставило перед ГИБДД задачу автоматизировать взимание штрафов и поднять их собираемость. Десять лет назад она составляла всего порядка 10%! И в ГИБДД искали, как это сделать. Тема и для нас была новая, но потенциально очень интересная. Мы представили руководителям IT московского ГИБДД наше технологическое решение, оно их заинтересовало, и нам было поручено представить пилотный проект уже руководителям.

— Получилось?

— Мы пришли в ГИБДД и оценили масштаб бедствия. Сидели девочки, перебивали бумажные платежки из Сбербанка из огромных мешков. Не было ни базы штрафов, ни общей базы автовладельцев. Каждый федеральный округ жил отдельно. Именно тогда мы предложили для обеспечения доступности сервиса использовать платежные терминалы, которые были уже популярными у населения и использовались для оплаты, например, мобильной связи. Очень много думали над автоматизацией технологии совместно со специалистами ГИБДД. Сначала было страшновато, опасались, что не осилим такой масштабный проект. Но я не привыкла проигрывать. Если ввязалась в драку, иду до конца.

Было много находок. Например, терминал сдачу не дает, что делать? Подключили провайдеров мобильной связи, чтобы сдача шла на телефон. Так договорились с пятью основными провайдерами телефонии. По кусочкам собрали систему. В итоге заказчик сказал: «Вау, хотим!». И все закрутилось.

— Что может быть залогом успеха в наше турбулентное время?

— Именно диверсификация бизнеса и расширение сервиса нам помогают в кризис. Да, мигрантов в России стало меньше, и переводы резко сократились из-за падения рубля, но внутренние-то платежи никуда не делись: квартплата как была, так и осталась, как говорили по телефону, так и говорим. Мало того, эти направления растут за счет активного роста диджитализации. У нас совершенно нет времени ходить в банки и стоять в очередях, нет времени бегать за какими-либо государственными справками для школы, садика. Потребителю все удобно делать дистанционно — через банкомат или киоск, через интернет-портал, используя гаджет. Если сделаешь удобный для людей продукт — заработаешь!

— Как у вас возникают бизнес-идеи?

— Зачастую неожиданно. Практически по дороге. Например, остановилась я помыть машину, разговорилась с хозяином автомойки, как бизнес идет. А тот беспокоится, что менеджеры не все наличные сдают в кассу. Вот тут наш опыт и применим! Поставили платежные терминалы, чтобы платежи за мойку шли через них, а хозяин видел их в онлайне. И таких примеров множество.

— Правда ли, что кризис — время возможностей, или это высказывание — просто бравада?

— Кризисные времена помогают мобилизоваться и отсечь лишнее. Хотя нынешний кризис совсем непредсказуем. Пугает сам вектор... Есть ощущение, что никто не знает, что будет дальше. Но, с другой стороны, возникшие экономические трудности объединяют практически всех. Абсолютно все компании думают о сокращении расходов и увеличении именно комиссионного дохода. Банки, мобильные операторы, страховщики и многие другие стали намного сговорчивее и охотно берутся за проекты, позволяющие делать перекрестные продажи и обоюдно увеличивать клиентскую базу.

— Есть ли у вас личные стратегии выживания в кризис?

— Прежде всего взять себя в руки, сказать: спокойствие, только спокойствие. Нельзя раскисать. Нужно максимально собраться внутренне и настроить команду. Подбодрить и себя, и сотрудников, потому что бизнес делают люди. Прийти на работу и сказать: не вешать нос! Мы и не такое проходили в жизни, но всегда выходили победителями. Ну и, в конце концов, для подъема настроения зайти в салон и сделать укладку.

Мы на рынке давно, уже приходилось на какое-то время уходить в ракушку — сокращать и амбиции, и бизнес. Но экономика циклична, и через какое-то время видишь: а все идет неплохо, какой-то период пересидели и стали опять расти. Если смотреть по «Лидеру», то пятнадцать лет назад мы начинали с команды в 10 человек, шесть лет назад уже было 50 человек, сейчас 150!

— Поделитесь рецептом, как грамотно организовать жизнь бизнес-леди?

— Мое наблюдение — у большинства успешных работающих женщин сложно складывается личная жизнь. Они оптимизируют свое время и успевают больше, чем домохозяйки. Но у большинства российских мужчин почему-то появляется комплекс неполноценности, когда женщина успешнее или известнее. Осколки советского менталитета. В мире, конечно, не так. Мы знаем много европейских и американских женщин, работающих в правительствах, руководящих крупнейшими корпорациями. При этом они прекрасные матери и жены.

Вот и у меня разрушился брак с почти пятнадцатилетним стажем, я уже несколько лет одна. Пока не удалось встретить мужчину, который воспринимал бы меня не как бизнес-машину, а как женщину. Хотя… какой-то позитив наметился, но не будем загадывать.

— Как складываются отношения с детьми?

— У меня два сына, пятнадцати и шести лет. Во время беременности младшим я до последнего ходила на работу, после рождения постоянно с ним на связи. Да и со старшим похожая история. Не все гладко, не все успеваю. Но стараюсь, строю график, пытаюсь правильно распределять время. Когда я с детьми, то полностью в их распоряжении. И, возможно, им это даже нравится, поскольку я не надоедаю им моралью, а наслаждаюсь общением. В выходные у нас театры, поездки на природу, чтение книг, поделки какие-нибудь. В отпусках мы всегда вместе.

— Думаете о будущем детей, о профориентации?

— Конечно! Сейчас такое большое разнообразие направлений. Нужно помогать детям сориентироваться, подсказывать. Уже третье лето старший проходит в «Лидере» практику — был курьером, помощником сисадмина. Ребенок должен понимать, что такое деньги, как их зарабатывать. Он десятиклассник, еще определяется, но вроде, говорит, хочу как мама. Советуется со мной, спрашивает, как расшифровать экономические термины, что такое спрос и предложение. В школе работает над проектом «Банк будущего для молодежи» и по-настоящему им увлечен. Но недавно вдруг заговорил про юриспруденцию. Одним словом, он пока в процессе…

— Какими финансовыми продуктами пользуетесь?

— Да всеми: банковскими картами, вкладами. Текущие платежи — за коммуналку, садик и прочие — провожу через терминал или с телефона, по дороге. Использую все быстрые и максимально удобные способы. Это и есть наш главный критерий при разработке продуктов. Ведь потребители — это мы.

— Как вы думаете, возможно ли воспитать в себе лидера или таким надо родиться?

— Думаю, это врожденное. Меланхолик вряд ли будет лидером. Но что-то улучшить можно: на тренингах, например, придать человеку уверенности, потормошить его. У нас были такие сотрудники — скромные, но с головой. Они смогли раскрыться и сейчас занимают ведущие позиции.

 
 
 
 
1/4

— Как работаете с коллективом, контролируете дисциплину, дресс-код?

— Мы живем в мегаполисе, где постоянные пробки, все люди периодически болеют, к тому же у многих есть дети. Поэтому в вопросах дисциплины мы достаточно лояльны. Но когда человек начинает хронически этим пользоваться — другое дело. Важнее создать команду энтузиастов, креативщиков. Проекты есть сложные, бывает, работаем ночами. Но когда этот коллективный продукт получается — так здорово! Это всегда вызывает гордость, прилив сил и вдохновляет на следующие победы. Важно, чтобы все сотрудники были открыты по отношению друг к другу — ненавижу интриги и сплетни. Часто мы организуем тренинги, конкурсы для команды. Есть премиальный фонд для поощрения за лучшие достижения. По пятницам у нас Color Friday: мы договариваемся, какого цвета будет наша одежда — красного, синего, желтого, фотографируемся, выкладываем снимки в Instagram. Многим нравится. Идей по работе с командой множество.

— Сейчас рынок труда огромный. Предпочитаете покупать сотрудников или растить своих?

— Опыт был разный, но я предпочитаю растить своих.


Фото: Надя Дьякова,
          личный архив Ольги Вилкул

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю
Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тэгов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015