19.04.2016 09:00   8634   

Юрий Андресов: «Мне нравится, что нас называют «хомяками»

Глядя на очень доброжелательного, открытого и веселого председателя правления Хоум Кредит Банка Юрия Андресова, невольно забываешь, что розничные банки переживают сейчас не лучшие времена. В интервью FP он рассказал, почему не стоит хоронить потребительское кредитование, за что любит Чехию и чего ждет от этого года.

— Судя по вашей профессиональной биографии, вы не любите менять работу. Причина в конкретном банке или в вашем характере?

— Причина и во мне, и в банке. Если посмотреть мое резюме, то у меня всего два места работы в банковской сфере — это Башпромбанк (бывшее подразделение Промстройбанка СССР, впоследствии вошедшее в состав «СБС-Агро») и «Хоум Кредит». Первая история — это опыт молодого специалиста, который прошел все ступени вплоть до позиции заместителя председателя банка.

Вторая история — с ХКФ Банком — более интересная, потому что компания создавалась с нуля. Я пришел в банк в 2003 году, и все этапы становления бизнеса — будь то региональные экспансии или формирование нового подхода в развитии потребительского кредитования — происходили на моих глазах и при моем непосредственном участии. И до сегодняшнего времени не возникало момента в моей работе, чтобы мне было здесь скучно или обыденно.

— Вы 13 лет работаете в ХКФ. С чем у вас ассоциируется этот банк?

— ХКФ — это довольно молодая компания, нам всего 13 лет. Вся наша филиальная сеть представлена молодыми сотрудниками, у нас работает очень много студентов. Наш банк похож на растущего ребенка. Без лишней скромности могу сказать, что мы изменили облик банковского бизнеса в России.

Безусловно, мы не первыми пришли на рынок потребительского кредитования, но развитой модели бизнеса тогда еще не было. Банковская система в начале 2000-х годов не была готова принять такие подходы в бизнесе, которые мы предлагали. Банкирам казалось безумием за 15 минут принимать решение о выдаче кредита. Кроме нас так работал тогда только «Русский Стандарт».

На протяжении всей нашей работы мы запускали новые продукты, которые задавали тон на рынке, а с 2008 года мы занимаем первое место в сегменте потребительского кредитования. В свое время мы ежедневно открывали по одному отделению, такого ни один банк не делал.

— Что вы отвечаете коллегам, которые утверждают, что время бизнес-модели, основанной на высокорискованном потребительском кредитовании, закончилось?

— Последние 8-10 лет у нас в стране хоронят POS-кредитование. И все говорят, что оно высокорискованное. POS-кредитование будет жить, оно просто трансформируется. Раньше в основе бизнеса лежала скоринговая карта, с помощью которой оценивалась кредитоспособность клиента, сейчас банки используют и данные кредитных бюро, и базы сотовых операторов и интернет-провайдеров.

Пока будет жив спрос, пока вендоры будут стимулировать продажи, POS-кредитование никуда не уйдет. Сейчас кризис, а доля продаж в кредит в некоторых торговых сетях доходит до 35%. Представляете, какой объем выручки они потеряют, если откажутся от кредитования!

— Какие цели ставят сейчас перед вами ваши чешские акционеры?

— У нас один из акционеров — Иржи Шмейц — является CEO Home Credit Group. Поэтому мы постоянно общаемся, будь то ежемесячные встречи или отчеты. У наших акционеров есть инвестиции в России не только в банковском бизнесе. Соответственно, про Россию они знают многое, и всегда ставят нам амбициозные, но реалистичные цели.

— Вам не надоело отвечать на вопрос о том, не собирается ли «дочка» иностранного банка сворачивать свой бизнес в России из-за кризиса и сложной политической обстановки?

— Каких-то разговоров о сворачивании бизнеса, его сокращении у нас нет. Это не только мои слова, если вы посмотрите на наши цифры, на наши объемы, то увидите, что в прошлый кризис мы стали первыми на рынке. Тогда мы увеличили нашу долю с 18% до 24%. В этот раз мы увеличили ее до 34%. У нас декабрь оказался рекордным месяцем по выдаче потребительских кредитов — 11,5 млрд рублей. Мы реально растем и используем кризис для того, чтобы увеличить долю на рынке. Мы продолжаем работать в России очень активно.

Определенные шаги мы, конечно, сделали в связи с кризисом. Сократили сетку, в частности. Объем кредитов наличными настолько уменьшился, что потребность в такой большой сети просто отпала.

Наталья Романова (Банки.ру)
Наталья Романова (Банки.ру)

— Вы хорошо говорите по-чешски?

— Вообще не говорю, знаю лишь несколько слов. Вся группа говорит-по-английски, а наши акционеры так прекрасно владеют русским языком, что еще ни разу не возникало лингвистических трудностей.

— Вы часто бываете в Чехии?

— Да, во-первых, по работе. А во-вторых, я считаю Прагу одним из самых красивых городов Европы, нам очень повезло, что именно там расположена штаб-квартира группы. Мне нравилась Чехия еще до того, как я стал работать в группе PPF. Я очень хорошо ориентируюсь в Праге, друзья шутят, что я могу подрабатывать экскурсоводом. Люблю не только Прагу, но и ее окрестности. Чехи — очень спортивная нация, часто организуют велопробеги и пешеходные туры по стране.

Староместская площадь в Праге
Староместская площадь в Праге

— Чехи очень любят хоккей…

— Так же как и русские. Вот сейчас будет очередной чемпионат мира, и мы каждый год желаем друг другу приятного просмотра. Понятно, что я болею за нашу сборную, а чехи — за свою. И мы постоянные соперники на льду. Чешская команда — очень сильная.

— А вы не спонсируете хоккейную команду?

— В России — нет. Одно время мы поддерживали, были генеральным спонсором футбольного клуба «Краснодар». Это была очень правильная история, его президент и владелец Сергей Галицкий сам много инвестировал, причем не только и не столько в поддержку клуба, а шире — в создание инфраструктуры для футбола и, что особенно важно, в развитие детских футбольных команд.

— Как вы сами отдыхаете? 

— Я люблю активный отдых. Например, мы с друзьями участвовали в регатах, а на последнем соревновании в Китае заняли восьмое место.

Больше всего я люблю лыжи, стараюсь каждый год выбраться на горнолыжный курорт, будь то Красная Поляна в Сочи или европейские трассы. Сейчас те инвестиции, которые были сделаны в развитие Красной Поляны, себя окупили.

— Куда поедете отдыхать этим летом?

— Скорее всего, на море, что связано уже с интересами семьи, в первую очередь ребенка. Ему там очень нравится, и мы стараемся раз в год обязательно выбраться на пляж.

— Чуть более десяти лет назад в разговоре с вашими коллегами из банка «Русский Стандарт» я узнала, что ХКФ и его сотрудников на рынке называют «хомяками». Как вы относитесь к этому прозвищу?

— Я очень позитивно отношусь к тому, что нас называют «хомяками». Понятно, что прозвище созвучно с названием банка. Сказать, что мне это не нравится, я этому противлюсь, не могу. Это прозвище за нами закрепилось давно, и никак по-другому нас не называли.

— Не думали талисманом банка в России сделать хомяка — тем более что у него репутация разумного и запасливого зверя?

— Мы обыгрывали уже это прозвище. У нас есть, например, внутренняя «валюта» в банке, «хомячки». Честно говоря, использовать эту идею более масштабно я бы не стал. Все-таки хомяк как животное не совсем отражает нашу сущность. У нас в банке очень много людей, которые стремятся достичь чего-то, активных, а это не очень подходит образу размеренного неторопливого хомяка.

Хотя еще раз скажу — я очень тепло отношусь к этому прозвищу, оно доброжелательное, теплое, семейное. Нас не только в банковской среде называют «хомяками», нас так клиенты зовут.

— Как у вас сейчас развиваются отношения с некогда прямыми конкурентами — с банком «Русский Стандарт»?

— Для нас «Русский Стандарт» был в свое время ориентиром, они стартовали раньше нас на рынке, какое-то время мы состязались с ними. Что немаловажно, это был понятный игрок с четкими правилами игры. Когда российская компания построила такой бизнес и добилась успеха, то вызывает сожаление, когда ей приходится сталкиваться с серьезными трудностями.

— Кого вы сейчас считаете своим конкурентом?

— Мы узкоспециализированы, занимаемся только розницей, направлены на определенный сегмент клиентов, в отличие от многих других универсальных банков. И своими конкурентами мы считаем такие же сфокусированные банки.

— Но в тех же торговых точках вы все равно конкурируете и с «Альфой», и с ОТП…

— Возможно, это прозвучит нескромно, но мы многие вещи делаем на этом рынке очень хорошо, это касается и продуктов, и эффективности сотрудников. Например, в рамках программы «Всегда да!» стали выдавать кредиты других банков. Кто мог представить раньше, что конкуренты могут взаимодействовать как партнеры. В нынешней ситуации надо выживать всем вместе. В этом, я считаю, сила нашей компании: мы можем посмотреть на бизнес другими глазами, сделать сервис, ориентированный на клиента, а не на конкуренцию с другими банками.

— Что ожидаете от этого года в банковской сфере?

— Я не хочу строить иллюзии, что кризис скоро закончится. Денег у населения на руках больше не стало, стоимость услуг возросла, доходы в лучшем случае не упали.

Мы сначала думали, что дождик скоро кончится, а в результате промокли до нитки. И тут понимаешь, что вокруг лужи, идти по ним, может, и неприятно, а надо. Но после дождя всегда выглядывает солнце. Так что я смотрю на этот год с оптимизмом.

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015