03.10.2013 11:00   16353    3

Как готовить годовой отчет: советы практиков

На Московской Бирже прошел практический семинар, на котором эксперты-практики рассказали о последних тенденциях в написании годовых отчетов. Предлагаем самые интересные выдержки из рассказанного на мероприятии.

До окончания приема работ на конкурс годовых отчетов, который в этом году в 16-й раз проводит Московская Биржа, остается всего полмесяца. Затем с середины октября и до торжественной церемонии, намеченной на 12-е ноября, эксперты будут оценивать работы конкурсантов. На днях практикующие специалисты, многие из которых входят в жюри конкурса, провели на бирже практический семинар.

Все выступления и презентации так или иначе объясняли, как сделать, чтобы годовой отчет не выглядел как отписка, а представлял собой живой диалог с читателем. Так, Дмитрий Манаков из пиар-агентства Citigate Dewe Rogerson Moscow предложил уделять особое внимание подготовительному этапу. Прежде чем приступить непосредственно к написанию текста, нужно посмотреть интервью менеджмента, новости, аналитику. Это позволит четко понимать, какие основные достижения и неудачи компания пережила за прошедший год.

«Задумайтесь: что, кроме обязательности годового отчета, двигает вами, о чем вы бы хотели сказать?», - рекомендует Дмитрий Манаков. Другие советы:

1. Заранее придумайте интригующий слоган или название для отчета. Вынесите ключевые идеи отчета на обложку. И то и другое должно «продавать компанию» или отвечать на вопросы рынка.
2. Предельно важно, что именно увидят читатели на первых страницах: первый - пятый развороты прорабатывайте особенно тщательно.
3. Помните, что контент всегда первичен по отношению к дизайну. На практике бывает наоборот: дизайн-агентство приходит к эмитенту с уже готовыми идеями по оформлению, а потом все дружно начинают придумывать, как скрестить контент и дизайн-концепцию.
4. Хотите продавать сахар, продавайте годовым отчетом сахар. Варите металл – продавайте металл, а не какие-то ассоциации. Отчет должен выглядеть как документ, дающий целостную картину: трубы дымят, правление работает, конвейер производит продукцию.

Затем в презентации с шутливым названием Early birds content Манаков перечислил разделы годового отчета, написание которых можно начинать заранее, чтобы потом проще было уложиться в срок. 

Описание компании. Этот раздел должен содержать ее четкое, понятное позиционирование. Нужно рассказать о структуре бизнеса.
Стратегия. В этом разделе зачастую хватает только инфографики. 
Бизнес-модель. Здесь совет – не бойтесь рисовать. Инфографика опять же не помешает.
Анализ рынка. 
Корпоративное управление. Здесь следует включить воображение, использовать хорошие фото, больше схем и цвета.
Риски. Можно нарисовать карту рисков, при этом постарайтесь быть лаконичным. 
Российские компании год от года улучшают качество годовых отчетов. Побеждать в конкурсе становится все сложнее
Российские компании год от года улучшают качество годовых отчетов. Побеждать в конкурсе становится все сложнее
На этапе подготовки отчета очень пригодится качественный корпоративный фотобанк. Если его у вас нет, задайте себе вопрос: почему? Лучше проводить фотосессии заранее, летом, чтобы все на снимках выглядело красиво: люди нарядные, производство чистое.

Директор по корпоративному управлению Deloite в СНГ Олег Швырков затронул щекотливый вопрос раскрытия информации о корпоративном управлении, напомнив, что состав правления компаний иногда меняется по нескольку раз за год. «Какие бы изменения ни происходили, вам придется их объяснить в отчете, иначе инвестор объяснит их себе сам, используя фантазию», – предупреждает Швырков. А помогут ему в этом журналисты и аналитики.  

Как должен быть составлен раздел о корпоративном управлении: в логике comply или apply? Говорить ли о рисках открыто? Наполнять ли раздел шаблонными формулировками или использовать живой язык? Все эти вопросы необходимо задать себе первым делом. 

Михаил Кузнецов из Центра корпоративного развития продолжил тему и прошелся по содержанию раздела о корпоративном управлении. На что нужно ориентироваться при его подготовке:

- требования законодательства, акты регулятора, правила листинга;
- рекомендации национального Кодекса корпоративного поведения;
- рекомендации международных кодексов и специализированных руководств;
- лучшие годовые отчеты российских и зарубежных компаний.

Какая основная информация должна быть отражена в разделе о корпоративном управлении:

- структура собственности и реализация прав по осуществлению контроля;
- финансовая прозрачность, внутренний контроль и аудит;
- структура и организация деятельности совета директоров и исполнительных органов;
- корпоративная ответственность и соблюдение законодательства и внутренних правил. В частности, здесь можно привести затраты компании на экологические проекты. «Дети и счастливые футбольные команды уже никого не впечатляют», – пошутил Кузнецов.

Еще один совет – не забывать раскрывать информацию о внутреннем аудите. В частности, в разделе о корпоративном управлении хорошо бы посвятить небольшую секцию процедурам выявления и одобрения сделок с заинтересованностью – этой информацией инвесторы всегда очень интересуются.
Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015