26.07.2017 13:00   7043   

В чем причина наших провалов: разбираемся с психологом

Когда мы ищем причины промахов, то делаем это зачастую не так и не там. Психолог Михаил Ганич нарисовал «карту», по которой можно дойти до истоков неудач и повернуть жизненное русло в нужную сторону.

Большинство людей, столкнувшись с проблемами, погружаются в них с головой и редко размышляют о том, что их породило. Я предлагаю рассматривать жизнь не как случайное стечение обстоятельств, а ответственно разбираться в происходящем.

Представим себе ситуацию: человек едет на машине в офис. Его ждут дела, нужно многое успеть. Но авто вдруг встает посредине дороги. Человек начинает нервничать, искать причину поломки и замечает, что перестали переключаться передачи. Поняв, что коробка полетела, он решает вопрос с эвакуацией и отправляется дальше на такси, злясь и перекраивая все расписание. Давайте на этом примере попробуем представить, почему это вообще могло произойти с ним, задавая последовательные вопросы.  

В авто перестали переключаться передачи. Почему? Потому что вышел из строя электронный блок управления коробки. Как это могло произойти? Вероятно, из-за повышенной вибрации, вызванной повреждением крепежной подушки АКПП. В каком случае это случается? Когда происходит торможение рывками и деформируется тормозной диск — иногда тормозной механизм заклинивает в сжатом положении, диск греется и меняет форму. И что всему виной? Несвоевременное обслуживание тормозного механизма и банальное отсутствие смазки. Хозяин автомобиля ленился ехать после работы по пробкам в автосервис, каждый день откладывая этот вопрос на потом.

Мы можем пойти и дальше, объяснив наличие повышенной лени гиперопекой в детстве, когда все попытки ребенка проявить самостоятельность пресекались на корню. А все, что он хотел, — тут же приносилось на блюдечке. Так он формировался годами, что привело к безволию во взрослой жизни. Но для того чтобы понять механизм причинно-следственной связи и метод его нахождения, нам достаточно остановиться на том, что лень заставила его автомобиль встать посреди дороги.

Сталкиваясь с проблемой, мы, как правило, тут же задаем вопросы: «Кто виноват?» и «Что теперь делать?» (разбираем следствие). Вместо этого в первую очередь необходимо спросить себя: «Почему это произошло?» (изучаем причину).

Подобный метод впервые предложил японский доктор Ишикава, назвав его stream-up control. Суть его состоит в том, чтобы задавать себе вопрос «почему» таким образом, чтобы добраться до первопричины случившегося. В итоге мы можем прийти либо к основанию ситуации, либо к собственному интеллектуальному потолку. Причем стоит отметить, что второй исход здорово мотивирует расширить собственные умственные горизонты.

Например, разбираясь в причинах неудачной сделки, можно закончить анализ на уровне «виновато правительство», не утруждая себя вопросом о том, почему же тогда у многих других все получается? В этом случае последующие «грабли» на том же месте неминуемы. Конечно, глубина ныряния в ситуацию зависит от многих факторов, но споры о погружении бессмысленны, если не нырять вовсе. К тому же никто не любит плавать, пока не научится. 

Задавая себе как минимум четыре раза вопрос «почему», вы получаете суперспособность чуять слабые места еще до того, как может случиться какая-нибудь поломка или дефект. Причем это работает как в бизнесе, так и в личной жизни. А принимая во внимание тот факт, что человек растет за счет преодоления проблем, то, разбираясь в их основах, он растет вдвойне. 

Стоит отметить, что решение глобальных проблем напрямую зависит от масштаба личности. Кто-то может своей волей «пересилить» целый народ, а кому-то разобраться с ежедневными бытовыми неприятностями — уже подвиг. Поэтому я считаю, что одна из первостепенных задач рекрутера на собеседовании — оценка личности как таковой, вне контекста от дипломов и опыта работы. Мы все встречали весьма эрудированных людей, которые очень любят размышлять, но не способны решать даже банальные проблемы. Это и означает, что их «я», сотканное из мнений и стереотипов, никак не соотносится с действительностью. И неточность их рассуждений становится явной при возникновении первых же сложностей. 

Есть применить метод stream-up control к финансовой стороне жизни, то можно сделать вывод, что деньги приходят к более готовым людям. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на тех, кто выиграл в лотерею миллионы. За редким исключением эти люди в короткие сроки становились еще беднее, чем были до выигрыша. Приблизительно то же самое будет происходить и с предприятием, если доверить управление крупными финансовыми потоками человеку, который привык тратить 30—40 тыс. рублей в месяц. Достаточно двух-трех «почему», чтобы понять, что он исходит из логики 40 тыс. Такой управленец никогда не сталкивался с вложениями в десятки миллионов. Неудивительно, что спустя какое-то время предприятие начнет бодро шагать вниз. 

Практика показывает, что человек пользуется ограниченным количеством стереотипов в поиске причин. Если, к примеру, сорвался важный клиент, то объяснения обычно сводятся к следующему.

точка2.png Он сам дурак.  

точка2.png Она просто ненормальная, как вообще можно найти с ней общий язык?

точка2.png Я делал все, что мог, не понимаю, что ему могло не понравиться?! Скорее всего, он ради праздного интереса узнавал про услуги и цены, не собираясь ничего покупать.

точка2.png Я сразу поняла, что это не мой клиент. Скорее всего, он Рак по гороскопу или типичный Скорпион. Точно — это был типичный Скорпион.

точка2.png Он просто сам не знает, что ему нужно, к тому же не умеет слушать.

Поэтому следующий этап на пути к поиску причин — удаление всех неработающих стереотипов. Это сложная работа, которая становится еще более актуальной при намерении разобраться в ситуации. Необходимо подвергнуть жесткой критике все свои убеждения, чтобы найти среди них те, которые делали нас близорукими перед лицом каждодневных проблем. Подобный анализ требует мужества и честности перед самим собой, а пенять на обстоятельства и винить случай мы успеем всегда.

Иллюстрации: Ольга Манолова, freepik.com

Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015