24.10.2017 09:00   4675   

Марк Гоулстон: «Представьте, что вы целитесь в луну…»

Компания BBI продолжает знакомить российское бизнес-сообщество с выдающимися учеными, мыслителями, визионерами современности. 16 октября состоялась встреча с одним из лучших психиатров Америки, бизнес-тренером Марком Гоулстоном, который выступил с лекцией «Я слышу вас насквозь».

Хотя лекцией то, что происходило в московском молодежном центре «Планета КВН», назвать сложно. Целый день Марк шутил (респект переводчику за то, что шутки были понятны и действительно смешны), подкупающе честно рассказывал истории из своей жизни и о том, как вытаскивал с того света людей, которые не планировали задерживаться на этом. Учил смотреть другим в глаза, не торопиться, а главное — слушать и слышать. Приводим некоторые его высказывания с этой встречи.

Важная птица: автор «Черного лебедя» Нассим Талеб в Москве

12 октября легендарный экономист и философ выступил с многочасовой публичной лекцией. Встреча со слушателями вышла оживленной: мы живем потрясениями, а Талеб изучает их долгие годы.

точка2.png Поднимите руки те, у кого за предыдущие семь дней произошел серьезный конфликт, была какая-то очень неприятная ситуация. Теперь представьте себе, что я ваш самый близкий друг, которому вы обо всем рассказали. Вы пожаловались, что готовы были во время этой ссоры взорваться, послать человека куда подальше, наговорить лишнего. А я вместо того, чтобы ответить: «Да забей ты! Будешь еще на этого шута горохового внимание обращать!», — спросил о том, почему ситуация так взбесила, что именно вызвало гнев. То есть я не просто отмахнулся от вас стандартными, ничего не значащими фразами, а вызвал на разговор. В этом и смысл. Слушать всегда важнее, чем говорить. 

точка2.png Проблема коммуникации между людьми отлично показана на этом слайде. Человек, который стоит слева, видит четыре палки, а его собеседник справа уверен, что их три. И каждый из них недоумевает: «Неужели мой визави не замечает и не понимает очевидного?!»

Следующее упражнение поможет если не решить, то осмыслить эту проблему. На картинке за мной изображен человек с винтовкой в руках. Представьте, что это вы целитесь в луну. Возьмите воображаемое оружие, вскиньте его, закройте левый глаз и посмотрите на луну правым. Ее отлично видно, правда? И вы можете легко в нее попасть. А теперь, не шевелясь, закройте правый глаз и откройте левый. Посмотрите в прицел. Что произошло? Он сбился. 

Можно сказать, что луна — это ваше видение, рука — стратегия или миссия, а палец на курке — исполнение. Когда мы смотрим с одной точки зрения, то нам все видно и понятно. Как только пытаемся взглянуть с другой — картинка становится мутной, рассинхронизированой, фокус сбивается. Если научиться переключаться с правого глаза на левый, то вы почувствуете себя более уверенно. Когда я работаю над кооперацией, над синергией между департаментами в компаниях, я использую тот же принцип: предлагаю людям сместить фокус и посмотреть на проблему с точки зрения оппонента.

точка2.png Всякий раз, когда вы вступаете в диалог с новым собеседником, знайте: вы обязательно напомните ему какого-то человека. Поэтому постарайтесь напомнить кого-то хорошего. Поясню. Я работаю со многими женщинами — топ-менеджерами, директорами. И часто спрашиваю, почему они выбрали именно меня. Ответ бывает примерно таким: «Вы похожи на старшего брата, которого я всегда мечтала иметь, но у меня его не было. На человека, который скажет, если я соберусь сделать какую-то глупость: «Не смей! Прекрати!» И я его послушаюсь, потому что уважаю и знаю, что он мне желает только добра». 

точка2.png Когда я начинаю работать в новой стране или в новом проекте, то первым делом говорю людям: «Я здесь могу чего-то не знать и ненароком кого-то обидеть. Я очень вас прошу сказать заранее, чего я не должен делать ни в коем случае. И как мне лучше поступать, чтобы не причинить вам боль и не доставить неудобства. Поверьте, это последнее, чего мне хотелось бы». Когда вы людей таким образом положительно программируете, спрашиваете их мнение — градус предвзятости сходит на нет, а доверия — повышается.

точка2.png Я по умолчанию отношусь ко всем людям хорошо. Но иногда чувствую, что передо мной злой человек, вот просто всей кожей это ощущаю. Уверен, что всем знакомо подобное. Тогда я стараюсь при первой возможности отойти от этого персонажа как можно дальше, исключить его из своей жизни.  

точка2.png Когда вы понимаете, что человек на вас злится, — дайте ему выговориться, выпустить пар. Только после этого вступайте в диалог.

точка2.png Когда моя теперь уже 32-летняя дочь была маленькой, она часто задирала своих подруг. Вместо того, чтобы отчитать ее: «Эмили! Почему ты такая злая?! Зачем обижаешь всех вокруг?», — я внимательно посмотрел ей в глаза и сказал: «Знаешь, если ты продолжишь так себя вести, я буду любить тебя, но ты мне перестанешь нравиться. Я в тебе разочаруюсь». Эмили расплакалась от таких слов, да и я тоже. Но именно это помогло разрешить наш семейный конфликт. 

точка2.png Автор проекта Forgive Шон Дюперон сказала однажды фразу, которая во многом изменила мою жизнь: «Простить — значит принять извинение, которое ты никогда не получишь». В чем сила этой цитаты? Посмотрите на фотографию. Это могила моих родителей. Отец, который умер в 1995 году, был математиком и жестким человеком, любил цифры и много работал. Он практически никогда меня не хвалил. Даже после смерти отца я за это имел на него зуб. Лишь несколько лет назад я научился принимать от него извинения, которых при его жизни так и не дождался. Просто в своем сознании их прокрутил, «услышал» признание папы, что я многого добился и какой я молодец. 

точка2.png Чем лидер отличается от топ-менеджера? Лидер — визионер, он видит будущее и знает, как воплотить идеи в жизнь. И это вдохновляет. Говорят, Стив Джобс был жестким человеком, но зато у него была яркая картинка предстоящего: он знал, куда идти, и вел за собой людей. Это было настолько соблазнительно, вкусно, что его сотрудники готовы были пахать день и ночь, мирясь с его характером. А менеджер думает о результате, которого необходимо добиться, но люди вечно все портят. У лидеров нет проблем с подчиненными, потому что они передают их менеджерам или HR-отделу. Сотрудники кадрового департамента, я вам очень сочувствую, сразу говорю. 

точка2.png Чем хуже вы людей слушаете, тем больше их бесите. И тем основательнее потом приходится работать, чтобы это исправить. Вот признаки плохого слушателя: вы часто перебиваете собеседников; говорите им, что они глупы, ошибаются или отнимают у вас время; вам обязательно нужно оставить за собой последнее слово; вы слишком легко завязываете спор и продолжаете его даже тогда, когда вам уже никто не возражает. 

точка2.pngКак понять, что вы слишком много говорите? Вам поможет правило светофора. Представьте, что его цвета переключаются ровно через 20 секунд. Горит зеленый, потом зажегся желтый, вот вспыхнул красный. Все, вы свой лимит исчерпали, человек больше слушать вас не будет или станет это делать вполуха. Попробуйте контролировать процесс беседы. Многие из вас с удивлением поймут, как часто «проскакивают» на красный свет.

точка2.png Вот слова, которые ненавидит среднестатистический сотрудник любой компании, по крайней мере в Америке. Это «видение», «миссия», «стратегия», «корпоративная культура» и им подобные. Люди слышат их из года в год и улыбаются чисто из уважения, потому что не хотят показать, что им нас***ть на вашу мечту. Мой вам совет — ищите более человечные аналоги этих понятий.

точка2.png Как улучшить ту самую корпоративную культуру в компании? Проведите анонимный опрос, где будет всего два вопроса: «Просыпаетесь ли вы утром с мыслью «скорее бы на работу»?» и «Что компании нужно сделать, чтобы вы могли это сказать?». Задайте их, и узнаете о себе много нового. Но потом с этими знаниями придется как-то жить.

точка2.png Наш мозг трехслойный: есть рациональная часть, отвечающая за интеллект, лимбическая система, связанная с эмоциями, и самый древний рептильный  слой. И есть такая штука, которая называется миндалина. Когда мозг в ходе стресса, конфликта перегружают, миндалина просто парализуется, и все. Перестает функционировать. Человек, по сути, превращается в рептилию, на первый план выходит инстинкт самосохранения — он выбирает только между укусить, спрятаться или убежать. Так вот когда вы слушаете человека, вы высвобождаете ему эту миндалину, помогаете снова начать рационально мыслить.

точка2.png Одно время я готовил переговорщиков для ФБР. Я учил их технике, которая может и вам в жизни пригодиться. Идея заключается в том, что все негативное, что человек думает, вы для него озвучиваете. Была реальная ситуация, когда на одной из парковок стоял мужчина, приставивший к своему подбородку пистолет и готовый нажать на курок. Переговорщик начал проговаривать мысли, которые, скорее всего, были у бедолаги в голове: «Я уверен, что никто не поймет, каково вам сейчас. Каково просыпаться каждое утро и ощущать, что мир вокруг рушится. От вас ушла жена, вас выгнали с работы и единственный выход из ситуации — свести счеты с жизнью»... В ходе этого монолога взгляд мужчины стал более осмысленным, и он вступил в разговор, выкрикнув, что да, у него не жизнь, а ад. Все, градус напряжения спал, отговорить его от самоубийства — дело времени. Эту технику можно применять в обычной жизни: если вы правильно попали в мысли собеседника, он обязательно вступит в диалог и вы найдете выход из сложной ситуации. 

точка2.png Я часто сравниваю человека со смартфоном, который забит до отказа фотографиями, эсэмэсками, видео, другой информацией. Мы все сегодня такие гаджеты, наш мозг перегружен, нам тяжело долго сосредотачиваться на том, что говорят другие. Поэтому так полезно выговариваться. Когда мы рассказываем что-то внимательному слушателю, мы как бы высвобождаем свою память, очищаем мозг.

Фото: Надя Дьякова

Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015