13.11.2017 09:00   4549   
 

Генеральный директор Frank Research Group

Все статьи автора

Все по-взрослому: как малому бизнесу стать большим

Любой предприниматель мечтает вырасти в серьезного игрока и поэтому зачастую ориентируется на крупные компании. Но стоит ли во всем им подражать? Глава Frank Research Group Юрий Грибанов отделяет зерна от плевел и рассказывает, что из практики корпораций полезно для малого бизнеса, а что нет.

Действуй как большой, даже если ты маленький. Но пока ты маленький — не повторяй ошибки больших.

Человеку с предпринимательским стажем в несколько лет сложно бывает поверить, что его уютная «ОООшечка» — уже настоящий взрослый бизнес. Еще долго коммерсанта может преследовать «комплекс самозванца», заставляющий придерживаться опасной позиции, что момент для чего-то важного наступит тогда, когда компания вырастет. В итоге отложенные до лучших времен значимые решения могут помешать приходу этих самых времен.

Скромный масштаб бизнеса не должен становиться причиной для отказа от решительных действий. Даже если вся ваша «корпорация» — это лишь несколько единомышленников, нужно вести себя как крупная компания. Но помнить, что у большого бизнеса помимо полезных практик есть и пагубные привычки, перенимать которые совсем не обязательно.

asas.jpg

Что взять на вооружение

Стройте сильный бренд

Он отличает компанию от конкурентов и помогает увеличить маржу. Рецепт создания бренда похож на руководство по выращиванию идеального английского газона: всего-навсего подстригайте его каждый день — и так на протяжении 200 лет. Чем раньше начнете — тем больше будет шансов добиться результата. Заводя условную газонокосилку, продумайте следующие три составляющие бренда.

точка2.pngМиссия и ценности. Для чего компания существует? Ответ на этот вопрос — одновременно фундамент, манифест и вектор развития вашего бизнеса. Важно понять, что делать, но еще важнее разобраться в том, чего делать не нужно.

Великую компанию погубит скорее несварение от слишком большого количества возможностей, чем истощение от их недостатка. Дэвид Паккард, сооснователь Hewlett-Packard

Миссия и ценности — своеобразный фильтр, сквозь который должно проходить любое серьезное решение: участвовать в этом проекте или нет, сотрудничать ли с тем или иным подрядчиком, нанять ли нового сотрудника, переехать ли в предложенный офис и так далее. Все, что противоречит миссии или ценностям, отвергайте без лишних раздумий. Мне такой подход экономит кучу времени.

точка2.pngРепутация. Что думают о вас клиенты, партнеры и сотрудники? Хотя институт репутации в России только развивается, полагаться на то, что какие-то нелицеприятные факты из жизни компании останутся в тайне, — рискованно. Бизнес-мир очень тесный, а Интернет помнит все. Да и у людей память хорошая, особенно на плохое. 

Отношение к малому бизнесу сильно зависит от репутации его первых лиц — основателей и руководителей. Посмотрите на свои страницы в соцсетях глазами людей, которые решают, стоит ли с вами заключать контракт. Поздравляю, теперь вы публичная персона!

точка2.pngИдентификаторы. Чтобы понять, насколько хороши ваши название и логотип, закройте глаза и мысленно перенеситесь на десять лет вперед — во времена, когда ваша компания вырастет и станет работать по всему миру. Если корпоративную символику не стыдно будет нанести на борт приобретенного вами самолета — все отлично.

Создавайте корпоративную культуру

Речь идет не о хоровом исполнении гимна компании, не о новогоднем корпоративе и даже не о торжественных речах в холле перед строем сотрудников. Корпоративная культура — это правила взаимоотношений между людьми внутри компании и с внешними партнерами. 

Если вы не хотите однажды проснуться и понять, что ваше предприятие перестало быть местом, куда хочется приезжать каждое утро, — начните управлять корпоративной культурой.

точка2.pngНе нанимайте тех, кто не разделяет ваших убеждений, даже если это суперпрофессионалы. Такие сотрудники принесут больше вреда, чем пользы.

точка2.pngПоощряйте образцовое поведение, формируйте условия для правильных поступков. Хотите, чтобы коллеги больше читали? Откройте корпоративный книжный клуб. Мечтаете, чтобы подчиненные чаще проявляли инициативу? Дайте им право ошибаться.

точка2.png Закладывайте традиции. Летние корпоративы, пятничные совещания, представление новых сотрудников, отмечание дней рождения и государственных праздников — все это помогает людям почувствовать командный дух.

точка2.pngОбеспечьте команду фирменной атрибутикой. Это могут быть брендированные блокноты, ручки, значки, толстовки, корпоративные автомобили. Помогите коллегам гордиться принадлежностью к классной компании.

Взаимодействуйте с прессой

Даже небольшой бизнес может становиться источником новостей. Журналисты живут в условиях хронического дефицита информационных поводов, и если вы сможете предложить им хорошую тему или поможете в раскрытии уже найденной — попадете в публикацию.

Работе со СМИ можно посвятить отдельную статью. Приведу лишь ключевые принципы.

точка2.pngКорреспондент вам ничего не должен. Даже если вы потратили на общение с ним значительное время — это не может гарантировать ваше упоминание в заметке. Не давите на редакцию, иначе лишите себя возможности сотрудничества в будущем.

точка2.png Не ждите обходительности со стороны журналистов. Они работают в условиях жесткого прессинга как со стороны своего руководства, так и со стороны героев материалов. И не принимайте жесткость на свой счет.

точка2.pngНе беритесь комментировать тему, если в ней не разбираетесь. Признание экспертом своей некомпетентности в отдельных вопросах положительно влияет на его репутацию, как бы парадоксально это ни звучало.

точка2.pngПредоставляйте журналистам только хорошо структурированные материалы. Уважайте чужое время.

точка2.pngНе пишите пресс-релизы. Не читайте пресс-релизы. Не используйте слово «пресс-релиз».

точка2.pngСоздавайте авторские материалы. Начните регулярно писать колонки.

Работайте «в белую»

Платите белую зарплату и все налоги. Повторяю: все! Стройте бизнес так, чтобы он был устойчивым при этом подходе. Уход в серую зону может служить аварийным «планом Б», но не рассчитывайте на долгое сохранение возможностей налоговой оптимизации. Государство последовательно и весьма эффективно борется за увеличение доли белой экономики.

Если вы считаете свое предприятие слишком маленьким, чтобы оно попало под внимание Федеральной налоговой службы, — у меня для вас плохая новость. ФНС теперь больше похожа на IT-компанию, чем на министерство. В ее распоряжении огромные массивы данных и мощные инструменты аналитики, и алгоритму все равно, большой у вас бизнес или нет. Если вы раздаете зарплаты в конвертах, то скоро придется с этим завязать. Вероятно, уже в следующем году.

Подготовьтесь заранее, адаптируйте бизнес-модель к новым обстоятельствам, чтобы не пришлось заниматься этим в пожарном режиме. Экстренная перестройка системы работы может привести к фиаско.

Наладьте финансовый учет

Вы должны понимать финансовое состояние компании, риски кассовых разрывов, планировать расходы. Как можно скорее займитесь учетом всех данных, хотя бы в Excel. Еще лучше — привлеките к этой работе профессионала. И помните, что бухгалтер и эксперт по финансовому учету — это разные специалисты.

Прочитайте учебник Ричарда Брейли и Стюарта Майерса «Принципы корпоративных финансов». Пусть он станет вашей настольной книгой.

Без-имени-2.jpg

Чего следует избегать

Не тратьте много времени на бизнес-план

Вам не нужен талмуд из 30 страниц. Если бизнес-план не умещается на салфетке, значит, вы пока не разобрались, чем на самом деле собираетесь заниматься.

За всю историю человечества, наверное, не было ни одного случая, когда бизнес-план был бы исполнен с точностью до запятой. Всегда все идет не так, смиритесь.

Откажитесь от больших совещаний

Долгие планерки с многочисленными участниками подпитывают у руководителя чувство собственной важности. Но вам они не нужны — обычно хватает 10—20 минут для обсуждения любого вопроса с группой из двух-трех ключевых сотрудников. До остального персонала информацию можно донести письменно, например по электронной почте или в мессенджере.

Не вводите корпоративные привилегии

Не торопитесь переезжать в отдельный кабинет. Не проводите отдельные корпоративы для узкой прослойки ключевых менеджеров. Пожертвуйте личным комфортом ради сохранения связи с передовой линией бизнеса.

Пресекайте интриги

Для крупного бизнеса система сдержек и противовесов — это элемент управления. Для малого — скорее путь в пропасть.

Мы на facebook
Топ 5 За месяц За неделю

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015