22.03.2016 09:00   9153   

Ждут ли россиян Сити и Манхэттен? Две истории

О том, как выходцу из России получить на Западе образование и найти работу, Finparty расспросил Ирину Алабину, живущую в Лондоне, и Анну Мальцеву из Нью-Йорка.

Ирина Алабина была директором по маркетингу в банке «Пойдем!» и запомнилась коллегам по отрасли выступлениями на конференциях, посвященных инновациям и развитию отделений. Сегодня она работает в британском офисе брендингового агентства Fitch и учится в Лондонском колледже коммуникаций (London College of Communication).

Анна Мальцева — деловая девушка с Манхэттена, каких мы видели в сериале «Секс в большом городе». Получать высшее образование она начинала в Томске, а завершила — в США, где окончила Университет Южного Арканзаса. Ее первым работодателем была KPMG, а сейчас она трудится в Нью-Йорке в крупной консалтинговой компании.

*  *  *

Ирина Алабина: «Главное — иметь не гражданство,
а голову на плечах»

— Ирина, чем вы сейчас занимаетесь?

— Fitch, в котором я работаю, — это не рейтинговое, а международное консалтинговое агентство в области брендинга и ретейл-дизайна. В России оно хорошо известно, например, сотрудничеством со Сбербанком, для которого оно оказывало разные услуги — от обновления логотипа до разработки дизайна отделений. Еще один знаковый проект Fitch — разработка концепции магазина «Мир Hamleys» в «Детском мире» на Лубянке.

— Почему вы выбрали для продолжения карьеры именно Лондон?

— Бренд-стратегия и система коммуникаций в банке «Пойдем!» разрабатывались совместно с несколькими британскими компаниями под кураторством Майкла Вульфа, основателя известного креативного агентства Wolff Olins. Я была настолько впечатлена уровнем лондонских профессионалов, что захотела оказаться именно в их среде.

— Какое образование вы решили получить в Лондоне? И почему именно его?

— Давайте сначала расскажу немного о себе. Более 15 лет я работаю в области стратегии, маркетинга и коммуникаций. Возглавляла соответствующие подразделения в банке «Пойдем!», «Мегафоне», МТС. В качестве директора по маркетингу разработала и вывела на рынок бренд QIWI, за что награждена премией The Best Product Launch от Института Адама Смита. Кроме того, была вице-президентом коммуникационного агентства.

Диплом MBA я получила еще в 2006 году, а теперь приехала в Лондон за второй мастерской степенью. Выбрала специальность Service Design Innovation — создание инновационных решений в области сервисов и продуктов. Это направление известно также как Human Centered Design (человеко-ориентированный подход — FP).

— Это тот самый подход, который использует Борис Дьяконов в своей «Точке»?

— Да, пожалуй, что в России именно эта компания наиболее полно и успешно его применяет. Сервис-дизайн — это методология разработки продуктов и услуг, которые меняют пользовательские впечатления. Задача состоит в том, чтобы понять потребителя и предложить удобные для него вещи. В основе подхода лежит глубокое исследование поведения потребителя, экосистемы вокруг него, всех заинтересованных сторон. Происходит выделение проблемы, разработка и прототипирование ее решений с последующим их тестированием. Весь процесс можно представить в виде «диаграммы двойного бриллианта», в которой отражены четыре стадии: поиск идеи, определение задачи, разработка решения и воплощение его в жизнь (Discover, Define, Develop, Deliver).

Для меня выбор этой специальности стал результатом двух составляющих. С одной стороны — наличия опыта работы в тех сферах, о которых я упоминала, а с другой — того, что дополнительно я прошла обучение коучингу.

— Получать образование в Лондоне — это дорого?

— Стоимость курса, безусловно, значительная и варьируется в зависимости от университета, специальности и срока учебы. Но если получать диплом не в столице, а, например, в Кардиффе, это обойдется дешевле.

— При поступлении помогает наличие российского диплома?

— Российский диплом, безусловно, учитывается, но условия приема зависят от конкретного учебного заведения и программы. Моя специализация такова, что требовалось предоставить портфолио с информацией о проектах, которые уже реализованы. Недостаточно было только внести плату за курс. Полагаю, что можно найти университеты и бизнес-школы, в которых нужно лишь платить за учебу и все. Но тогда не гарантирован высокий уровень студентов. А серьезные, уважаемые учебные заведения в нем заинтересованы, ибо это, в свою очередь, работает на их репутацию.

— Насколько система обучения отличается от привычной для России?

— Отличие серьезное: здесь никто студентов не «тащит». Хочешь знать больше — пожалуйста, все ресурсы в твоем распоряжении. Более того, знания сразу отрабатываются в практических проектах. В рамках моего курса за год их было шесть. А поскольку специальность очень «живая», востребованная, то мы работали над задачами реальных заказчиков. Проекты были связаны с созданием сервисов для пожилых людей, расширением доступа к юридическим услугам и так далее. Финальную работу я выполняла для администрации района Кэмден в Лондоне, перед которой стояла задача улучшить качество своих услуг населению. Нужно сказать, что их уровень столь высок, а спектр столь широк, что некоторым частным компаниям там есть чему учиться.

— Сложно ли финансисту найти работу по специальности в Лондоне?

— Непросто, поскольку крайне высока конкуренция. Надо быть внутренне готовым к тому, что для начала придется сделать несколько шагов назад по карьерной лестнице. А вот уже после адаптации в новой бизнес-среде можно рассчитывать на карьерный рост.

— Ощущается ли дискриминация по национальности?

— Лондон не зря называют столицей мира, каждый третий житель города родился не в Великобритании. Более того, правила жизни общества в принципе не допускают дискриминацию по национальному признаку.

Борис Дьяконов: «Образ зверя — это не плохо»

Успех в прошлом не гарантирует успеха в будущем, более того — в чем-то мешает, убежден старший вице-президент банка «ХМБ Открытие»

— Важно ли иметь британское гражданство, чтобы успешно работать?

— Главное — иметь голову на плечах, без нее гражданство не поможет. Хотя, безусловно, необходимость получения визы, которая нужна всем, кроме граждан ЕС, сужает возможности при поиске работы: далеко не все компании принимают таких кандидатов.

— Что еще помогает в трудоустройстве?

— Всегда ценится хорошее владение языком и готовность адаптироваться к совершенно новой среде. Социализация, знакомства и связи — все это важно в любой стране, особенно если мы говорим о должностях уровня топ-менеджмента.

— Расскажите немного о жизни в Лондоне. Чем он вас удивил?

— Открытием для меня стали прогулки по городу. Погода плюс наличие парков и отсутствие грязи позволяют здесь отправиться погулять практически в любой момент. Наверное, отличительная черта лондонцев — это способность мгновенно оказываться на траве при появлении солнца и тепла. Я сама получаю от пребывания на улице огромное удовольствие, это помогает мне расслабиться, «перезагрузиться». Еще один огромный плюс Лондона — замечательно работающая система общественного транспорта.

— Как обстоят дела с жильем: его принято снимать или покупать?

— Чаще его снимают. В то же время я была удивлена тем, что стремление купить квартиру есть у многих, хотя это весьма дорогое удовольствие. Расходы на аренду и коммунальные услуги зависят от уровня жилья. Я бы сказала, что в семейном бюджете они обычно составляют 35-50% всех расходов.

— Принято ли у британцев кардинально менять профессию?

— Не могу сказать, что это является правилом, но в принципе такое случается нередко. Человек может в 40 лет решить заняться чем-то совершенно новым для него, и вряд ли кто-то будет активно его отговаривать. То есть явного неприятия его поступка социумом он не увидит. Хотя, безусловно, после смены профессии ему придется проходить все те же ступени от новичка до профессионала. Тот факт, что здесь это само по себе не считается «крахом и ужасом», я думаю, мотивирует многих.

— О чем еще вы хотели бы предупредить тех, кто подумывает о переезде?

— Погружение в другую среду — это на самом деле очень смелое решение. Особенно для людей, у которых есть достижения и статус в родной стране. Придется сделать несколько шагов назад, пройти заново то, что уже пройдено. Это непросто, но, на мой взгляд, того стоит. Только сначала искренне ответьте себе на вопрос: «Зачем я это делаю?»

*  *  *

Анна Мальцева: «Работу получить сложнее,
чем образование»

— Анна, кем и где вы работаете?

— Последние два года — менеджером бухгалтерского учета и консалтинга в Marsh and McLennan Companies, которая занимается страховым посредничеством и консалтинговыми услугами. Компания эта международная, с бизнесом более чем в ста странах. Консультирую главных бухгалтеров компаний-клиентов по разным вопросам. В моей компетенции три сферы: интерпретация бухгалтерских инструкций, проверка бизнесов перед продажей, слиянием или поглощением и разработка учетных политик.

— Сложно ли поступить в американский университет?

— Это зависит от конкретного вуза, программы и, конечно, от вашей квалификации. Но в целом, учитывая, что обучение в США в основном платное, если вы не претендуете на место в университетах «Лиги плюща», то есть в восьми самых престижных учебных заведениях Америки, то, я считаю, это не так сложно.

— Какова примерно цена обучения?

— Она тоже очень сильно варьируется. Минимум — около $2000 за год, а самые дорогие программы обойдутся в $50 000 или около того.

Старый кампус Гарварда, одного из университетов «Лиги плюща»
Старый кампус Гарварда, одного из университетов «Лиги плюща»

— Предусмотрены ли гранты на обучение?

— Получение гранта — большая редкость. К тому же обычно он не полностью покрывает стоимость учебы.

— Засчитываются ли в вузах США экзамены, сданные в России?

— Да, большинство предметов, которые я изучала в Томском государственном университете, мне зачли.

— Принимается ли диплом российского вуза при поступлении в магистратуру?

— Насколько знаю, принимается. Его нужно перевести на английский, и перевод должен быть нотариально заверен.

— Какой была ваша первая работа после университета?

— Мне удалось устроиться в KPMG в Нью-Йорке. Там я проработала шесть лет, за пять из которых доросла до уровня менеджера.

— Легко ли стать сотрудником компании из «большой четверки»?

— Конкурс огромный, причем студентов принимают только из университетов определенного уровня. Но если у вас хороший вуз и приличные оценки, то это возможно. А у меня был диплом с отличием.

— С какой должности пришлось стартовать?

— Так как в компанию я устраивалась сразу после университета, то и позиция, на которую я претендовала, была начальной — Audit Associate, что можно перевести как младший специалист по аудиту. Если же у вас есть опыт работы, полученный во время учебы в вузе или после нее, — то можно рассчитывать на более высокие должности.

— А в целом как в Нью-Йорке с трудоустройством в финансовой сфере?

— Получить работу гораздо сложнее, чем поступить в университет. Конкуренция очень высокая. Многие компании приглашают на интервью только студентов тех вузов, с которыми они сотрудничают по программам campus recruiting («набор из кампуса»). У выпускников других университетов есть шансы туда попасть, только если они уже обладают опытом или имеют знакомых в этих компаниях.

— Нужно ли иметь гражданство США, чтобы попасть к хорошему работодателю?

— Нет, это не обязательно. Достаточно рабочей визы или вида на жительство (грин-карты). Некоторые компании после нескольких успешных лет работы сотрудника спонсируют ему продление рабочей визы. А если он ну просто замечательный специалист, то могут оформить и оплатить грин-карту.

— Сохранили ли вы российское гражданство? И играет ли роль национальность при построении карьеры?

— Гражданство сохранила. А национальность на карьеру никак не влияет.

— Что еще может помочь финансисту найти в работу в США?

— В любой стране в нашей сфере очень важен круг общения. Здесь все уделяют много внимания нетворкингу, то есть поиску новых контактов. В той же KPMG с каждым этапом продвижения по службе это становилось все более и более значимым. Партнер крупной компании должен везде всех знать, чтобы эффективно рекламировать и продавать ее услуги. Менеджер без контактов не дорастет до уровня партнера. Также контакты помогают получать рекомендации, когда вы ищете работу.

— В Нью-Йорке много уходит на аренду жилья и на коммунальные услуги?

— В моем случае больше, чем хотелось бы, свыше 50% месячного бюджета. Но в крупных городах покупать жилье невыгодно, поэтому в основном его снимают.

— Где обычно горожане едят — дома или в кафе?

— В США гораздо чаще, чем в России, люди посещают рестораны и кафе или заказывают доставку блюд на дом (очень удобно, кстати). В городах поменьше охотнее готовят сами.

— Как в городе принято отдыхать?

— Это зависит от человека. Но в Нью-Йорке есть традиция собираться после работы с коллегами или друзьями, чтобы выпить пиво, вино или коктейль, если вы слишком устали за день.

— Считаются ли нормой крутые повороты в карьере?

— Да, это распространено. Многие достаточно часто меняют если не профессию, то компанию, в которой работают, — раз в три-четыре года. Особенно это касается представителей нашего поколения.

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015