27.07.2016 09:00   19439   

Месть подана: как миллиардеры сводят счеты с обидчиками

Кто сказал, что месть — удел слабаков, тот не имел дело со Стивом Джобсом или сооснователем PayPal Питером Тилем. Понять, простить и забыть — не самая популярная философия в деловом мире. Finparty собрал истории о том, как мстили своим врагам акулы большого бизнеса.

as.jpg

Питер Тиль vs Gawker

Gawker Media — группа популярных онлайн-таблоидов, специализирующихся на «скандалах, интригах, расследованиях». Секретная переписка Хиллари Клинтон, сексуальные домогательства актера Билла Косби, бывший мэр Торонто, нюхающий кокаин, — примерно так выглядит сфера их интересов. В 2007 году одно из изданий группы опубликовало статью под заголовком «Питер Тиль — гей». Сооснователь PayPal и успешный венчурный инвестор был не первым человеком, чью сексуальную ориентацию рассекретили СМИ. Но он стал первым, кому удалось отомстить за вынужденный каминг-аут. 

Основатель Gawker Ник Дентон
Основатель Gawker Ник Дентон

Богатые тоже не платят: как миллиардеры экономят на мелочах

Самые состоятельные люди в мире, бывает, тоже живут не по средствам. Ездят на стареньком Volkswagen вместо Bentley, занимают маленькие квартиры вместо особняков, летают экономклассом и покупают одежду на распродажах. Finparty рассказывает о самых ярких примерах.

Девять лет спустя Тиль довел Gawker Media до банкротства, оставаясь в тени до последнего момента. Как это у него получилось? Миллиардер и один из самых влиятельных людей Кремниевой долины тайно спонсировал судебный процесс Халка Хогана против Gawker. Портал разместил секс-видео известного рестлера, и это стало основой для иска на $140 млн. Хоган выиграл дело, так что в июне этого года Gawker Media, и без того потратившей огромные суммы на адвокатов, пришлось начать процедуру банкротства. 

Халк Хоган на суде против Gawker
Халк Хоган на суде против Gawker

СМИ по всему миру тут же начали кричать о праве на свободу слова и об опасности подобных прецедентов, когда один «злобный, мстительный, мелочный миллиардер» способен потопить целую медиагруппу. Тиль в ответ рассуждает о праве на личную жизнь, а втихаря довольно потирает руки. Еще бы, ведь это была славная охота.

sx.jpg

Ратан Тата vs Ford

Tata Group — один из крупнейших в Индии конгломератов, включающий в себя 96 компаний, суммарная рыночная капитализация которых составляет больше $110 млрд. До 2012 года корпорацией руководил Ратан Тата. Он хорошо знал свое дело и за 20 лет управления Tata Group сумел увеличить ее прибыль в 50 раз. Но не все проекты начинались гладко. В 1998 году конгломерат запустил Tata Motors — компанию, выпускающую пассажирские автомобили. Дела сразу не заладились, фирма терпела убытки, и было решено ее продать. Ford проявила интерес к сделке, и Ратан Тата вылетел в Детройт для переговоров. Представители американского автоконцерна сразу дали понять, что если и купят Tata Motors, то это будет большим одолжением. Встреча превратилась для индийского бизнесмена в трехчасовой сеанс унижения, а напоследок люди из Ford спросили: «Зачем вы вообще взялись за автомобилестроение, если ничего в этом не понимаете?» 

В результате автомобильная компания осталась в составе Tata Group, дела пошли в гору. В 2008 году, когда Ford едва сводила концы с концами на волне мирового финансового кризиса, Tata Motors купила у нее премиум-бренды Jaguar и Land Rover. И хотя Ford пришлось довольствоваться суммой вдвое меньше той, что она в свое время заплатила бывшим владельцам этих люксовых марок, компания была рада сделке. Ее председатель правления Билл Форд публично поблагодарил Ратана Тату: «Покупая Jaguar Land Rover, вы делаете нам большое одолжение». Круг замкнулся.

sx.jpg

Ферруччо Ламборгини vs Энцо Феррари

Ферруччо Ламборгини начал конструировать всевозможные механизмы еще ребенком, а после Второй мировой войны занялся переделкой военной техники в сельскохозяйственную и вскоре основал компании по производству тракторов и холодильного оборудования. Сколотив на этом приличное состояние, Ламборгини, как многие богатые мужчины бальзаковского возраста, увлекся дорогими спортивными машинами.

Lamborghini 350 GTV
Lamborghini 350 GTV

В его автопарке оказались и автомобили Ferrari. Как человек, разбирающийся в механике, Ламборгини не мог не заметить их недостатки: слишком шумные, жесткие в управлении на дороге, сцепление часто ломается. Свои жалобы и предложения он решил направить прямиком основателю компании Энцо Феррари, но тот не захотел слушать какого-то «тракториста». Горячий итальянский парень Ламборгини обиделся и загорелся идеей сделать машину «как Ferrari, только лучше». Он переманил к себе двух инженеров, работавших на Энцо, и через несколько месяцев на свет появилась Lamborghini 350 GTV. 

sx.jpg

Трэвис Каланик vs Miramax и еще 32 медиакомпании

Когда будущий основатель Uber учился в Калифорнийском университете, он принял участие в создании сервиса для обмена файлами Scour. Файлообменник просуществовал несколько лет, пока его не обвинили в нарушении авторских прав. Киностудии и звукозаписывающие компании подали коллективный иск на $250 млрд, и Scour пришлось объявить о банкротстве. Каланика очень расстроила эта неудача, он даже перестал ходить в кино, чтобы не видеть логотипы тех, кто уничтожил его детище. И он придумал изящный план мести.

Суть заключалась в том, чтобы сделать компании, засудившие его стартап, своими клиентами и заставить их платить ему деньги. Тогда на свет появился RedSwoosh — сервис по передаче файлов большого объема. Через несколько лет Каланик его продал за $23 млн и занялся инвестициями. Он много общался с молодыми талантами, отбирая наиболее удачные идеи. Именно так и родилась компания Uber, чья рыночная капитализация всего за семь лет перевалила за космическую отметку в $65 млрд. Трудно сказать, пользовались ли руководители Miramax со товарищи сервисом RedSwoosh, но они наверняка стали клиентами Uber, поэтому месть можно считать удавшейся.

car-512.jpg

Стив Джобс vs Adobe Flash

В 2010 году Джобс опубликовал открытое письмо «Мысли о Flash», где не оставил камня на камне от технологии, созданной компанией Adobe Systems. Он предсказал скорую кончину этой разработки и привел вполне убедительные аргументы: технология закрытая, с серьезными проблемами с безопасностью, не годится для сенсорных экранов, к тому же существуют более современные форматы. Поэтому Apple и не собирается ею пользоваться. Как говорится, только бизнес и ничего личного.

Однако люди, хорошо изучившие Джобса, утверждают обратное. Они вспоминают, как в 90-х, когда тот вернулся в Apple и решил сделать ставку на Mac, он обратился к Adobe Systems с предложением о сотрудничестве. Ему хотелось, чтобы Photoshop и другие продукты этой компании можно было использовать и в его компьютерах. Представители Adobe поначалу отказали. Вкратце аргументы сводились к следующему: у вас слишком маленькая доля на рынке, нам нет никакого интереса с вами работать, сумеете отвоевать себе кусок побольше — тогда и приходите. Джобс и сам не пошел, и другим не советовал.

Стив Джобс с одним из основателей Adobe Systems Чарльзом Гешке (слева)
Стив Джобс с одним из основателей Adobe Systems Чарльзом Гешке (слева)

Во что это вылилось? В 2011 году Adobe Systems заявила о прекращении разработки плагина Flash Player для мобильных устройств, а в 2015-м призвала веб-разработчиков переходить на более современные стандарты. Многие СМИ тут же поспешили опубликовать «некрологи» под радостными заголовками в духе «Flash наконец-то умер!»

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015