26.09.2016 09:00   24753   

Эксперты McKinsey: в банковской сфере сейчас очень интересно

Партнер Дмитрий Гаранин и эксперт Диана Гольдштейн специализируются в McKinsey на банковской отрасли. Finparty было интересно посмотреть на нее глазами консультантов, узнать, с какими запросами кредитные учреждения обращаются в Фирму, и понять, что их ждет в ближайшем будущем.

— Дмитрий, расскажите о вашей карьере до McKinsey.

Дмитрий Гаранин: Я окончил мехмат МГУ, однако еще в процессе обучения понял, что хороший математик-теоретик из меня не выйдет. Поэтому с третьего курса стал искать другие возможные применения тому, чему меня учили. Наверное, единственным направлением, которое попадало под такой критерий, были финансы. Я подкрепил свои математические знания экономическими, два года проучившись в Российской экономической школе, и стал искать работу в реальном секторе. Сначала попал в аудиторскую компанию, затем в холдинг «Металлоинвест», где занимался стратегией и инвестициями. Выполнив порученные задачи, я задумался, куда двигаться дальше. Можно было остаться в сфере металлургии, но мне хотелось учиться чему-то новому. Так появилась McKinsey, которая остается в моей жизни уже больше 10 лет. Как большинство консультантов Фирмы, я занимался разными секторами, но тяга к финансам осталась. Поэтому в итоге я пришел к банковской отрасли. 

— И в ней сейчас происходят по-настоящему революционные процессы. Из очень консервативной она превращается в передовую с точки зрения внедрения новейших IT-технологий. Чат-боты, блокчейн, machine learning — все это активно обсуждается и тестируется в банковском сообществе. По вашему мнению, что сейчас происходит, куда отрасль «бежит»?

Дмитрий: Она «бежит» вперед. Куда именно — сложно сказать определенно. Но мне кажется, что там сейчас очень интересно. Это удивительная отрасль, где крупнейший игрок не чувствует себя закостеневшей монополией, а меняется прямо на глазах. Это динамичная отрасль, где банки, которых пять лет назад еще не было, могут конкурировать с гигантами, по крайней мере в розничном сегменте. 

Безусловно, меняется самоопределение банков. Еще недавно банкир ассоциировался у нас с человеком в строгом пиджаке, у которого все по расписанию: комитет, совещание такое, совещание сякое. Теперь кредитные учреждения начинают конкурировать со стартапами, и это увеличивает скорость их действий, меняет корпоративную культуру. Удивительная история. Она дает возможность наблюдать за взрослыми, считающими себя серьезными людьми, которые вынуждены жить в соревновательном мире. Банк всегда воспринимался как… государственная поликлиника, например. Его сотрудники снисходили до вас, делали одолжение, занимаясь вашим вопросом. Сейчас ожидания совершенно другие. Банковская отрасль стала интересной, динамичной, поэтому в нее стали приходить разные люди, в том числе те, кто хочет менять сложившийся порядок вещей в угоду потребностям клиентов. 

— А что банкам нужно от McKinsey? Какие у них запросы?

Дмитрий: Очень разные. Достаточно частый запрос — а какие люди будут покупать наши услуги сейчас и через несколько лет? В отрасли, где существует реальная конкуренция, не так просто понять, какие клиенты являются целевыми и почему они выберут именно этот банк. Не теряют своей актуальности задачи по разработке стратегии. Также мы делаем достаточно много проектов с другой границы спектра — операционно-внедренческой. Практически любой банк сейчас думает о применении новых IT-технологий.

— Это разовые проекты или вы работаете с банками годами? 

Дмитрий: Обычно это долгосрочные отношения. Мы сотрудничаем с большинством банков из первой десятки. И если посмотреть на наш портфель клиентов сейчас, год назад, 10 лет назад — будут достаточно похожие списки. Это здорово, потому что означает, что наша работа реально нужна.

— Диана, вы специализируетесь в McKinsey на финансовых институтах. Вы пришли в Фирму из банковской среды? 

Диана Гольдштейн: Я пришла из KPMG, где тоже занималась аналитикой в стратегическом консалтинге. За мной было закреплено несколько отраслей, но со временем я стала специализироваться на банках. И было логично перейти на схожую позицию в McKinsey, где я уже три года. Проекты, которые я делаю, в основном банковские, но задачи у них совершенно разные. Я участвую как в разработке стратегий, так и в проектах, направленных на операционные преобразования. Это позволяет, находясь в пределах одной отрасли, получать новый опыт и постоянно совершенствовать знания.

— А что вы думаете о развитии банковского сектора?

Диана: Мы действительно живем в интересное время. До 2014 года сектор очень быстро рос, структура рынка была относительно неизменной. В новых экономических реалиях и в силу того, что банковский рынок находится на достаточно зрелой стадии, происходит преобразование всей его структуры. И за этим любопытно наблюдать. Раньше коммуникация с банком ограничивалась приходом в отделение, где клиент брал или отдавал деньги. Сейчас каналов взаимодействия стало гораздо больше — интернет-банк, мобильный банк, кол-центр. И задача кредитной организации, на мой взгляд, — обеспечить лояльность своих клиентов (как в розничном бизнесе, так и в корпоративном), сопровождать и поддерживать их на всем пути. 

— А если говорить о внедрении IT-технологий — как быстро произойдет качественный скачок? Когда все услуги уйдут в телефон, потребность в отделениях отпадет, а вместо операторов с нами будут общаться умные роботы?

Диана: Я не думаю, что это произойдет очень быстро. Однако изменения мы уже видим. Очевидно, что количество отделений продолжит сокращаться. Но я думаю, что совсем они не исчезнут, а скорее трансформируются, станут центрами консультаций и продаж. Если клиенту нужен простой продукт или трансакционное сопровождение, он, скорее всего, воспользуется интернет-приложением или мобильным банком. Если потребуются более сложные сервисы, то он обратится за консультацией к специалисту. Многие банки уже переориентируют сеть на формат отделений, в которых фокус делается на консультировании клиентов по сложным продуктам: инвестиционным портфелям, ипотеке. Еще одна большая тема связана с тем, что консультации все чаще проводятся через удаленные каналы — скажем, по скайпу или через терминалы. Сотрудник может находиться где угодно — в Ульяновске, Нью-Йорке — и при этом оказывать клиенту качественную поддержку и сопровождение.

— Дмитрий, вы возглавляете в McKinsey аналитический департамент (Research & Analytics). Каковы его задачи?

Дмитрий: Консультанты в McKinsey могут заниматься проектом в одной отрасли, потом в другой — в разных функциях, в разных офисах. В какой-то момент мы поняли, что есть необходимость в накоплении знаний. Все, что мы делали в различных отраслях, какие использовали методики, каким образом решали задачи, — все это стало необходимо систематизировать и сохранить. Более того, мы поняли, что есть люди, которым было бы интересно сосредоточиться на конкретной отрасли или функции. Им не нравится обычная консалтинговая история, когда ты работаешь сначала на металлургический комбинат, потом на банк, потом на телеком-оператора. Этим специалистам хотелось бы заниматься консалтингом, но тем направлением, которое им интересно. Так появился аналитический департамент. 

Диана: Есть еще такой важный момент, как экспертиза. Нашему подразделению необходимо обеспечить качественный результат для клиента, привнести все самое лучшее и новое, что есть в отрасли, показать самые свежие тенденции. Соответственно, роль профильного аналитика — быть в курсе всего, что происходит на рынке, и донести эти знания до команды либо напрямую до клиента. И помочь всем консультантам, которые работают в банковской отрасли с той аналитикой, которая им необходима. Это значительно экономит время команд и повышает качество конечных продуктов.

— Да, каждой команде не надо начинать все сначала.

Диана: У нас уже много готовых материалов, которые мы делали как на российском, так и международном уровне. Поэтому у нас есть понимание лучших практик и стратегий игроков на глобальном рынке. Эти знания и опыт мы приносим клиентам и командам по всему миру.

— Но ведь отраслей достаточно много. Есть специалисты по каждой?

Диана: Есть специалисты по основным отраслям, где спрос со стороны клиентов стабильно высок. У нас есть специалисты по нефти и газу, металлургии, банкам, телекоммуникациям, розничной торговле, энергетике, транспорту, фармацевтике, здравоохранению, госсектору. Младшие аналитики и аналитики специализируются на отрасли в целом. На старших уровнях направленность работы становится более узкой. Например, я сосредоточилась на розничном банковском обслуживании. 

— Людей с каким бэкграундом вы ждете в свой отдел?

Диана: Отраслей, в которых мы работаем, и задач по ним гораздо больше, чем мы можем «переварить» силами текущей аналитической команды, поэтому отдел постоянно расширяется. Мы ждем в первую очередь людей, которые заинтересованы работать, каждый день узнавать что-то новое, расти и помогать клиентам достигать выдающихся результатов. Людей, которые хотят не только стать экспертами, но и передать знания следующим поколениям Фирмы. Для нас очень важны культура преемственности и командная работа.

— А принимаете опытных людей или стажерам тоже есть на что надеяться?

Дмитрий: Мы активно нанимаем интернов. Это младшая позиция: стажер, но на полный рабочий день. Мы набираем ребят, которые учатся на последнем курсе или только что окончили университет и имеют минимальный опыт работы. У интернов есть возможность попробовать себя в различных отраслях, понять, что им интересно. И если это будет соответствовать спросу, то потом уже выбрать узкую специализацию. На позицию аналитика или старшего аналитика мы ищем профессионалов с одним-тремя годами опыта работы, релевантного той индустрии, в которую они идут. 

— А есть сейчас отрасли, на которые появился повышенный спрос?

Дмитрий: Мы планируем усилить команду по направлению Advanced Analytics — понимаем, что на это есть большой спрос. Мы много работаем с субподрядчиками, но хотим растить таких специалистов внутри. 

Мы сейчас нанимаем гораздо больше сотрудников с техническим бэкграундом без опыта работы в бизнес-структурах. Если человек отлично владеет численными методами, для нас это повод его серьезно рассматривать. Достаточно часто клиенты просят довести наши аналитические инструменты до каких-то понятных решений на планшетах или на мобильных телефонах. Поэтому мы стали приглашать на работу людей, которые реализуют такие задачи. Это очень сильно отличается от роли типичного консультанта. Так что профили специалистов, которые к нам приходят, очень сильно расширяются.

Фото: Надя Дьякова

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015