17.11.2016 13:00   13619   

Женщина в бизнесе: откровенный разговор с Инной Ройзман

Пять участниц «Бриллиантового клуба», один именитый психолог и один плюшевый Зигмунд Фрейд собрались ноябрьским вечером, чтобы поговорить о месте бизнесвумен в современном мире. Общение получилось полезным. Зигмунд с интересом наблюдал и молчал.

Елена Ищеева (холдинг Банки.ру), Алла Комиссарова (La Princesse Choсo), Елена Женина («СБ Имидж»), Инна Ройзман, Наталья Мильчакова (Dance Olymp), Юлия Решетова (Finparty)
Елена Ищеева (холдинг Банки.ру), Алла Комиссарова (La Princesse Choсo), Елена Женина («СБ Имидж»), Инна Ройзман, Наталья Мильчакова (Dance Olymp), Юлия Решетова (Finparty)

На эту встречу нас пригласила Инна Ройзман, кандидат наук, член Британского психологического общества.

Инна уверена, что людям бизнеса без знаний о психологии никуда. Нужно ведь уметь договариваться, вступать, если это требуется, в конфликты и выруливать из них, находить с окружающими точки соприкосновения, противостоять манипуляциям. А главное — необходимо научиться понимать себя, свои сильные и слабые стороны. Поэтому участницам клуба было над чем подумать и о чем поговорить.

Инна Ройзман
Инна Ройзман

В начале встречи Инна Ройзман предложила обсудить глобальный вопрос: как современное российское общество воспринимает женщину-предпринимателя. «Однажды на своей странице в «Фейсбуке» я процитировала коуча, который утверждал, что женщины успешны только в определенных видах бизнеса: репетиторстве, рукоделии, в бьюти-сфере. И спросила читателей, так ли это. Интересно было смотреть на ответы. Некоторые комментирующие сказали, что неважно, мужчина ты или женщина. Самое главное, как ты принимаешь решения, выходишь из трудных ситуаций, ведешь переговоры. Но таких было меньшинство. Большая часть (и в основном мужчины) согласилась, что женщинам в бизнесе никогда не достичь таких же высот, как сильному полу. Самые частые ответы оказались такими: «Женщина не может ставить на кон все средства», «Она не отдается бизнесу на сто процентов, у нее доминанта смещена в сторону семьи». А кто-то даже написал, что «женщины чересчур самокритичны».

Юлия Решетова, Елена Ищеева, Алла Комиссарова
Юлия Решетова, Елена Ищеева, Алла Комиссарова

Елена Женина
Елена Женина

Этот пример вызвал у присутствующих бурные обсуждения. Даже среди женщин не было единого мнения. 

«А что плохого в том, что мы не ставим на кон все и сразу? Женская способность здраво мыслить и приберегать что-то на черный день может однажды спасти семью от финансового краха».

«Большинство мужчин воспринимает мир как одну большую детскую песочницу. Они строят в ней куличики и не очень расстраиваются, если наступят на соседский или, наоборот, разрушат то, что создали сами. Полупят друг друга лопаткой по голове и играют дальше». 

«И тут в песочницу приходит девочка в юбочке. У мальчиков наступает ступор: лопаткой ее не ударь, строить помогай… Как с ней взаимодействовать — непонятно». 

«Но ведь у женщин есть качества, с помощью которых они могут добиваться результатов не хуже, чем мужчины. Это гибкость, эмпатия, интуиция, исполнительность. На этом поле они явно сильнее».

Если брать западную статистику, то мы увидим, что по количеству женщин-предпринимателей на душу населения мы далеко не на первом месте. Скажем больше: даже не в середине списка, а ближе к его концу. И эта ситуация, по мнению Инны Ройзман, обусловлена базовыми законами поведения в обществе, которые заданы семьей. Мы дети своих советских родителей, а у них роли распределялись очень четко: мужчина — главный, добытчик, женщина — на вторых ролях, зарабатывает меньше, сосредоточена на детях и муже. Этот сценарий очень трудно перебить, он просто высечен у нас в подкорке. Современные женщины стараются переломить ситуацию, но большой корабль, который долгое время шел на всех парах в одном направлении, быстро не развернешь. 

Разговор плавно перетек к теме гендерных ролей и обсуждению того, как в бизнес-среде мужчины воспринимают женщин. 

«Я много лет проработала в консалтинге, начинала, когда женщин в моей отрасли были единицы. Если говорить о том, как ко мне относились в профессиональном плане, то клиенты, среди которых были в основном экспаты, меня ценили и предпочитали работать со мной, а не с мужчинами. Они точно знали, что я их интересы буду отстаивать сильнее, я эмоционально вовлекаюсь в их проблемы».

«За долгие годы работы в банке я поняла: чтобы пробиться и стать пятым или восьмым вице-президентом, нужно быть такой стервой… То, что в мужском коллективе готовы терпеть от мужчины-босса, ни за что не потерпят от женщины, претендующей на аналогичную должность. Еще я заметила такую вещь: если к нам в кредитный департамент, в котором до этого работали одни мужчины, брали женщину, то на нее радостно скидывали все, что только можно. Она, помимо выполнения своих непосредственных обязанностей, начинала сшивать документы, готовить отчеты, которые больше никому не хотелось делать».

Инна Ройзман рассказала, что изначально мужчина воспринимает женщину в бизнесе в двух ипостасях: видит в ней либо соперника, либо обслуживающий персонал. Но если она в процессе работы или на переговорах начинает вести себя жестко, то он, скорее всего, постарается превратить ее в партнера. И попытается наделить одной из двух ролей: материнской — опекающей — или отцовско-менторской. Такое поведение по сути является способом манипуляции, ведь обе роли загоняют женщину в определенные рамки.

Тему манипуляций разобрали более подробно. Вспомнили ее виды: лесть («ты самая умная, никто не сделает лучше»), взять на слабо («тебе такое точно не под силу»), страх («не сделаешь — нас всех уволят!»), навязчивость (повторение просьбы снова и снова).

Затем попытались понять, чем манипуляция отличается от влияния. В последнем случае, по словам Инны, человек выступает «с открытым забралом» — просто и прямо говорит, что ему нужно. Например: «Слушай, я зашиваюсь. Помоги мне, пожалуйста, доделать отчет, а я в следующий раз сделаю для тебя то-то и то-то». При манипуляции вас начинают обрабатывать способами, указанными выше: льстить, запугивать, брать измором.   

Если вы не можете или не хотите помочь человеку, то у вас есть два способа отказа: манипулятивный («ты знаешь, я уезжаю в отпуск, совсем нет времени…») и прямой («ты хочешь, чтобы я сделала за тебя работу, но, к сожалению, это невозможно по таким-то причинам»).  

Участницы встречи затронули и тему детей, ведь практически каждая бизнесвумен несет груз вины за то, что мало уделяет им внимания. 

Инна Ройзман уверена, что главное — не количество общения, а его качество. Можно проводить с ребенком час в день, но делать это с максимальной пользой, полностью погружаясь в его мир, не отвлекаясь на готовку, дела или телевизор. Ну и конечно, необходимо откладывать все в сторону, если у ребенка неприятности и он просит о помощи. 

«Когда я пришла в компанию в период ее становления, где трудились одни мужчины и надо было работать практически круглосуточно, я задала резонный вопрос: «А как же дети?» На что партнер мне ответил: «А ты вставляй время для общения с ними в свой рабочий график, тогда точно будешь знать, что выбранные часы посвятишь только им». Это и есть то самое quality time — время, специально отводимое для общения с семьей. Совместные отпуска и выходные — тоже прекрасный способ не потерять связь с близкими».

Наталья Мильчакова
Наталья Мильчакова

Еще одна проблема, которая рано или поздно встает перед каждой замужней женщиной, активно развивающей свой бизнес, — конкуренция в семье. 

«Любой муж, даже самый слабый, хочет, чтобы жена была «босая, беременная, на кухне». А когда он сильный, то поначалу происходит так: «Конечно, я не возражаю, чтобы ты работала, реализуй себя!» Однако со временем женщина понимает, что работать-то ее отправили, но с уверенностью, что через год-два бизнес загнется и она опять придет домой, к своему сильному и успешному мужчине. Когда же этого не происходит, супруг начинает раздражаться, вспыхивают скандалы. И что в такой ситуации делать? Продолжать прикидываться дурочкой, слабой женушкой или отстаивать свои позиции, даже если это грозит разводом?»

Инна Ройзман объяснила, что чаще всего за таким поведением мужчины стоит сильный страх, в голове у него начинают крутиться панические мысли: «Она станет успешней меня и перестанет уважать», «Она теперь всегда на виду и ее уведет другой» и так далее. Эти страхи необходимо снимать. Как? В каждой ситуации по-разному, и здесь обычно без помощи психолога не обойтись.

В конце встречи Инна предложила выполнить два несложных упражнения, которые помогают лучше себя понять.

Итак, задание первое. Возьмите лист бумаги, разделите его на четыре части и пронумеруйте их, как показано на рисунке. В квадрате № 1 напишите пять черт характера, которые помогают вам добиваться успеха. В квадрате № 3 — столько же черт, которые, наоборот, мешают.

Теперь посмотрите на негативные, с вашей точки зрения, черты характера и постарайтесь представить, что о них говорит человек, который вас любит и видит в вас только хорошее. Тогда «излишняя мягкость» может превратиться в «нежелание ранить людей», а «жесткость» в «умение отстаивать свои границы». Впишите все эти качества в квадрат № 2.

Теперь посмотрите еще раз на квадрат № 2 и представьте, что вас характеризует враг, настроенный видеть в вас только плохое. Напишите в последней пустой части листа все качества из этого списка, только теперь в негативном ключе. 

Внимательно посмотрите на то, что получилось. Все это и есть вы — глазами разных людей. Такое упражнение дает понять, что всем не угодишь, что всегда найдутся как друзья, так и недоброжелатели, а вам нужно просто идти своей дорогой и делать все так, как чувствуете. 

Второе упражнение. Возьмите пять стикеров и напишите на них о том, что вы цените в жизни больше всего, на каждом по одному слову. Это должны быть нематериальные вещи. Затем убирайте по стикеру до тех пор, пока не останется только один. Слово, которое на нем окажется, и есть ваша суть, то, что дарит вам ощущение счастья и полноты жизни.

Фото: Надя Дьякова

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015