28.03.2017 09:00   9867   

Филипп Гузенюк о новых трендах в работе управленцев. Часть 1

Известный бизнес-тренер объясняет, почему мы все киборги и телепаты, как жить в VUCA-мире и зачем надо уметь снимать гремучих змей с вышек.

Я дам короткую преамбулу, которая может быть важной для нашего дальнейшего разговора. Автор нашумевших книг «Антихрупкость» и «Черный лебедь» Нассим Талеб рассказывает такую историю. Ранней весной хозяин покупает индейку и начинает ее откармливать. Птица берется оценивать сервис и собирать статистику. В первый день — высший балл. Кормят, поят, любят. На второй день — все отлично. На третий день порции корма увеличиваются. Индейка методично ставит высокие оценки. И вот перед самым Днем благодарения у птицы собран максимально валидный массив данных о том, что жизнь прекрасна. Она может построить самый оптимистичный прогноз на будущее. Но, как вы понимаете, в этот момент все меняется неожиданным образом. И нашу индейку ждет печальный финал.

Эта история о том, что кажущаяся стабильность прошлого не может гарантировать нам светлое будущее. Одним словом, есть ложь, наглая ложь и статистика.

01-2.jpg

Мой клиент, президент крупного банка, как-то сказал, что мы все — люди эпохи быстрого роста, которая закончилась: «Филипп, представляете себе, мы поколение менеджеров, которое привыкло к тому, что компании растут темпами 20%, 30%, 40% в год. И это почти без всяких усилий: что бы ты ни делал — будешь молодец».

Филипп Гузенюк: как из рабочего конфликта выйти победителем

Одно из направлений работы бизнес-тренера Филиппа Гузенюка, среди клиентов которого Сбербанк и ВТБ, — разрешение конфликтов внутри организаций. По нашей просьбе он объясняет, как договариваться даже в самых сложных ситуациях.

Растущий рынок прощал практически любые ошибки, но правила игры изменились. Налицо новая нормальность, а именно стагнация с «карманами роста» — отдельными стабильно развивающимися нишами. Чтобы компания была успешной, нужно делать что-то действительно интересное, нетривиальное. Надо искать новые клиентские сегменты, снижать издержки, внедрять эффективные модели управления, а мы к этому не привыкли.

02.jpg

И в России, и на глобальной арене меняется характер развития бизнеса. Раньше главную роль играла географическая экспансия — расширение рынков сбыта. Сегодня этот ресурс роста исчерпан, зато мы видим экспоненциальное распространение новых технологий, которое приводит к каннибализации целых отраслей.

Apple, Airbnb, Uber, Facebook, Tesla развиваются за счет того, что экономист Клейтон Кристенсен назвал подрывными инновациями. Новые технологии и идеи убивают старые и меняют сами ценности на рынке. Параметры, по которым раньше шла конкуренция, становятся неважными. В итоге даже очень устойчивые и эффективные бизнесы, не успевшие адаптироваться к изменениям, выходят из игры.

3.jpg

Если верить главе Сбербанка Герману Грефу, то приоритет — «скорость, скорость, скорость». Быстрые или мертвые. Время на выпуск нового продукта от идеи до реализации (time to market) становится одним из ключевых показателей в бизнесе.

Герман Греф
Герман Греф

В неэффективных компаниях скорость порождает суету. В начале года в план менеджера включается множество инициатив, которые устаревают в течение двух месяцев. Никто их не пересматривает и не отменяет, вместо этого добавляются новые задачи. А его подчиненные дохнут от того, что надо делать 28 разных проектов одновременно.

Согласно Герману Оскаровичу, главная область конкуренции сегодня — не за ресурсы и не за клиента. Компании соперничают в создании максимально эффективных и быстро адаптирующихся к изменениям моделей бизнеса.

4.jpg

Мы киборги. Современный homo sapiens превратился в бесшовное сочетание человека и его смартфона. Окей, «Гугл», нашу память можно назвать вынесенной: мы держим список контактов и электронных писем не в голове, а в облаке. Телепатия? Тоже легко — мы все ежедневно передаем и «читаем» мысли на расстоянии при помощи сотового телефона. В «Фейсбуке», «Твиттере» и «Инстаграме» мы соединены глобальной сетью.

И все это уже вчерашний день. Big data, machine learning, Интернет вещей приведут к глобальным изменениям в ближайшие годы. Некоторые эксперты говорят: не будет больше банков, останутся IT-компании. Работая с топовыми командами, я вижу, что их внимание все больше смещается в сторону масштабной цифровизации бизнес-моделей.

5.jpg

Еще одна черта современного рынка описывается акронимом VUCA от английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Мы живем в мире, в котором глобальные рыночные условия способны меняться за считаные месяцы. В таких условиях компании должны прикладывать все больше усилий для создания гибких бизнес-моделей, работающих в самых разных ситуациях.

Борис Дьяконов («Точка»)
Борис Дьяконов («Точка»)

Как заметил руководитель сервиса для предпринимателей «Точка» Борис Дьяконов в выступлении на форуме «Бизнес со смыслом»: «Дарвин говорил, что не «выживают сильнейшие», а «выживают наиболее адаптивные». Одним из важнейших конкурентных преимуществ становится способность пересматривать ключевые параметры бизнеса.

6.jpg

На арену стремительно выходят молодые сотрудники, которые требуют от руководителей новых подходов. Как рассуждают представители поколения Y? «Карьерная лестница приставлена не к моей стене». «Работать дольше, чтобы получить повышение, — забудьте». Еще можно вспомнить слова известной всем Масяни: «Директор? Пошел ты в… директор! Не до тебя».

Ключевой валютой становится способность дать работу, обладающую смыслом и интересом. Смысл — это возможность сделать что-то реально полезное, что-то такое, во что сотрудник верит. Например, руководитель HR-отдела «Фабрики окон» в личной беседе сказала: «Я хочу работать в компании с идеей. Компания — это мой рычаг для того, чтобы изменить мир». Что же касается интереса, то поколению Y нужны задачи, захватывающие, как видеоигра. Работа должна быть наполнена эмоциями, общением, вызовами, победами. Каждый день.

Моя коллега из США рассказала интересную историю. Там в отрасли электроэнергетики какое-то время был заморожен набор кадров, и на местах находились одни и те же специалисты. А сейчас потребовалась «новая кровь». Пришли молодые люди, очень хорошо разбирающиеся в IT-технологиях и гаджетах. Они могут быстро вносить улучшения в работу, но не знают, например, что при прохождении торнадо в Аризоне вышки высокого напряжения забиваются коровьими лепешками и гремучими змеями. Только аксакалы понимают, как устроен старый мир. Только они умеют забираться на вышку, чтобы снять змею. 

Сегодня выигрывают те, кто умеет использовать сильные стороны всех поколений. Важны и опыт зрелых людей, и менталитет молодежи. Компании, которые объединят и то и другое, будут на волне.

Продолжение следует.

Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015