10.01.2018 09:00   7829   

Открытый показ: миллионеры, которые не прячут свои коллекции

Искусствовед, основатель школы популярного искусства Op Pop Art Анастасия Постригай рассказывает о семи самых активных собирателях арт-объектов в России из числа видных бизнесменов.

Не все состоятельные коллекционеры скрывают свои собрания от чужих глаз в особняках и виллах. Есть и те, кто, напротив, охотно делятся произведениями искусства с музеями или же организовывают собственные выставочные пространства.

78.png

Петр Авен, 
председатель совета директоров ABH Holdings

Банкир Петр Авен, хотя и не создал до сих пор своего музея, является одним из самых открытых и общительных российских коллекционеров. Его собрание началось с покупки в 1994 году натюрморта Павла Кузнецова за $5000. Сегодня Авен владеет самой большой в мире коллекцией майолики Михаила Врубеля, работами Кандинского, Шагала, Серебряковой, Ларионова с Гончаровой, Анненкова, Серова, Коровина, Петрова-Водкина. С последним, правда, однажды вышла осечка: банкир приобрел подделку с неплохим провенансом, но нечестной экспертизой. От работы ненастоящего Петрова-Водкина избавляться он не стал и сохранил ее в качестве наглядной иллюстрации полученного урока.

Авен не раз подчеркивал, что «искусство надо показывать народу», а «коллекция имеет смысл только тогда, когда вносит вклад в мировую художественную культуру». И весьма вероятно, что скоро на культурной карте появится еще один частный музей. Только не в Москве или Лондоне, а, вероятно, в Риге. По словам Авена, именно там он хотел бы демонстрировать работы одного из главных латышских художников Александра Древина.

78.png

Алексей Ананьев,
председатель совета директоров Промсвязьбанка

Неясно, продолжит ли Алексей Ананьев заниматься финансовым бизнесом после недавних событий с Промсвязьбанком, но на его интерес к русскому реалистическому искусству они точно не повлияют. Предприниматель собирает свою коллекцию уже второй десяток лет. Сначала она была домашней, а в 2011 году легла в основу частного музея со сложным названием — «Институт русского реалистического искусства» (ИРРИ). Посмотреть на приобретения Ананьева можно в одном из корпусов бывшей ситценабивной фабрики на Дербеневской набережной в Москве. 

Свой интерес к советской школе живописи Ананьев объясняет просто: вторая половина прошлого века — самая понятная и знакомая ему эпоха, на которую пришлись его детство и юность. Первой серьезной покупкой предпринимателя стала «Свадьба» Юрия Кугача, причем не оригинал (он утерян), а авторская копия. Сейчас же в коллекции Ананьева находится несколько тысяч полотен русских художников конца XIX века и всего прошлого столетия, а в ИРРИ выставлено около 400 работ. Там представлены почти все знаковые авторы — от Игоря Грабаря и Сергея Герасимова до Семена Файбисовича и Гелия Коржева.

Суровая правда живописи в музее реализма

1 декабря музейно-выставочный комплекс «Институт русского реалистического искусства» (ИРРИ) открыл свои двери после реконструкции. Клиенты программы Orange Premium Club Промсвязьбанка увидели обновленную экспозицию одними из первых.

78.png

Давид Якобашвили,
предприниматель, совладелец Petrocas Energy Group

Давид Якобашвили давно собирает бронзовые скульптуры, а в этом году его стараниями в столице появится музей «Собрание». Художественный фонд уже насчитывает около 20 000 предметов, среди которых есть также музыкальные аппараты разных лет, пластинки, часовые механизмы, живопись и графика. Пока музейное пространство готовится к открытию, экспозиция «путешествует» по другим выставочным площадкам. 

Якобашвили постоянно пополняет запасы работ и никогда ничего не продает. Он признавался, что процесс коллекционирования ему куда интереснее результата. Тем приятнее наблюдать за просветительскими амбициями предпринимателя и жизнью его выставочной площадки. Со временем на базе музея Якобашвили планирует организовать учебные программы для подрастающего поколения и создать мастерские, где будут готовить специалистов по ремонту часов и столярному делу. 

В «Роснано» пришли зубры

Вчера в здании «Роснано» открылась выставка из коллекции частного музея «Собрание» Давида Якобашвили. Событие произошло в разгар рабочего дня, но это не помешало представителям бизнес-элиты прийти на мероприятие, чтобы полюбоваться на зубров, лошадей, борзых и других животных, отлитых в бронзе и запечатленных в графике.

78.png

Борис Минц,
председатель совета директоров O1 Group

Создатель Музея русского импрессионизма называет свое увлечение болезнью. Приобретать живопись Борис Минц начал после завершения политической карьеры в начале 2000-х и к 2013 году, когда у него появились мысли об открытии музейного пространства, собрал около 100 картин. Впервые они были представлены как самостоятельная и полноценная коллекция в 2014-м в британском аукционном доме MacDougall’s. Потом полотна Константина Коровина, Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского отправились на гастроли в Иваново, Венецию и Фрайбург. И только в 2016 году они оказались в стенах новенького здания в форме цилиндра на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик».

Саундпроменад в хранилище импрессионизма

В последнее время в Москве появилось так много частных музеев, что путешествовать по ним — одно удовольствие. Своим деловым подругам из «Бриллиантового клуба» в один из вечеров я предложила познакомиться с Музеем русского импрессионизма бизнесмена и мецената Бориса Минца. Наше общение заиграло новыми красками…

78.png

Алексей Семин,
председатель совета директоров группы компаний ASG

Говорят, что собрание Алексея Семина началось с фарфоровых и бронзовых изделий, а также с самоваров, но затем бизнесмен переключился на западноевропейское искусство. Со временем его коллекция разрослась до 5000 произведений. Среди них около 1000 полотен старых мастеров Голландии, Италии, Испании, Англии, Германии и Фландрии, а еще — мебель XV—XIX веков, порядка 300 раритетных часов, 800 предметов из художественной бронзы. Собрание Семина выглядит как подтверждение одной из самых прочных истин арт-рынка: старые мастера — это баснословно дорого, но очень надежно.

В родной Казани Семин организовал Международный институт антиквариата, и сегодня это едва ли не самый богатый по разнообразию экспонатов музей за пределами обеих столиц. По словам его директора Алины Булгаковой, собрание пополняется раза три-четыре за год — каждый раз, когда заканчивается аукционный сезон во Франции. Музейными делами Семина ведают его топ-менеджеры, однако все покупки он совершает сам.

Коллекция Семина и вправду грандиозна, но не меньше впечатляет способ ее хранения. Для этого бизнесмен приобрел аж 26 исторических особняков в столице Татарстана и еще шесть усадеб в Подмосковье. Реставрацией казанских зданий и подмосковных владений занимаются девелоперские структуры предпринимателя.

78.png

Вячеслав Кантор,
основной владелец группы «Акрон»

Своими публичными действиями Вячеслав Кантор, возглавляющий Европейский еврейский конгресс, последовательно поддерживает идею толерантности, и коллекционирование не стало исключением. Бизнесмен неоднократно подчеркивал, что главная функция основанного им Музея искусства авангарда — это просвещение.

Музей представляет собой не традиционную выставочную площадку, а скорее пополняемую коллекцию, к формированию которой Кантор подошел системно. В одном из интервью он признался, что просто составил список фамилий художников и стал по очереди покупать их работы. Сегодня в собрании представлены 30 российских живописцев еврейского происхождения. Есть произведения кисти Хаима Сутина, Марка Шагала, Марка Ротко, Александра Тышлера и других выдающихся авторов. Неожиданно в коллекции оказалось и репинское «Парижское кафе». Репин — один из предтечей русского авангарда, поэтому бизнесмен посчитал, что его собрание без этого имени будет неполным.

78.png

Александр Смузиков,
предприниматель, совладелец сервиса «Быстроденьги»

Замыкает пятерку наиболее активных коллекционеров один из самых непубличных бизнесменов. Известно, что основу собрания Александра Смузикова составляют работы Казимира Малевича со товарищи. Любопытно, что в 2012 году предприниматель даже приобрел коллекцию из более чем 200 книг, посвященных русскому авангарду. Среди них — тот же Малевич со своим «Супрематизмом» 1920 года издания. Сам Смузиков не особенно распространяется о приобретениях, однако результаты его коллекционной деятельности легко можно увидеть в ведущих российских музеях. Например, в 2012-м в Третьяковке проходила выставка «Нас будет трое…» с произведениями Малевича, Ильи Чашника и Николая Суетина — яркое доказательство любви Смузикова к творчеству супрематистов.

Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015