14.11.2013 14:01   13583   

Сбербанк презентует новую стратегию в Лондоне: онлайн-репортаж

Сегодня в Лондоне руководство кредитной организации знакомит инвесторов с деталями новой пятилетней стратегии развития. Finparty следит за мероприятием.

17:45  В заключение Герман Греф поэтично приглашает инвесторов в совместное путешествие с банком на ближайшие пять лет. «Мне кажется, что собравшимся здесь людям тоже нужен адреналин. С нами вы его точно получите», – анонсирует он. Зал смеется. Греф уточняет: «Но мы его застрахуем».

17:40  Именно вопрос о «Мечеле» и «Русале» от инвестора-пессимиста занимает второе место в списке самых неудобных, его автор получает сторублевую купюру. Первое место достается вопросу о том, как добиться, чтобы сотрудники Сбербанка точно так же были воодушевлены работой, как и топ-менеджеры. Пока картина совсем иная.

17:20  Грефа спрашивают, как он может до сих пор не знать причины обвала акций «Мечела», если Сбербанк является одним из ключевых кредиторов компании. Разве можно делать вид, что с «Мечелом» или «Русалом» ничего не происходит? В ответ Греф советует задавшему вопрос почитать книгу «Оптимизм – ключ к счастью»: «Вы так трагически задаете вопросы, что мне хочется накрыться белой простыней и выползти из аудитории». Добавляет, что никогда не говорил, будто у компании с коэффициентом долг/EBITDA выше 8-ми все в порядке. Конечно, у «Мечела» огромные сложности, но нет чего-то драматичного. «Все зависит от эффективности управления компанией и от того, как сложится ситуация на рынке металлов. Ключевым индикатором для нас является поведение менджмента. Если мы увидим, что нашим интересам что-то угрожает, тогда и начнем активные действия – займемся распродажей активов, банкротством и так далее. Пока я этого не вижу ни по «Мечелу», ни по «Русалу»,  – заключает Греф.

17:00  Денис Бугров признается, что проспорил Александру Морозову две бутылки алкоголя, поскольку считал, что маржа банка не упадет ниже 6%. В третьем квартале мы уже увидели рост маржи, включается Герман Греф. Даже несмотря на потерю доли банка на рынке корпоративного кредитования. Доля упала из-за того, что ситуация с ликвидностью на рынке нормализовалась, и сотрудничество с госбанками перестало быть для компаний принципиальным вопросом.
Денис Бугров, Александр Морозов
Денис Бугров, Александр Морозов
16:45  Отвечая на вопрос о расходах, Греф возмущается поведением поставщиков оборудования и ПО. Не скупится на яркие эпитеты: в этой сфере «работают жулики высшей пробы»  – наживаются и на покупателях, и на производителях. «Наши посредники работают через других посредников, которые завозят оборудование по серым схемам и не платят налогов». Сначала Сбербанк попытался решить проблему накруток, переведя все свои закупки на аукционы. Но это не помогло: поставщики конкурировали между собой, предлагая продукты одного и того же производителя и оставаясь, по сути, лишним звеном в схеме. «Сейчас я общаюсь с первыми лицами крупнейших корпораций и говорю: ребята – никаких посредников, я наелся». Кроме того, Сбербанк требует от производителей лучшие цены в мире. В противном случае грозит заключать договоры не с американскими корпорациями, а с китайскими.

16:30  Греф рассказывает, что основной владелец «Мечела» Игорь Зюзин вчера именно от него узнал об обвале котировок своей компании. «Увидел падение на экране и сразу же позвонил. Он был шокирован, поскольку у них не происходит ничего такого, что нам не было бы уже известно». Бизнес «Мечела» чувствует себя гораздо лучше, чем раньше, идет оздоровление задолженности перед Сбербанком. Также идут довольно успешные переговоры с другими кредиторами, уточнил Греф. Так что ЦБ, по его словам, правильно сделал, что решил проверить сделки с акциями «Мечела».
Герман Греф
Герман Греф
16:22  Звучит вопрос о том, как может измениться структура акционерного капитала Сбербанка, в частности что будет с привилегированными акциями. Греф отвечает: «Они торгуются на рынке, и вопрос об изменении их статуса пока не стоит. Предложения всякие есть, но честное слово – это не то, чем стоит заниматься в первую очередь». Что же касается ЦБ как акционера, то он исторически очень аккуратно вмешивается в коммерческую деятельность банка и деликатно ведет себя с миноритариями. Например, за счет своих голосов дают возможность избирать независимых директоров. Тем не менее, Греф поддерживает идею дальнейшей приватизации банка – продажи на рынке пакета в 25% акций в перспективе нескольких лет.

16:15  Второй вопрос о намерении правительства поднять коэффициент дивидендных выплат для госкомпаний до 35% от чистой прибыли по МСФО. Не будет ли эта ноша непосильной для Сбербанка? «Считаю, что в следующие пять лет мы в состоянии будем выплачивать более высокие дивиденды. Это может зависеть от макроэкономической ситуации, может быть уровень будет 25% от чистой прибыли». Но 35% слишком высокая планка для Сбербанка и других банков с госучастием. «В правительстве тоже понимают, что банкам необходим капитал, чтобы они демонстрировали рост».
16:10  После короткого кофе-брейка начинается сессия вопросов и ответов. И первый же вопрос претендует на приз, о котором упоминал Греф. Новая стратегия рассчитана на пять лет, но планирует ли нынешнее руководство оставаться в Сбербанке в течение всего этого времени? Греф отвечает за себя и за всех: лично он не собирается возвращаться в кресло чиновника и надеется, что он и остальные члены команды продолжат трудиться в организации.

15:50  Зампред правления Александр Морозов приводит прогнозы по различным финансовым показателям. Говорит, что структура доходов изменится и станет более стабильной. Банк продолжит придерживаться консервативной политики, не планирует открывать спекулятивных позиций на рынках, основывать хедж-фонды. Одновременно должны сокращаться расходы. Число отделений уменьшится на 15-20% за счет автоматизации части операций. Но у оставшихся сотрудников заплаты сокращаться не будут. Наоборот, банк стремится быть лидером рынка с точки зрения условий труда.
Александр Морозов, Денис Бугров
Александр Морозов, Денис Бугров
15:37  Вчера в нескольких регионах была всего на пару минут задержка в обработке транзакций по картам, говорит Хасис. Вроде бы мелочь, но очень важно, чтобы даже таких накладок не случалось. Статистика показывает, что более половины технических сбоев происходит из-за человеческого фактора. Эту проблему предстоит решить. Также Хасис затрагивает другую тему: банку в ближайшие дни предстоит серьезно снизить риски, связанные с недвижимостью.

15:30  Первый зампред правления Лев Хасис рассказывает о технологиях, поддержке и операциях – «забавных вещах», как он выразился. В частности, банк решил резко сократить количество поставщиков программного обеспечения и оборудования, устранив посредников. Так, на днях подписан первый меморандум с IBM. В итоге закупки в этой компании будут обходиться Сбербанку на 25-30% дешевле.
Лев Хасис
Лев Хасис
15:15  Полетаев решил на примере показать, каким образом даже небольшие изменения в обслуживании увеличивают продажи и помогают экономить. «Мы случайно выяснили, что в России 32 000 агентств недвижимости, которые, как ни странно, продают квартиры гражданам. И мы подумали: а что если услуги по продаже ипотеки переложить на агентства?» Банк создал два программных продукта, аккредитовал 9000 партнеров, обучил их сотрудников и снабдил рекламой. Когда клиент обращается в агентство, там заполняют короткую анкету и отправляют ее в Сбербанк. Уже через два дня поступает ответ: будет ли одобрена заявка на ипотеку. И дальше агентство подбирает клиенту подходящую квартиру. Уже порядка 16% ипотечных сделок проходит именно по этому каналу. А к концу года доля достигнет 20%. Издержки по продажам фактически несут партнеры.
Количество продуктов на клиента в массовых сегментах
Количество продуктов на клиента в массовых сегментах
15:05  Уникальность Сбербанка в том, что ему не нужно искать новых розничных клиентов, начинает выступление первый зампред правления Сбербанка Максим Полетаев. Задача – их удержать (в рамках концепции «клиент на всю жизнь»). Этому поможет высокая кастомизация продуктов и развитие новых технологий. Полетаев приводит в качестве типичного примера сервис по бронированию билетов на московские «Аэроэкспрессы» через Сбербанк «в два клика». «У нас есть уверенность, что мы будем расти, потому что этот рынок совершенно не развит в России».
Максим Полетаев
Максим Полетаев
14:50  Бугров более подробно останавливается на вызовах, связанных с поведением потребителей и развитием технологий. Это, например, появление различных сервисов, которые заменяют собой традиционные банковские услуги, связанные с платежами. Это и появление банков, работающих без сети отделений – только в онлайне. Сбербанк будет развивать электронные сервисы и использовать накопленную информацию о потребителях услуг для более глубокого анализа их предпочтений. В банке открыты миллионы счетов миллионов клиентов. «Фактически мы знаем о них все», – замечает Бугров. Банк накопил 15 петабайт данных, для анализа пока использует лишь 2-3%.
Основные элементы розничной бизнес-модели
Основные элементы розничной бизнес-модели
14:39  Слово берет старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров. Сначала он подхватывает тему, поднятую Германом Грефом, и говорит о новом подходе к работе с клиентами. Цель – добиться, чтобы клиенты оставались с банком в течение всей своей жизни. Затем Бугров останавливается на экономических прогнозах на ближайшие годы, исходя из которых банк разрабатывал стратегию. Базовый сценарий предполагает невысокие темпы роста российского ВВП – на уровне 2,2-2,4%, динамика других ключевых показателей будет стабильной.
Денис Бугров
Денис Бугров
14.30  Греф сетует на российский менталитет, который Сбербанк пытается преодолеть в коллективе. «У нас плохая погода, у нас плохое начальство, плохие соседи, нам не повезло с мужем и женой, и наконец с детьми, которые учатся на двойки. Это, к сожалению, элемент нашей культуры». Сбербанк пытается построить корпоративную культуру на постулате «я лидер и вся ответственность лежит на мне, только я отвечаю за результаты». Помогает этому смена поколений: банк за последние пять лет в среднем помолодел на десять лет. И молодые люди ведут себя не так, как их более консервативные предшественники. Затем Греф рассказывает о других вызовах, стоящих перед банком.
Вызовы для Сбербанка
Вызовы для Сбербанка
14:20  Греф признает, что не всех целей, заложенных в предыдущую пятилетнюю стратегию, удалось достичь, но подробно на этом останавливается. Рассказывает о миссии и ценностях Сбербанка. «Мы торгуем товаром, который, согласно нашей стратегии, не выйдет из моды до 2018 года, – деньгами. Не даром я видел ваше оживление, когда показал залу новую сторублевую купюру». Но торговать таким товаром банку мало, нужно создать набор ценностей, которые будут объединять людей. Это вдвойне сложно для банка, который из локального игрока превратился в глобального.
Результаты выполнения предыдущей пятилетней стратегии
Результаты выполнения предыдущей пятилетней стратегии
14:07  Презентация начинается. С приветственным словом выступает президент и предправления банка Герман Греф. Говорит, что приготовил присутствующим сюрприз. Автор вопроса, который поставит в тупик команду топ-менеджеров Сбербанка, получит в подарок коллекцию серебряных монет, приуроченных к Олимпиаде. За второе место приз будет скромнее – новая 100-рублевая купюра с олимпийской символикой.
Герман Греф
Герман Греф
Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015