28.05.2014 09:55   8998   

Банковская розница поразмышляла о будущем

Вчера на форуме «Розничные банковские услуги», проходящем в Москве, представители крупных банков делились мнениями о том, в каких направлениях будет развиваться их ритейловый бизнес в ближайшие годы. Одни докладчики говорили о растущей роли транзакционных продуктов, другие о секьюритизации, а третьи предлагали коллегам по отрасли больше думать о повышении внутренней эффективности.
Форум
Форум "Розничные банковские услуги" уже в 12-й раз проводит Институт Адама Смита
По нескольким вопросам участники форума оказались единодушны. С одной стороны, все они отметили ухудшение качества кредитного портфеля — именно рост неплатежей стал ключевой причиной снижения прибыльности банковского бизнеса в 2013-м году. С другой — какие бы негативные факторы ни влияли сегодня на ритейл, будь то волатильность национальной валюты, отток капитала или регуляторные изменения, сектор продолжает развиваться, хоть и более умеренными темпами. «Мы все еще живем на хорошем рынке с двузначными цифрами прироста», — подчеркнула Екатерина Петелина, заместитель президента – председателя правления ВТБ 24. Ее прогноз по росту банковской розницы в 2014-м году — 15-20%. Поскольку в предыдущие годы аналогичные прогнозы ВТБ 24 сбывались, Петелина уверена, что и на сей раз реальность не сильно разойдется с названными ею цифрами. Особо она отметила, что в клиентской базе банков растет доля верхнего розничного сегмента и, как следствие, повышается его вклад в выручку.
Екатерина Петелина
Екатерина Петелина
Петелина видит несколько точек роста для ритейлового бизнеса. Так, банки могут и должны продолжать расширять сеть отделений для работы с населением. Здесь есть куда расти: если в Европе на 1 млн жителей в среднем приходится 475 отделений, то в России — лишь 266. Очень высоким остается потенциал для роста проникновения мобильного и интернет-банкинга. Наконец, большие резервы для развития розницы имеются внутри самих банков, которым следует пристальнее смотреть внутрь уже сложившейся клиентской базы. Кроме того, Петелина подчеркнула важность расширения мультиканального обслуживания.
Модератор первых двух сессий - Дмитрий Тарасов (Сбербанк)
Модератор первых двух сессий - Дмитрий Тарасов (Сбербанк)
Гораздо менее оптимистичен был руководитель направления секьюритизации «ВТБ Капитала» Андрей Сучков. Он призвал сообщество не паниковать, но все-таки готовиться к негативному сценарию, и процитировал в этой связи две свои любимые прописные истины: «хочешь мира — готовься к войне» и «помни о смерти». Как в период экономического роста, так и в период выхода из рецессии и преодолении экономической стагнации одним из эффективных инструментов фондирования и перераспределения рисков может стать секьюритизация. Общая сумма секьюритизированных активов российских банков по состоянию на конец 2013-го года превысила 140 млрд рублей. В России доля ипотечных ценных бумаг в фондировании ипотечных операций российских банков растет — в прошлом году она составила 10% и в этом сможет увеличиться, полагает Сучков.
Андрей Сучков
Андрей Сучков
Первый зампред правления Росбанка Игорь Антонов уверен, что флагманом роста в банковской рознице станут транзакционные продукты. Согласно приведенным в его докладе прогнозам компании BCG, в 2014-2018 годах доходы от транзакционного розничного банкинга будут расти гораздо быстрее, чем от кредитных и депозитных операций населения. Ключевыми факторами успеха станут наличие полного спектра таких продуктов, удобные каналы, комфортные современные отделения, умение наладить дружественные отношения с клиентами. Для соответствия вызовам рынка банки уже сегодня активно внедряют инновационные платежные технологии, отмечает Антонов.
Игорь Антонов
Игорь Антонов
Используя неделовую лексику, член правления Банка Москвы Владимир Верхошинский задался вопросом, какой банк строить — традиционный или клевый? В российской банковской рознице, по его наблюдению, появилась мода на инновации. Возникают банки, которые создают ощущение современности и необычности, например козыряют друг перед другом специфическими мобильными приложениями и другими примочками. Далее Верхошинский привел следующие данные: у банков в России 63 млн розничных клиентов, но лишь 15% – максимум 20% из них все эти «клевости» действительно нужны. Удивительно, что на этот, казалось бы, сладкий, но очень небольшой кусочек пирога претендует не один десяток банков разной величины — тех самых, которые вкладываются в инновационность и «транзакционность». Сам же Верхошинский клевый банк не строит, поскольку уверен, что инновационность в данном случае не принесет много денег. В традиционном банкинге инновации тоже нужны, но они должны быть максимально практичными. Причем важнее внутренние инновации — по принципу «сложно внутри, просто и понятно снаружи».
 
 
 
 
1/2
Похожих взглядов, как выяснилось, придерживается Дамиан Леклер, руководитель управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка. По его мнению, ключ к успеху в современной рознице — быть проще и удобнее. Необходима концентрация на клиенте, а не на продукте. Нужно фокусироваться на построении долгосрочных взаимоотношений и достижении максимальной эффективности всех процессов. Ярким примером последнему тезису может служить опыт банка в вопросе децентрализации: за счет переноса части бизнеса в Ярославль (сейчас там работает 900 сотрудников) «Райффайзену» удается экономить на операционных процессах до 50%.

Обсуждение банковской розницы продолжается сегодня в рамках второго дня форума.
Дамиан Леклер
Дамиан Леклер
 
 
Дарья Маслова (Finparty) и Роман Зильбер (Райффайзенбанк)
 
 
1/4
Дарья Маслова (Finparty) и Роман Зильбер (Райффайзенбанк)

Поиск по кредитам
Более 500 предложений по кредитам от 167 банков
Подобрать кредит
Мы на facebook
Топ 5 За год За месяц За неделю

2016 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015