17.05.2017 09:00   10565   

ВТБ рассказал студентам, как дизайн-мышление меняет мир

12 мая в НИУ ВШЭ прошла презентация проекта Design Thinking. Представители бизнеса и власти объясняли студентам, как творческий подход к решению задач ведет к прорывным решениям. ВТБ поделился яркими примерами из своей практики.

Аудитория, в которой проходила встреча, оказалась забита до отказа: ради интересных докладов ребята готовы были коротать пятничный вечер за студенческой партой. «И вы не пожалеете об этом, — пообещал собравшимся директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, модератор мероприятия Михаил Блинкин. — Наши спикеры хорошо знают друг друга и как-то за совместным завтраком решили на реальных примерах показать вам свои лучшие наработки. Сегодня вы с ними познакомитесь».

Михаил Блинкин (ВШЭ)
Михаил Блинкин (ВШЭ)

Особенность дизайн-мышления заключается в творческом подходе к решению задач, что позволяет по-новому взглянуть даже на привычные бизнес-процессы и находить нестандартные ходы. Этот инновационный метод сегодня применяется не только в области дизайна, но и в других сферах, в том числе финансовой.

Член правления ВТБ Владимир Верхошинский пояснил, что понимает под дизайн-мышлением способность осознать витающую вокруг нас информацию и через нее выявить скрытые потребности людей: «Вот я люблю Чехова — ему удается в одном предложении сформулировать мысль, которая долго в тебе жила, но ты никак не мог ее четко и лаконично выразить. Так же и в дизайн-мышлении: мы изучаем на глубинном уровне поведение клиентов, а потом предлагаем им то, что они хотели, но о чем никогда не задумывались».

Владимир Верхошинский (ВТБ)
Владимир Верхошинский (ВТБ)

Пообещав студентам не перегружать свое выступление теорией, Верхошинский перешел к рассказу об одном из проектов, которые удалось воплотить в жизнь именно благодаря дизайн-мышлению. Однажды в ВТБ решили изучить, как проводит день обычный горожанин — клиент банка. Просчитали типичный сценарий — от чашки утреннего кофе до возвращения домой с работы. «Мы попытались взглянуть на мир глазами других людей и понять его через призму их опыта. Мы учитывали самые обыкновенные ситуации, в которые попадает ежедневно почти каждый из нас», — уточнил финансист.

Результатом стало появление дебетовой карты «Супер3», предназначенной для клиентов, которые ежедневно пользуются общественным транспортом. По ней начисляется кешбэк в размере до 5% от суммы каждой операции, и его можно использовать для оплаты поездок в метро, электричках, автобусах, троллейбусах, трамваях и даже в аэроэкспрессе. Проект запущен несколько месяцев назад, но картами обзавелись уже тысячи москвичей.

«Мы подсчитали, что наш клиент ежедневно проводит порядка десяти различных карточных платежей и переводов. С каждой потраченной тысячи рублей он получает одну бесплатную поездку. — Привел расклад топ-менеджер ВТБ. — Клиенты ждали появления такого продукта. Мы всего лишь выявили скрытые потребности людей, присмотревшись к их привычкам».

Еще один пример того, как ВТБ превратил наблюдения в выводы, а выводы в услугу, облегчающую клиентам жизнь, — это сервис по оплате квитанций ЖКХ. В мобильном приложении банка теперь можно делать это буквально с помощью пары кликов.

«Сервис оснащен иконкой-фотоаппаратом. Система сканирует штрихкод единого платежного документа, сразу считывает и назначение платежа, и сумму, и данные счета, — рассказал Верхошинский. — Правительство Москвы ввело этот новый вид квитанции, которая содержит в себе всю необходимую информацию. А мы в свою очередь постарались сделать так, чтобы оплата всей коммуналки занимала меньше минуты».

Дизайн-мышлением в последние годы начинают пользоваться и государственные органы. Замруководителя аппарата мэра и правительства Москвы Евгений Козлов привел в пример создание многофункциональных центров «Мои документы». По его словам, это один из самых крупных проектов, уже реализованных в столице с применением нового подхода. 

Евгений Козлов (мэрия Москвы)
Евгений Козлов (мэрия Москвы)

«А мы каждую задачу рассматриваем как проблему дизайна, — признался директор по работе с госорганами X5 Retail Group Станислав Наумов. — Да, не удивляйтесь, продуктовому гиганту тоже важно понимать потребности клиентов и быть готовыми внедрять нестандартные подходы, если они улучшают качество сервиса. К примеру, уже сегодня известно о стартапах, которые в ближайшие пару лет будут способны наладить доставку пиццы с помощью дронов. Она будет к вам влетать через форточку. Звучит необычно? Но любой революционный эксперимент поначалу выглядит фантастикой».

Станислав Наумов (X5 Retail Group)
Станислав Наумов (X5 Retail Group)

Генеральный директор и акционер «ЦИАН Групп» Максим Мельников сообщил, что в свое время окончил школу дизайна в Стэнфордском университете. Его выпускной работой стала поездка в Мьянму, и задача состояла в том, чтобы создать полезный и востребованный продукт для этой очень бедной страны.

Максим Мельников («ЦИАН Групп»)
Максим Мельников («ЦИАН Групп»)

«Мы его сотворили — насос без электричества, который используется для орошения полей. Дело в том, что воду для своих сельскохозяйственных угодий местные жители носили на себе, то есть в ведрах. Наша разработка была выполнена благодаря дизайн-мышлению», — заверил предприниматель, уточнив напоследок, что двигало им не только альтруистичное желание «сделать что-то для других», но осознание того факта, что самые крупные проблемы всегда становятся источником больших возможностей.

В дальнейшем в рамках проекта Design Thinking планируется проведение лекций не только в ВШЭ, но и на открытых площадках — в лекториях, парках и музеях. Так что у желающих узнать больше о дизайн-мышлении будут для этого все возможности.

Фото: Надя Дьякова

Мы на facebook
Топ 5 За месяц За неделю

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015