16.07.2013 11:00   9950   
 

Экс-президент ОАО "Ситроникс"

Все статьи автора

Алексей Шавров: «Как слетать на вертолете в Скандинавию»

Несколько топ-менеджеров и владельцев крупных компаний, членов аэроклуба «Истра», совершили путешествие по Скандинавии на собственных вертолетах. Алексей Шавров, экс-президент «Ситроникса», рассказал Finparty о незабываемом полете над норвежскими фьордами и о том, насколько сложно вылететь на вертолете из России и что еще сложнее туда вернуться. 
Алексей Шавров и его R44
Алексей Шавров и его R44
29 июня мы вылетели из аэроклуба «Истра» четырьмя экипажами: кто-то с вместе с семьей, а кто-то, как я, один. Все мы – пилоты собственных вертолетов марки Robinson R 44. R 44 – американский вертолет, который в свое время произвел революцию: он небольшой, стоит несколько дешевле других своих «тяжелых» собратьев, доступен в эксплуатации частным лицам и обладает уникальными летными характеристиками. Наше путешествие по маршруту Россия-Финляндия-Швеция-Норвегия-Финляндия-Россия общей протяженностью более 6500 километров длилось восемь дней. 
 
 
Эскадрилья участников поездки
 
 
1/2
Причин совершить это путешествие я вижу несколько. Во-первых, чтобы набраться впечатлений: это отличный отдых в приятной компании и возможность переключиться. Я, например, во время полета вообще ни о чем не думаю, кроме как о самом полете. Еще одна важная практическая задача – получить международный допуск и впервые совершить перелет через границу: никто из команды, кроме одного опытного пилота, никогда самостоятельно не перелетал в западное воздушное пространство на своем вертолете. Ну и, конечно, это прекрасная возможность усовершенствовать навыки пилотирования, радиообмена и навигации, совершить перелет над водой, полетать в горах и в условиях достаточно плохой видимости, в незнакомой местности и, конечно, увидеть сумасшедшие красоты.
Вертолеты пролетали над норвежскими фьордами на высотах 1300-2000 м
Вертолеты пролетали над норвежскими фьордами на высотах 1300-2000 м
Росавиация вроде как упростила условия пересечения российской границы на легких воздушных судах, но на практике выяснилось, что процедура до сих пор не отработана – собственно, я и члены нашего клуба, летая туда-обратно, как раз пытаемся эту историю «расшатать». Столкнувшись с некоторыми сложностями на вылете, нам все-таки удалось оказаться в воздушном пространстве Финляндии, и началась другая жизнь: там все тебе рады, топливо есть, летай – не хочу, соблюдая определенные правила. 
На заправке
На заправке
Во время полета мы долетели до 68 параллели и пересекли Полярный круг, который, как известно находится в 66,5622° к северу от экватора. Кроме того, мне удалось порыбачить на горных норвежских озерах, где замечательно клюет огромная, непуганая форель, а в озере плавают внушительные куски десятилетиями спрессованного льда из ледника. Один такой кусок я привез в отель и он так до вечера и не растаял. В Москве стояла 30-градусная жара, а в Норвегии местами ночью температура опускалась почти до нуля, кроме того постоянно шел дождь.
 
 
Лед из ледника плавает прямо в горном озере. Ему, может быть, 100, а то и 1000 лет, поэтому он отказывается таять
 
 
1/2
Столько всего успеть за неделю возможно, конечно, исключительно благодаря вертолету. В общей сложности мы налетали более 30 часов, если посчитать – это по пять часов в воздухе ежедневно, плюс время на дозаправки. В зависимости от ветра вертолет летит со средней скоростью 185 км/ч (максимальная - 240 км/ч) и на высоте около 300 метров. В горах поднимались, конечно, и намного выше, до 1500 метров и более (максимальная рабочая высота для данного типа вертолетов 4250 м).

Полеты в горах требуют определенной подготовки: следишь за тем, чтобы не превысить скорость, двигатель тянет хуже. Над водой на длинные расстояния без специального оборудования летать вообще опасно – в случае чего, некуда приземлиться. Огромное преимущество вертолета заключается в возможности совершить посадку фактически в любом месте. И маршрут всегда можно скорректировать. Благодаря такой маневренности нам удалось побывать в совершенно незабываемых местах, куда альпинисту идти долго, да и не всегда возможно. Приземлился на вершину и смотришь вокруг с высоты… 
 
 
 
 
1/4
В течение путешествия ночевали в разных интересных местах. Например во всемирно известном отеле с номерами на деревьях (TreeHotel, Швеция), придуманных известными дизайнерами (здесь есть номера «стеклянный куб», «гнездо», «летающая тарелка»). Однако в этом отеле нам больше всего запомнились тысячи комаров, которые прокусывали даже обувь, да и номера на деревьях оказались крайне некомфортными, близкими по ощущению к ночевке в коробке (мы почему-то изначально считали иначе). Кроме того, ночью там постоянно светло!
Гостиница на деревьях
Гостиница на деревьях
Были, конечно, и различные происшествия. Например, на моем борту забыли закрутить пробки на бензобаках. Во время взлета я их, естественно, потерял, топливо начало выливаться. Пришлось вернуться на заправку, одну крышку нашел и подобрал мой коллега, вторую – нет. Рядом с заправкой обнаружили разборку старых самолетов, долго искали на этой свалке подходящую пробку. Один финн вызвался помочь, нашел. Только я подумал, что ржавая пробка станет символом дружбы народов, как он потребовал за нее 100 евро. Пришлось купить. 
Ржавая пробка с развала старых вертолетов обошлась Шаврову в 100 евро
Ржавая пробка с развала старых вертолетов обошлась Шаврову в 100 евро
Кроме того, на пути из Норвегии в Швецию погода все время ухудшалась и, несмотря на то, что мы летели очень низко, буквально над домами, нам все-таки пришлось подсесть по погоде в какой-то карьер. Тут же прибежал его владелец, потом приехали местные журналисты. Местные жители фотографировали нас на телефоны. Посидели около часа в комнате отдыха водителей карьерных самосвалов, чем очень порадовали владельца карьера – он стал местной знаменитостью и попал в газеты.

Как я уже говорил, Росавиация вроде как уверяет, что при пересечении российской границы у летчиков-частников не должно возникнуть никаких проблем, однако мы имели возможность в этом усомниться еще на вылете. На обратном же пути нас просто не пустили в Россию. Связались с диспетчером, а он сообщает: «Родина вас не принимает, что хотите, то и делайте». Пришлось развернуться и улететь ночевать обратно в Лаппенранту. Телефоны Росавиации в пятницу вечером конечно не отвечали. Пришлось звонить друзьям, коллегам, в итоге использовали все рычаги, дозвонились на мобильный большим людям, и на следующий день нас впустили. 
 
 
Российские вертолетчики наделали шуму в маленькой деревне (Торвис Отель в Согнефьорде)
 
 
1/3
Несмотря на большое напряжение во время полета, мелкие недоразумения на границе, скандинавское путешествие удалось и запомнится его участникам надолго. Вернувшись в Москву, я тут же сдал экзамен на международный допуск и, если результат будет положительным, следующее международное путешествие не заставит себя ждать.
Посадка прямо на газон отеля в Швеции
Посадка прямо на газон отеля в Швеции
Викинг – эмблема, разработанная специально для скандинавского путешествия.
Викинг – эмблема, разработанная специально для скандинавского путешествия.
 
 
 
 
1/5

Фото: Из личного архива Алексея Шаврова

Мы на facebook
Топ 5 За месяц За неделю

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015