02.08.2013 09:00   9003    1
 
Лайф

Председатель в LifePay Global и Managing Partner в Life.SREDA

Все статьи автора

ФГ«Лайф» навестила Zappos

Финансовая группа «Лайф» пропагандирует идею «вдохновляющих туров», когда топ-менеджеры вместе отправляются перенимать опыт успешных компаний и известных бизнесменов. Посещение американского Zappos было давней мечтой многих руководителей «Лайфа». Вице-президент группы Владислав Солодкий поделился своими впечатлениями от знакомства с компанией, CEO которой очень хочет видеть всех своих сотрудников счастливыми. 
Владислав Солодкий и Тони Шей, CEO Zappos.com
Владислав Солодкий и Тони Шей, CEO Zappos.com
В январе я прочитал книгу «Доставляя счастье» Тони Шея, CEO Zappos.com, а в конце июня я уже был у него в гостях. Книга написана в виде комикса – такая форма помогает упростить сложный материал, а также больше мифологизировать каждый момент в истории компании и ее топ-менеджеров. Американцы, конечно, умеют каждое событие в своей истории превратить в миф. 
Сотрудники Zappos встретили нас очень тепло: люди видят, что ты извне, новенький, здороваются с тобой, стараются что-то показать и подсказать (все, включая повара в столовой, заместителя Шея и специалиста в call-центре). Причем, это не «бла-бла-бла», а очень полезные советы: «Давай я расскажу что-нибудь полезное для твоей деятельности, а ты расскажешь мне про свою отрасль, и что интересного делаешь ты». 

Нам устроили экскурсию по компании. Из того, что особенно запомнилось. Столовая. Очень маленькая для компании из 600 человек, но очередей почему-то нет, видимо, потому что нет обеденного перерыва (ешь, когда хочешь есть) и никто вокруг не «точит лясы», используя обед как законный способ «забить» на работу и обменяться сплетнями. Очень большой выбор еды, очень вкусно, все бесплатно.
Столовая, в которой нет очередей
Столовая, в которой нет очередей
Все рабочие места сотрудники оформляют сами на свое усмотрение – компания выделяет на это отдельный бюджет. Примечательно, что нигде нет перегибов: видно, что все сотрудники очень зрелые в своем интеллектуальном и эмоциональном развитии – календарей Playboy на стенах или распечаток демотиваторов я не встречал.
 
 
На оформление рабочих мест в Zappos выделяется отдельный бюджет
 
 
1/4
Рабочее место Тони Шея тоже вдохновляет. После продажи Zappos за $1 млрд Amazon.com он уже не работает в компании day by day, но сотрудники оберегают его место. До последнего Шей работал со всеми вместе в open space. Быть скромным – одна из его главных и любимых ценностей. На столе до сих пор лежат книги, которые он читал, и стоит водка (он любит этот напиток).

Сейчас Тони Шей открыл в Лас-Вегасе два кафе: The Вeat Сoffeehouse и Eat (только завтраки и обеды). В первом все очень просто: кофе, деревянная мебель, handmade style, старый рок на виниле. Кафе создано для стартаперов и пользуется большой популярностью. Тони и его друзья регулярно приходят сюда, бесплатно консультируют и дают советы начинающим предпринимателям. Еще в кафе расположена галерея современного искусства Emergency Art – для поддержки молодых художников. Также сейчас Тони Шей всецело поглощен своим новым проектом – Downtown Рroject – креативный квартал в Лас-Вегасе для начинающих предпринимателей и технологических стартапов.
Галерея современного искусства Emergency Art
Галерея современного искусства Emergency Art
В компании есть должность лайф-коуч, что-то вроде штатного психолога для сотрудников (все анонимно) и наставника в одном лице, которую занимает великолепная Августа. На стенах в компании везде встречаются благодарственные надписи для нее (писать на стенах идеи и благодарности – часть корпоративной культуры). 
Коуч Августа двигается и выглядит как рэппер
Коуч Августа двигается и выглядит как рэппер
Компания сама практически не ищет персонал – у них самостоятельный входящий поток резюме на уровне 60 000 человек в год. Собеседования проходят в три этапа: первые два по скайпу, последнее лично. Во время интервью по скайпу вам задают самые неожиданные вопросы, например: «Если бы про вас снимали фильм, какая голливудская звезда вас должна сыграть?» Вся оценка со стороны HR абсолютно субъективна – нет никакой системы, есть голова на плечах, чувство юмора и наставничество. 

При личном визите неожиданности продолжаются: водитель такси, которого вам пришлют от компании, и будет HR-менеджером. Он вас протестирует гораздо быстрее, чем профессионал в формальной обстановке. Дальше человек день-два просто тусуется в компании, смотрит на коллег, а они на него. Затем они обязательно все вместе идут в клуб или на вечеринку, и только потом принимается решение о приеме. Интересно, что компания имеет на 20% больше сотрудников, чем это необходимо: с прицелом на дальнейший рост. При этом проблему занятости решает специальный сотрудник, который придумывает задания пока «не трудоустроенным».

В компании не верят в удаленную работу: если ты про ценности и про людей, то эти люди должны встречаться и общаться. Для сотрудников есть два специалиста: консьерж (решает все их бытовые нерабочие проблемы, начиная со школы для ребенка и заканчивая поиском врача), а также менеджер по эмоциям. Еще каждому сотруднику выдают $50 каждый месяц, которые он может потратить как угодно, но не на себя: отдать другому коллеге, благотворительному фонду и т. д.
В компании есть ритуал - каждому новому сотруднику отрезают галстук
В компании есть ритуал - каждому новому сотруднику отрезают галстук
В компании нет дресс-кода. Зато есть ритуал: каждому новичку отрезают галстук. Очень много сотрудников с тату и с необычными прическами. Но надо отдать должное – внутренняя зрелость сотрудников позволяет им не ходить в шортах и шлепках. Кстати, я здесь нигде не видел грязной посуды на столах – сотрудники воспринимают офис как дом, и здесь считается нормальным убраться за коллегой, если вдруг кто-то намусорил. «Это меня не касается», – точно не правило компании. «Меня касается все, раз я здесь работаю», – вот правило. 

Всех людей, которых я встретил в ‎Zappos, отличал позитив – не натянутая улыбка, а живое чувство юмора с быстрой реакцией на тебя лично. Они очень хорошо держатся, делают презентации, реагируют на неудобные вопросы, понимают, как все эти бесплатные обеды, свобода самовыражения и прочие бенефиты бьются с их бизнесом, и что это все должно превратиться в прибыль. Они очень зрелые. Не зеленые фантазеры-лирики-мечтатели, а бунтари-challengers-созидатели-предприниматели-оптимисты по жизни. 
Во время нашего путешествия в Вегас мы также побывали в орегонском Umpqua bank – банке, который известен в мире как «Starbucks-банк», первый в мире реализовавший стратегию «банк как третье место». Отделение больше похоже на кафе. Банк дарит на входе всем желающим растения секвойи. На центральной желтой стойке представлена продукция местного малого и среднего бизнеса. Менеджер отделения, в которые мы спонтанно зашли, была рада неожиданным гостям: она не говорила, что «тут нельзя снимать», «почему я вам должна рассказывать, как мы работаем», «сначала станьте нашими клиентами – потом я с вами буду говорить», «мне надо позвонить руководству, чтобы узнать, могу ли я с вами говорить». Она была очень открыта и дружелюбна. Попробуйте спросить о чем-то начальника отделения какого-нибудь российского банка, а потом попросить его сделать экскурсию по отделению. 

Кроме того, нас удалось пообщаться с CEO Simple.com Джошем Рейчем, развивающим мобильный банкинг, его конкурентом в этой области Бреттом Кингом (банк Moven), автором бестселлеров «Банк 2.0» и «Банк 3.0», а также попасть на воркшоп Tesla Motors. Это, конечно, космос – заряд автомобиля производится из обычной розетки, заправка на 500 км стоит $3, она разгоняется до 100 км/ч за 4,4 секунды, максимальная скорость –200 км/чаc, нет никакого мотора (у машины два багажника). Ее цена в максимальной комплектации $87 000, есть только руль и планшет, с которого производится все управление. Компания котируется на NASDAQ как IT, а не как автомобильная компания. Когда видишь эти машины на улицах – понимаешь, что мы со своим «Газпромом» и «Роснефтью» отстали навсегда.
Владислав Солодкий и Джош Рейч, CEO Simple.com
Владислав Солодкий и Джош Рейч, CEO Simple.com
За рулем электромобиля Tesla
За рулем электромобиля Tesla
 
 
 
 
1/5

Фото: из личного архива

Мы на facebook
Топ 5 За месяц За неделю

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015