17.01.2017 13:00   6046   

Идеи для путешествий: погружение в сюрреализм Брюсселя

Столицу Бельгии многие считают скучной и чопорной. Хотите верьте, хотите нет, но в действительности это один из самых загадочных городов Европы.

Одни уверены, что вся красота и гордость Брюсселя сосредоточены на центральной площади Гран-Плас. Другие мнят главными достоинствами города пиво, вафли и шоколад. Но это лишь то, что, как говорится, лежит на поверхности. Брюссель скрывает в себе немало сокровищ. К примеру, уникальную атмосферу сюрреализма.

Не секрет, что это художественное направление зародилось во Франции в начале 20-х годов ХХ века. Его глашатаями стали Макс Эрнст, Ив Танги, Андре Массон, Жан Арп. В странах-соседях идеи сюрреализма были тут же подхвачены. В Испании их самыми яркими выразителями стали Сальвадор Дали, Жоан Миро и Фрида Кало, а в Бельгии — Рене Магритт и Поль Дельво. 

Важно, что в Брюсселе сюрреализм вообще попал на благодатную почву. Город много веков славится каким-то особым чувством юмора, которое всегда прекрасно вписывалось в его художественные образы. Достаточно посмотреть на символ Брюсселя — фонтан «Писающий мальчик». По духу — абсолютный сюрреализм, пусть и родом из XVII века. 

Неудивительно, что в столице Бельгии у этого направления сложилась особая судьба. Сюрреализм пережил свою историческую эпоху в том смысле, что сумел и поныне остаться в городе не только в виде артефактов, но и в атмосфере, которую можно почувствовать в музеях, в кафе, на площадях и даже в метро. Вот лишь несколько ярких примеров.

020.png

Музей Рене Магритта

Открылся этот музей в 2009 году и сразу вошел в круг самых ярких брюссельских достопримечательностей. Здесь находится крупнейшая в мире коллекция произведений художника-сюрреалиста — более 200 артефактов! «За всем, что мы видим, скрываются другие вещи; мы всегда хотим видеть то, что скрыто», — утверждал Магритт. Парадокс отделения предмета от его привычной роли — вот что питало его воображение. И в музее сделали все, чтобы посетители вслед за художником проникли в суть вещей.

Путешествуя с этажа на этаж, вы будете открывать для себя совершенно особый мир, полный загадок и ярких красок. Причем сам Рене Магритт станет вашим гидом. По крайней мере, в музее не покидает именно такое ощущение, ведь огромные портреты художника встречают вас уже у входа и далее то и дело возникают вновь, как бы сопровождая при осмотре экспозиции. На фотографиях Магритт запечатлен маленьким мальчиком, во время службы в армии, в компании с любимой женой Жоржеттой Бергер, с которой познакомился еще 15-летним подростком на ярмарке в Шарлеруа и которая в молодости кажется удивительно похожей на Марину Цветаеву…

 
 
 
 
1/4

Хитрые конструкции «Искусства беседы» и небесная глубина «Моны Лизы», оригами «Духа комедии» и маски «Интеллекта» — эти и другие полотна из брюссельской коллекции раскрепощают воображение и уносят его в заоблачные выси. Время в музее летит стрелой. Кажется, и оно было подвластно художнику. Восемь евро, что придется заплатить за входной билет, покажутся на этом фоне лишь очередной шуткой гения.

 
 
Рене Магритт. «Мона Лиза». 1962 год
 
 
1/4
Рене Магритт. «Мона Лиза». 1962 год

2.png

Дом-музей Рене Магритта

Здесь, в престижном районе Жет, художник и его супруга Жоржетта прожили с 1930 по 1954 год. Хотя чета занимала в доме лишь первый этаж, все здание в самом конце ХХ века было отреставрировано и превращено в музей. Тщательно восстановлены интерьеры, собраны предметы, которые находились в комнатах Магриттов. Когда-то это место служило штаб-квартирой брюссельских сюрреалистов, а ныне здесь проводятся их выставки. Входной билет стоит 7,5 евро, главное — не планировать посещение музея на понедельник или вторник, поскольку в эти дни недели он всегда закрыт. 

3.png

Кафе Het Goudblommeke in Papier
(«Золотой цветок в обертке») 

Это, казалось бы, обычное брюссельское кафе занимает особое место в истории искусства. Именно здесь за вкусной едой и достойными напитками местные сюрреалисты делились друг с другом мыслями и планами, обсуждали новые работы. Если какая-то из картин не вызывала всеобщего восторга, ее частенько и оставляли в кафе. Благодаря этой традиции оно ныне тоже стало своеобразным музеем сюрреализма. В его оригинальных помещениях, как правило, яблоку негде упасть, так что столик лучше заказать заранее.

Еде весьма нелегко спорить с интерьерами, которые явно отвлекают посетителей от их тарелок. В новом зале — огромные фото веселых посиделок сюрреалистов. Важное дополнение к незабываемой атмосфере — тот самый золотой цветок, что упоминается в названии заведения. Он изображен на шоколадной конфете, которую вы обязательно получите в виде бонуса, если закажете кофе или чай.

4.png

Площадь Динана (Place de Dinant)

 
 
 
 
1/3
Неподалеку от кафе находится маленькая и незаметная ныне площадь с не самым ухоженным садиком. Но и она скрывает немало сюрреалистических фишек. Чтобы их разглядеть, надо не полениться смотреть под ноги, разгребая опавшие листья, если они будут мешать. Стоит еще обойти и тщательно осмотреть ограду. Что там обнаружится? Надписи типа «небо в небе, а земля — на земле» или «быть живым — отличный повод, чтобы жить». Эти постулаты сюрреалистов были нанесены много лет назад Геертом ван Брюаном, основателем того самого кафе «Золотой цветок в обертке».

5.png

Таверна Greenwich 

В этом месте в историю сюрреализма в Брюсселе вписана особая страница. Когда-то начинающий художник Рене Магритт любил посидеть здесь за шахматной доской. Игра велась на деньги, Магритту не везло, и он постоянно проигрывал. Противники прекрасно знали, что имеют дело с художником, однако не спешили брать его полотна в счет долга. Один из них объяснял это следующим образом: «Если он пишет картины так же, как играет в шахматы, то я лучше возьму деньгами». Меж тем в 2002 году работа Магритта «Империя света» (L’Empire des lumieres) была продана за $12,7 млн. Еще одно доказательство того, что нельзя в жизни все мерить одной мерой. 

Сейчас в зале таверны никаких признаков сюрреализма вы не заметите. Для этого надо зайти в туалет, оформленный в стиле ар-деко. Именно так он выглядел и при Магритте. Тот самый случай, когда туалет — главный экспонат, посещение которого необходимо изначально внести в программу визита.

6.png

Кафе Le Cirio

Когда-то сюрреалисты любили захаживать и в это кафе, что рядом со зданием биржи. Известно, что именно здесь Рене Магритт впервые встретил поэта Луи Скутенера (Louis Scutenaire), одного из лидеров бельгийского сюрреалистического движения. Дело было в 1926 году. 

Сегодня в Le Cirio мало что напоминает о том периоде (за исключением интерьеров в стиле ар-нуво). Но и это, согласитесь, немало. Так что, безусловно, стоит выпить там чашку кофе или бокал одного из многочисленных сортов бельгийского пива.

7.png

Станция метро Beurs («Биржа»)

Спускаясь к поездам, здесь можно полюбоваться огромным полотном сюрреалиста Поля Дельво. Картина длиной 13 метров создана художником в 1978 году и называется Nos Vieux Trams Bruxellois, что можно перевести как «Наши старые брюссельские трамваи». Любопытно, что на некоторых участках метро, включая как раз район станции Beurs, действительно вместо поездов ходят трамваи. Конечно же, вполне современные. 

Тем интереснее взглянуть на картину Дельво, где изображены старинные вагоны и люди, одетые по моде рубежа XIX и ХХ веков. Атмосфера милой ностальгии, иных нравов и скоростей весьма контрастирует с современной суетой и пусть и на несколько мгновений пассажиров над этой суетой поднимает…

8.png

Коллекция трусов Жана Бюкуа

Этот кинорежиссер и художник считает себя идейным наследником Рене Магритта и его соратников. Правда, Жан Бюкуа не ограничивается исключительно художественными манифестациями, а регулярно устраивает в стране государственные перевороты в духе сюрреализма. К примеру, пытается пробраться в королевский дворец, чтобы установить там флаг своей партии «Банан». Пока «банану» так и не удалось взвиться над зданием, поскольку охранники регулярно хватают сюрреалиста под белы рученьки и отправляют из королевского сада восвояси. Зато Бюкуа сумел прославиться в Брюсселе своей коллекцией трусов.

Жан Бюкуа
Жан Бюкуа

Она состоит из двух частей. В одной — исподнее известных политических деятелей, подаренное ими самими либо добытое художником по своим каналам. В другой — белье, которое, по мнению Жана Бюкуа, лучше всего подошло бы тем или иным знаменитостям. Такими трусами в виде шляп-треуголок он украшает головы своих героев на картинах-коллажах. Девиз художника — «В нижнем белье все равны». 

 
 
 
 
1/2

Раньше у Бюкуа был даже свой музей трусов над его же баром Dolle Mol. Некоторое время назад оба заведения он закрыл. Однако лучшие экспонаты коллекции, по слухам, сейчас можно увидеть в Брюсселе по адресу: Rue Haute, 123 — в галерее Attitude, которая работает с пятницы по воскресенье с 11 до 18 часов.

Фото: Марина Топтыгина

Мы на facebook

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015