28.04.2017 13:00   10954   
 
Банки.ру

Основатель, председатель совета директоров

Все статьи автора

За штурвалом: кому по карману диплом шкипера?

Провести отпуск на яхте — отличная идея. Сомневаетесь, приспособлены ли вы к жизни на борту, и не знаете, с чего начать? Основатель Банки.ру Филипп Ильин-Адаев, вернувшийся из Черногории, подсказывает: с курсов яхтенных капитанов.

Когда разговор заходит о яхте, в голове у большинства возникает картина гламура и роскоши, и сразу срабатывает стоп-сигнал: это не для меня. «Наши люди в булочную на такси не ездят», отпуск на яхтах не проводят. Между тем любительский яхтинг — достаточно бюджетный вид отдыха, по затратам вполне сопоставимый с неделей в четырехзвездочном отеле на берегу моря. Сделать первые шаги по направлению к своей мечте вам позволят многочисленные яхтенные школы, чьи предложения можно без труда найти в Интернете. На одни из таких курсов я и отправился.

Которский залив — место дислокации Клуба яхтенных капитанов
Которский залив — место дислокации Клуба яхтенных капитанов

Для меня это был уже четвертый поход на яхте. К морю нас с женой приучила семейная пара в лице Андрея Третьякова и Светланы Зыковой из Плюс Банка. Именно они пригласили нас однажды пройти под парусом в Италии, и с тех пор каждый год мы совместно проводим неделю на яхте в разных местах Европы. Да, изначально было немного страшно — а вдруг не справимся или проявится морская болезнь, вдруг просто не понравится или будут конфликты, но после первого же похода страхи и сомнения развеялись. Это реально другой мир и другой образ жизни. Перевоплощение — вот что больше всего ценится в яхтинге. Сегодня ты менеджер среднего звена в банке, заваленный рутиной, а завтра ставишь паруса в открытом море, без телефона и Интернета, понимая, что это и есть настоящая свобода.

Для того чтобы вам дальше было интересно читать эту статью, сразу постараюсь развеять несколько мифов, которые выступают тем самым «стоп-сигналом» для большинства из нас.

точка2.pngМиф № 1. Это дорого. Стандартная для аренды (чартера) яхта Bavaria с тремя каютами в пик сезона стоит 2500—3000 евро за неделю. Сюда надо добавить расходы на топливо (около 100 евро) и плату за ночную швартовку в портах (в общей сложности 100—300 евро в зависимости от региона). Итого в пределах 3000 евро за недельное плавание. Если разделить эти расходы на три семьи из двух человек, то получается 1000 евро на каждую — примерно 150 евро в сутки. Да, двухместная каюта, особенно на корме, не столь комфортна по сравнению с номером в отеле, но появляться вы в ней будете только для того, чтобы провести ночь. На вторые сутки и имеющихся «удобств» будет вполне достаточно.

точка2.pngМиф № 2. Яхта — для тех, кто умеет ею управлять. Если вы впервые решили провести отпуск в море и не знаете, чем отличается стаксель от грота, — не беда. На этот случай существуют услуги профессионального шкипера (капитана), которого можно нанять там же, где берете в аренду яхту. Он обойдется вам в 100—130 евро в сутки и в одну свободную каюту. Плавание в этом случае выйдет дороже — примерно в 2000 евро за каждую из двух семей (третью каюту займет шкипер), зато с вас снимут всю головную боль. Вам лишь останется слушать команды: крутить лебедку, поднимая и убирая паруса, вязать кранцы, отдавать якорь и выполнять другие операции, которые помогут вам почувствовать себя вполне годным моряком.

точка2.pngМиф № 3. Мне не хватит «физики». Действительно, установка парусов требует определенной физической нагрузки, но вы не обязаны ходить под ними постоянно. Все чартерные яхты оборудованы двигателем, и вы спокойно можете всю поездку использовать исключительно мотор. Картинку это не сильно испортит — со стороны вы все равно будете смотреться крайне эффектно на борту.

точка2.pngМиф № 4. Никогда не ходил под парусом — меня укачает. Не могу сказать, насколько это миф (свою собственную физиологию вы знаете лучше), но в последнем нашем походе из пяти учеников трое оказались на яхте впервые. Признаков морской болезни ни у кого обнаружено не было. Да, немного непривычно спать, мирно покачиваясь на волнах, но организм к новому режиму привыкает быстро.

Для большего комфорта вы можете взять не яхту, а более устойчивый катамаран, который предполагает меньшую качку и дополнительное свободное пространство. Если даже у вас выявятся неизлечимые противопоказания, то и это не конец света. Вас просто спустят на берег в ближайшем порту (гостиницы и апартаменты, к счастью, есть везде) и заберут на обратной дороге или же встретят при посадке в самолет. Ничего зазорного в этом нет — мы не властны над своим организмом. Но чтобы избежать подобных сюрпризов и не выглядеть в прямом смысле бледно перед своими дамами, рекомендую вам воспользоваться яхтенными курсами, причем в рамках так называемой интенсивной программы.

Классическое обучение состоит из нескольких месяцев изучения теории на берегу и недели морской практики. Год назад я честно попытался записаться на такие курсы, но, к счастью, занятия отменились. Почему к счастью? Потому что, на мой взгляд, это пустая трата времени. Изучая многочисленную литературу, лично я так и не смог понять, как ставятся паруса, при каком ветре нужно ходить тем или иным курсом и так далее. Ты совершенно не воспринимаешь эти картинки, ибо они к тебе не имеют практического отношения. Зато, оказавшись на борту, сразу запоминаешь, чем галфвинд отличается от бейдевинда и в каких случаях надо, к примеру, травить гика-шкот или ставить стаксель. Через пару дней все эти казавшиеся на земле лишними знания прочно занимают место в твоей голове.

Клуб яхтенных капитанов, чьи курсы порекомендовал мне упомянутый выше Андрей Третьяков, базируется в Черногории недалеко от старинного миниатюрного города Котора. Обучение в нем стоит стандартные 60 000—70 000 рублей с человека за 10 дней. Отдельно оплачиваются небольшие (в пределах 100—150 евро) расходы на топливо, уборку и ночные швартовки. Обстоятельства сложились таким образом, что мы с другом приехали на два дня раньше и в полной мере насладились жизнью в этом уютном местечке. Приморские города во многом одинаковы, но оттого не менее прекрасны. Если однажды окажетесь в Которе, остановитесь в гостинице «Астория» — рекомендую с чистой совестью.

Котор
Котор

И вот мы на яхте с дежурным названием «Ника». Познакомились с нашим инструктором Антоном Ивановым, заняли на правах «старожилов» наиболее удобную носовую каюту и с некоторым волнением ждем заезда соседей. Почему с волнением? Потому что провести 10 дней в замкнутом пространстве с незнакомыми тебе людьми — это испытание. Отдельные наиболее талантливые персонажи и за полчаса успевают вывести из себя, а здесь полторы недели… К счастью, тревога оказалась лишней — компанию на борту нам составили потрясающие ребята из Обнинска. Под конец плавания казалось, что мы знаем друг друга с детства — настолько комфортная и дружная команда у нас подобралась.

Филипп Ильин-Адаев (в центре) и другие участники команды
Филипп Ильин-Адаев (в центре) и другие участники команды

Первый день. Мы ставим паруса, нам объясняют, при каком ветре каким курсом нужно идти, какие канаты приводить в движение, чтобы задействовать или убрать стаксель и грот. Много приходится работать лебедкой, и мне даже становится жалко экипаж второй яхты, на борту которой оказалось всего три человека, в том числе одна девушка — занятие физически тяжелое. Параллельно учимся вязать морские узлы — монотонная работа, которая прошла фоном через все плавание.

День второй. Он же третий, четвертый и так далее. Все одно и то же. Сплошной «день сурка», только с каждым разом движения становятся осмысленнее, вопросов задается все меньше, суета тоже пропадает. Тебя уже не пугает, что яхта опасно кренится и черпает бортом воду, а посуда больше не летает по кают-компании, ибо все шкафы предусмотрительно закрыты.

На седьмой-восьмой день начинается новая программа — самостоятельная швартовка, которая вызывает неподдельный ужас у всех новичков. Еще бы! С двух сторон пришвартованы дорогие яхты, а тебе нужно попасть в трех-четырехметровый просвет между ними, никого не задев. За твоими действиями с любопытством наблюдают прохожие на пирсе и с тревогой — команды соседних яхт. К счастью, во время наших курсов ни одна из них не пострадала, ибо нас предусмотрительно отправили тренироваться к свободным пирсам, а в «боевых» условиях по вечерам помогал «автопилот» в лице нашего капитана.

Дополнительное разнообразие в жизнь привносят дневные остановки, во время которых можно искупаться (при температуре воды плюс 15 — то еще удовольствие, но летом будет лучше) и приготовить обед. Например, отварить купленные у местных рыбаков креветки в соленой воде, зачерпнутой прямо из моря.

И конечно же, запоминаются ночные стоянки в «маринах» (портах) — самая интересная часть программы. Новые городки, новые гавани. Где-то, как в нашем любимом Порто Монтенегро, присутствуют все элементы цивилизации в виде душа с горячей водой и бесплатного туалета в стилистике «Крокус Сити», а где-то ты идешь договариваться в ближайший ресторан. Поиск душа, туалета и Wi-Fi во время похода становятся самой важной задачей каждого вечера. Осмотр города, выбор ресторана — это потом. Сначала нужно найти, где помыться.

Последний день. Мы сдаем экзамены по билетам, показываем свое внезапно появившееся умение вязать морские узлы, допиваем остатки гватемальского рома, который сопровождал нас всю дорогу, и все. Мы — «дипломированные специалисты», которые самостоятельно могут брать в аренду парусные суда (только там, где признаются лицензии IYT, в России своя система лицензирования). В активе — морские навыки, загар и 10 дней в отличной мужской компании (девушкам на заметку). Ну и яхтенные права в виде бонуса.

Безусловно, яхта — не самое комфортное место времяпровождения: тесно, качает и постоянно бьешься головой. Но когда ты летом глушишь мотор над 100-метровой глубиной и ныряешь в голубую прозрачную воду или же находишь сказочную бухту, где кроме тебя никого нет, а если даже есть, то это несчастные отдыхающие на тесных лежаках при отеле, ты понимаешь — это твое море. Это вид на него с другой стороны. И он гораздо красивее и романтичнее, чем с берега. А вечером ты сидишь на яхте, пьешь чай или вино, а мимо по набережной курсируют туристы и с завистью на тебя смотрят. Потому что яхта — не для всех. Это слишком дорого, роскошно и гламурно. Но мы-то знаем, что это не так, правда?

Фото: Филипп Ильин-Адаев

Мы на facebook
Топ 5 За месяц За неделю

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015