04.05.2012 15:17   9999    1

Елена Малицкая: «Не бойтесь браться за новые проекты – это всегда яркий опыт»

Елена Малицкая
Елена Малицкая

Руководитель инвестиционно-банковского департамента Astrum Investment Management, финансовый директор Fairmont Grand Hotel Kyiv Елена Малицкая советует никогда не упускать шанс – стремление быть больше практиком, чем теоретиком, позволило ей освоить несколько профессий, занять не одну руководящую должность и посетить множество стран мира.

Елена получила степень магистра финансов в учебно-научном комплексе Киево-Могилянской академии. Учась в академии, она стала одной из ста финалистов, которые были отобраны из 5000 претендентов на получение гранта и стипендии от International Exchange and Research Board (IREX), и проходила обучение в Georgia College & State University. После магистратуры Елена поступила в аспирантуру Киево-Могилянской академии, но не закончила ее. Также у нее есть степень АССА (Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров).

– Вы не сожалеете, что не закончили аспирантуру?

– Не сожалею. Это можно было бы сделать и сейчас, но я пока не вижу в этом смысла для дальнейшего профессионального роста. Когда-то я думала посвятить свою жизнь науке, но живя в США, я поняла, что хочу быть практиком. Более того, существует огромная разница  между PhD в США и кандидатской степенью в Украине. Мои друзья и я проводили исследование корреляции уровня академического образования и уровня доходов  – в результате оказалось, что больше всего зарабатывают  бакалавры,  потом магистры, а затем – обладатели степени PhD, хотя до этого исследования мне казалось, что всё должно быть с точностью до наоборот. Конечно, для получения окончательных выводов надо принимать во внимание множество других значимых  факторов, например, дальнейшее повышение квалификации, постакадемические и сертификационные программы, МВА, способность каждого человека к самообразованию и так далее. Чем раньше человек начинает получать любой практический опыт, тем, вероятно, быстрее и успешней будет развиваться его карьера. Поэтому я пересмотрела свою точку зрения и планы. Я уделяла меньше внимания академическим результатам и больше  – тем занятиям, которые я действительно считала важными для будущей работы. К тому времени, когда я заканчивала учёбу в академии, мне посчастливилось побывать в более чем в двадцати странах – принимать участие в различных конференциях, программах обучения, стажировках.

– Как начиналась ваша карьера?

– Я начала работать еще студенткой. В 21 год пришла в компанию PricewaterhouseCoopers. Работы было много и она была насыщенной. В тот год, когда я пришла в аудит, в компании было столько проектов, что так называемый бизнес-сезон был круглый год, без «низкого» сезона летом-осенью.

– Какие компании входили в число ваших клиентов?

– Я занималась аудитом финансовой отчетности украинских и международных компаний металлургической, горнодобывающей, пищевой промышленности, а также консолидацией финансовой отчетности металлургического и машиностроительного холдингов,  due diligence и предпродажной подготовкой банков. Компания проводила аудит и консолидацию СКМ и ДТЭК, которые только начинали эту процедуру. В то время никто и не помышлял о кризисе. Как раз наоборот: многие клиенты подумывали об IPO либо облигационных займах и были заинтересованы в проведении аудита, часто – в первый раз и не до конца понимая, что это значит. Были и такие клиенты, для которых аудит не был в новинку,  – как правило, международные компании с подразделениями и производственными мощностями в Украине. Для них постоянный аудит – требование материнской компании. Работать с ними было удовольствие – налаженные бизнес-процессы, образцовые системы внутреннего контроля, образованный и профессиональный персонал. Занимаясь такими проектами, аудитор понимает, как все должно быть в идеале.

– Вам приходилось часто и подолгу бывать в командировках. Это было трудно?

– Такая работа действительно подразумевает постоянные поездки, иногда за границу, или выполнение проектов для других офисов. Мне даже как-то пришлось в течение месяца заниматься проектом в далеком Железногорске, уездном городке Курской губернии, на Михайловском горно-обогатительном комбинате. Для того, чтобы разобраться в деятельности предприятия,  надо изучить основные процессы. Довелось смотреть, как взрывают карьер, добывают, дробят и обогащают руду для получения продукта более высокой концентрации. Вспоминаю, что в последний год работы аудитором я провела дома всего несколько ночей. Это истощает. Тем не менее, я ценю этот опыт. Сейчас, когда я выстраиваю системы финансового и операционного менеджмента в отеле, внутреннего контроля, бизнес-процессы, внедряю основные показатели эффективности, я гораздо больше опираюсь на свой опыт работы аудитором, чем инвестиционным банкиром.

Елена Малицкая в Fairmont Grand Hotel Kyiv
Елена Малицкая в Fairmont Grand Hotel Kyiv

– Как вы перешли в инвестиционно-банковский бизнес?

– Мне давно хотелось попробовать себя в этом бизнесе, поэтому при первой же возможности я пришла в украинский инвестиционный бутик, который сыграл очень важную роль в моей жизни: там я познакомилась с командой, которая вскоре стала основой  Astrum Investment Management.  Идея нового амбициозного проекта возникла в начале 2008 года. Целью было войти в топ-5 инвестиционных компаний Украины за рекордно короткий срок благодаря целому ряду преимуществ, среди которых – качественно новая организация, применение новейших технологий и проактивная аналитика. И уже в 2009 году компания занимала лидирующие позиции по объемам торгов. Сегодня у компании один из самых больших портфелей розничных клиентов и лидерство на фондовом рынке по динамике привлечения частных инвесторов. За 3 года Astrum выступила организатором инвестиционных проектов на сумму более 400 млн долларов. И это в то время, когда у многих банков и фондов лимиты на Украину закрывались или уже были закрыты.  

– В Astrum вы сразу заняли руководящую должность – директора инвестиционно-банковского департамента. Испытывали ли вы страх, что что-то может не получиться?

– Нет, страшно не было, скорее – интересно. Не стоит бояться браться за новые проекты – это всегда яркий опыт и новые возможности. Конечно, возникали и трудности. Если раньше работа появлялась сама благодаря известному бренду, то на новой должности и в молодой компании приходилось создавать репутацию и завоевывать клиентов, так как о нас никто не знал. Тем не менее, несмотря на кризисное время, в результате усилий команды работа появилась. Гораздо большим препятствием в нашей работе стали объективные рыночные условия: внешние рынки капитала оказались для нас практически закрыты, инвесторы-нерезиденты массово уходили с рынка. Много говорили о дефолте страны, началась волна корпоративных дефолтов. Даже в такой период нашей команде удалось завершить несколько сделок, например, приобретение нашим клиентом крупного вагоностроительного предприятия. Стоит отметить очень значимую для банковского сектора Украины продажу нашим клиентом 26,5% акций банка «Форум» немецкому Commerzbank – по завершении процесса все споры были успешно разрешены и обе стороны получили те активы и компенсации, на которые рассчитывали. Это один из самых ярких примеров успешной сделки на рынке в 2010 году.

Елена любит экзотику и колорит Южной Америки
Елена любит экзотику и колорит Южной Америки

– Как вы начинали работать в Fairmont?

– Одним из успешных проектов Astrum  в прошлом году стала сделка по привлечению заёмного капитала для достройки нового гостиничного проекта, которым сейчас управляет международный отельный оператор Fairmont Raffles Hotels International (FRHI). Во время подготовительного этапа запуска гостиницы Fairmont Grand Hotel Kyiv оператору понадобился финансовый директор, который смог бы адаптировать и выстроить его деятельность в соответствии с требованиями украинского законодательства и c учетом внутренних стандартов FRHI. Сейчас моя основная задача – наладить операционные процессы, чтобы всё работало, как отлаженный механизм, при этом автоматически отображалось в системе, что позволит иметь контроль над финансовой и операционной деятельностью отеля практически каждую минуту. Этот красивый и эстетичный бизнес состоит из большого количества ежеминутных транзакций, списаний, перемещений, платежей и так далее, и успешен он может быть только при условии жестко выстроенной системы контроля. Со стороны может показаться, что в отеле лишь несколько десятков сотрудников, тогда как на самом деле здесь очень большая инфраструктура.

– Сколько человек у вас в подчинении?

– Сейчас я всё еще продолжаю формировать штат финансовой службы Fairmont Grand Hotel Kyiv. Если учитывать отдел бухгалтерского и управленческого учета, службы снабжения, внутреннего аудита, кост-контроллинга, юристов, IT-департамент, то порядка 30 человек. При этом  мы сейчас еще  не полностью укомплектованы. Кроме того, у нас на аутсорсинге работают разработчики программного обеспечения и специалисты корпоративного офиса. Итого – порядка 60 человек. Формирование штата – очень трудоемкий процесс: у оператора ко всему персоналу, в том числе и финансовому, достаточно высокие требования. На нашем рынке в отличие от московского всего несколько международных операторов, и сложно подобрать подготовленных сотрудников с пониманием специфики работы в HoReCa и имеющих опыт работы в международных организациях. Так, например, мне  даже пришлось попробовать себя в хэд-хантинге – заняться поиском главного бухгалтера. Для того, чтобы его привлечь, потребовалось приложить огромное количество усилий: без преувеличения могу сказать, что всего несколько человек на практике знают и понимают, что такое USALI (Uniform System of Accounts for the Lodging Industry). Конечно, предусмотрены программы дополнительного обучения персонала, но это занимает время, а нам необходимо действовать оперативно, так как проект уже запущен. К слову сказать, Fairmont Grand Hotel Kyiv – это наиболее быстрый запуск гостиницы среди проектов FRHI в мире, и, в принципе, самый стремительный запуск отеля под управлением международного оператора в Киеве.

– Как вы проводите свободное время и отпуск?

– Свободного времени сейчас практически нет. Даже выходные и поздние вечера я зачастую провожу в Fairmont Grand Hotel Kyiv. Причем, это и работа, и светские мероприятия, и личные встречи. Что касается отпуска, то предпочитаю путешествовать. Я отдыхаю, если кардинально меняю обстановку, местность, окружение. При этом, когда я планирую очередное путешествие, выбор роскошного отеля стоит не на первом месте. Мне нравится посмотреть, попробовать и почувствовать другую жизнь. Последнее моё необычайно яркое путешествие состоялось в мае прошлого года, когда мы с друзьями поехали в путешествие по берегам Амазонки. Если бы я не стала финансистом, я, наверное, хотела бы быть антропологом.

– Какой стиль одежды вы предпочитаете?

– В одежде выбираю классику, вероятно, потому что большая часть моей жизни – это работа.

– Как вы полагаете, в чем состоит секрет успеха?

– Настойчивость, работоспособность, постоянное самосовершенствование, требовательность к себе, умение работать в команде,  при необходимости – готовность идти на компромисс.

Мы на facebook
Топ 5 За месяц За неделю

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015