27.06.2013 15:59   5934   

Как Pirelli инвестирует в арт

Директор по развитию Arbat Capital Анастасия Дагаева, помня о пристрастии мужчин к автомобилям и женщинам, побывала в арт-галерее HangarBicocca на окраине Милана, главным спонсором которой выступает компания Pirelli, и проверила, не изменило ли чувство прекрасного совладельцу и гендиректору компании Марко Тронкетти Провера, который только в 2013 году намерен потратить на нужды галереи 3 млн евро. 
HangarBicocca - одна из самых больших арт-галерей Европы
HangarBicocca - одна из самых больших арт-галерей Европы
Марко Тронкетти Провера знает, как привлекать всеобщее внимание, казалось бы, к одному из скучнейших производств – производству шин. Достаточно «смешать» это с модой, спортом и искусством. Спросите любого мужчину, с чем у него ассоциируется Pirelli. Ну, конечно, с календарем! Для его создания привлекаются выдающиеся фотографы и самые красивые женщины мира. 

Плюс у Pirelli есть собственная линия одежды (разумеется, и магазин в центре Милана), собственная ложа в La Scala (как у одного из главных партнеров легендарного оперного театра), собственный футбольный клуб, особенный статус на Formula 1 (эксклюзивный поставщик шин). 

С некоторых пор господин Тронкетти Провера увлекся и современным искусством: недалеко от главного офиса Pirelli находится арт-галерея HangarBicocca. Она работает с известными галереями и художниками. А куратор на новый сезон (2013-2015 годы) приглашен из лондонского Tate Modern. 
Работы для будущих коллекций отбирает бывший директор Tate Modern
Работы для будущих коллекций отбирает бывший директор Tate Modern
Будете в Милане – съездите на его окраину. А точнее – на северо-восточную окраину. Примерно 20 минут на автомобиле, и вы окажетесь в HangarBicocca – одной из самых больших арт-галерей Европы: ее площадь 15 000 квадратных метров. Но это место интересно не только размерами. 

С конца 19-го века здание сегодняшней галереи было заводом. Компания Breda выпускала здесь вагоны, локомотивы, котлы, сельскохозяйственные машины, а во время Первой мировой войны – самолеты, пули и прочую немирную продукцию. На северо-восточной окраине Милана обосновались и другие промышленные корпорации, в том числе, шинный производитель Pirelli. 

Долгое время этот район – Bicocca – был исключительно индустриальной зоной. Но с 1980-х годов компании стали переносить свои мощности в другие регионы, район начал развиваться как жилой – с университетскими корпусами, частными домами. Многие опустевшие промышленные здания были снесены. А вот сегодняшняя HangarBicocca сохранилась. 

Огромное заводское помещение купила Pirelli. С 2004 году было решено развивать его как единое пространство для современного искусства. Собственно, Pirelli и является главным спонсором арт-галереи. Совсем недалеко от нее расположен главный офис шинного концерна – многоэтажное стеклянное здание с вертолетной площадкой на крыше. 
 
 
 
 
1/3
 
У HangarBicocca нет собственных коллекций – выставки формируются из произведений, принадлежащих ведущим мировым арт-галереям и художникам. В частности, в 2012 году была весьма популярна видео инсталляция «Счастливейший человек» (The happiest man). Она рассказывает о том, как советский человек всевозможными способами избегал реальности, тем самым обеспечивая себе «счастье». Авторы – Илья и Эмилия Кабаковы. Художники родились и формировались как личности в СССР, сейчас живут в Германии. 

HangarBicocca может похвастать лишь двумя собственными постоянными экспозициями – это гигантские, индустриального вида конструкции. Первая из металлических листов La Sequenza стоит на улице, перед входом в галерею. Ее создал более 30 лет назад итальянский художник Фаусто Мелотти. В брошюре про La Sequenza много сказано о символизме и ценности этой скульптуры (более того, это лишь часть эпохального труда Мелотти). Я воздержусь от пересказа. Скажу лишь, что визуально эта заржавевшая штука впечатляет: высота семь метров, длина – 22, ширина – 10. Она была перенесена к HangarBicocca в 2010 году, став, благодаря размерам, хорошим ориентиром для посетителей галереи. 
 
 
Высота конструкции на входе в арт-галерею - 7 метров, длина – 22, ширина – 10
 
 
1/2
Вторая постоянная экспозиция находится внутри HangarBicocca. На внушительной площади разместились «Семь небесных дворцов» (The seven heavenly palaces) немецкого художника и скульптора Ансельма Кифера. Он создал «дворцы» специально для HangarBicocca, к открытию галереи в 2004 году. 

Впрочем, если быть точнее, в темном зале со странной музыкой перед вами возвышаются дворцовые руины (на первый взгляд, похожие на нагромождения старых гаражных коробок). Художник как бы говорит: все, даже самое большое, великое и красивое со временем превращается в руины. Они у Кифера живописные: сделаны из армированного бетона и частей грузовых контейнеров, вес каждой 90 тонн, высота – от 14 до 18 метров. 
 
 
"Семь небесных дворцов": любой дворец, даже самый большой, великий и красивый, со временем превратится в руины
 
 
1/2
Названия для дворцов-руин Кифер взял из древнееврейского трактата «Книга небесных дворцов» (Sefer Hechloth). Кажется, что ты попадаешь в чей-то тревожный сон, выбраться уже не можешь, хотя хочется именно уйти, начинаешь осторожно двигаться – от одной руины к другой, разглядывая и познавая каждую. И только обойдя все семь, ты получаешь возможность покинуть этот «сон». Но, удивительно, тебе вдруг становится комфортно в огромном пустынном пространстве. И уходить не спешишь, теперь уже не от страха, а ради удовольствия идешь от руины к руине медленно и осторожно, чтобы рассмотреть их в мельчайших деталях.

Важной датой в истории HangarBicocca стал апрель 2012 года. Арт-галерея открылась после редизайна и капитального ремонта, вместе с этим кардинально обновив план развития (расходы Pirelli составили 3,5 млн евро). Теперь программа выставок формируется на несколько лет вперед, с приглашением опытного и статусного куратора. 
Куратор экспозии на 2013-2015 годы - бывший директор Tate Modern Висенте Тодоли
Куратор экспозии на 2013-2015 годы - бывший директор Tate Modern Висенте Тодоли
В начале июня в HangarBicocca прошла презентация девяти экспозиций на 2013-2015 годы. А куратором выступил бывший директор Tate Modern Висенте Тодоли (работал в известной лондонской галерее с 2003 по 2010 годы). За три года можно будет увидеть работы художников и скульпторов из Рейкьявика, Ганновера, Рима, Рио-де-Жанейро, Лиссабона, Нью-Йорка, Парижа, Мадрида, Мехико. Все они имеют международное признание, большинство выставлялись, в том числе на Венецианской биеннале. 
Экспозиция 2014 года
Экспозиция 2014 года
Увы, ни одного мастера из России нет. «Нам интересны русские, но пока почему-то никак не получается наладить нормальный рабочий контакт», – признался один из менеджеров HangarBicocca. 

На 2013 год бюджет HangarBicocca составляет 3 млн евро. Приличные деньги для современного искусства, признается менеджер галереи. Зачем же такие траты Pirelli? Да, продвижение компании. Да, создание своего статусного круга общения. Современное искусство – это нередко высокотехнологичные произведения, с применением разных наработок в инженерной и прочих областях. 
Экспозиция 2013 года
Экспозиция 2013 года
Для Pirelli это все близко: компания тоже внедряет много нового и эффективного, объясняет сотрудник шинного концерна. Через сотрудничество Pirelli с HangarBicocca хочется показать, что в искусстве всегда найдется место индустриальным открытиям, а в индустрии – искусству. Есть и просветительская цель: рассказывать людям интересно и понятно о современном искусстве. Оно ведь такое многоликое, неоднозначное и спорное. 

В HangarBicocca проходят мастер-классы и лекции, есть хорошая библиотека и отдельная детская комната. Все абсолютно бесплатно, как и посещение выставок. В прошлом году в галерее побывало более 200 000 человек. 
 
 
В галерее есть отдельная детская комната
 
 
1/2
Образовывать людей, по-моему, неплохая идея. Тогда, может, в крайности меньше будем бросаться. А то с одной стороны разгуливающий на Венецианской биеннале мужчина в трусах и с крышкой унитаза на шее, где написано «Now every shit is art», а с другой – Энди Уорхол с банками томатного супа и аляпистой Монро, возведенными в культ. 
Арт-объект экспозиции 2014 года
Арт-объект экспозиции 2014 года

Фото: из личного архива Анастасии Дагаевой

Мы на facebook
Топ 5 За месяц За неделю

2017 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015