08.05.2018 13:00      

«Мир» знакомит посетителей ВДНХ с Маяковским

26 апреля в павильоне «Рабочий и колхозница» при поддержке национальной платежной системы «Мир» открылась выставка «Сотый апрель», посвященная Владимиру Маяковскому.

Это само по себе выдающееся событие стало первым в рамках программы межмузейного обмена «Резидент», стартовавшей на ВДНХ. «Сотый апрель» состоит из экспонатов Государственного музея Маяковского, который сейчас находится на реконструкции.

Надо сказать, что содержание выставки и пространство монументального павильона, в котором она разместилась, сочетаются очень даже хорошо. Наверное, потому, что почти совпадают время и стиль. Но подходящая площадка — это, конечно, не повод для демонстрации экспозиции. Да и 125 лет со дня рождения поэта, которые отмечаются в этом году, — лишь формальная причина. Он интересен в любое время и в любой обстановке.

«Уже третий год «Мир» является партнером ВДНХ, оказывая поддержку образовательным и просветительским проектам главной выставки страны, — рассказала директор департамента маркетинга и коммуникаций национальной платежной системы Наталья Новошинская. — И конечно, мы с радостью поддержали «Сотый апрель», где каждый сможет заново открыть для себя одного из самых известных и в то же время загадочных поэтов ХХ века».

«Я думаю, что с Маяковским у многих из нас идет постоянная внутренняя перекличка, — отметила куратор «Сотого апреля» Мария Гадас. — Потому что это удивительный лиричный автор, вне ярлыков. У него есть такие четверостишия, по которым никто не опознает, что это «поэт революции». Глядя на многие фотографии и рисунки, вы увидите неоднозначного, страдающего человека. Уйти от «инвентаризации» Маяковского нам казалось очень важным».

Мария Гадас

Начинается выставка с детства героя. На стене панорама грузинской провинции, в которой он родился, а рядом — снимок серьезного карапуза в окружении взрослой родни. В Москве Маяковский оказался только в 12 лет, будучи уже сформировавшейся, в общем, личностью.

Здесь нет ничего выдуманного, принцип выставки — нон-фикшен: свидетельства и воспоминания людей, знавших Маяковского лично. Например, можно увидеть уникальные рисунки Веры Шехтель, одной из первых подруг поэта. Относятся они к 1913 году, когда тот уже начал выступать как футурист. Рядом много фотографий этого периода и замечательные автопортреты: Маяковский учился живописи в училище и начинал как художник.

 
 
 
 
1/2

 
 
 
 
1/4

У стены с его работами и полотнами, созданными другими авторами, можно застрять надолго. Например, тут есть портрет работы Николая Кульбина. Он был врачом и как-то раз сказал: «Любите Маяковского, он уникальный поэт… У него очень широкие кровеносные сосуды. Я лечил Ахматову, лечил Мандельштама, у них сосуды не такой ширины». Маяковский и сам знал, что он особенный, это ведь его строчка — «на мне ж с ума сошла анатомия». Очень необычны и его автопортреты в виде жирафа. Они совсем ранние, 1913 года, поэту тут всего 20 лет, еще даже не написано «Облако в штанах».

Одна из любимых книг его детства — «Дон Кихот». И донкихотство, свойственное Маяковскому, вы увидите в другом его автопортрете, сделанном как эскиз для обложки собственного сборника «Я».

На противоположной стене — учетная карточка поэта при аресте. Мало кто знает, что он провел полгода в одиночной камере, а ему тогда было всего 15 или 16 лет. Стихотворение про солнечный зайчик посвящено как раз этому мрачному факту. Будучи уже известным человеком, Маяковский обратился в милицию, чтобы ему выдали конфискованные при аресте тетради с юношескими стихами. И в них нашел это арестантское фото.

Рядом с портретами в витрине лежит знаменитый желтый бант поэта, непременный элемент его костюма времен безденежья. Уже позже, получив первые гонорары, Маяковский приоделся — купил цилиндр и фрак. Таким мы его в основном и помним.

Дальше — огромный экран, на котором актеры «Гоголь-центра» читают воспоминания современников поэта. Это видео придает выставке динамичности. И то, что чтецы совсем молоды, закономерно — Маяковский, умерший в 36 лет, был поэтом молодых душ!

Директор музея Маяковского Алексей Лобов считает, что часть выставки можно назвать «Маяковский от-кутюр». Вот хотя бы это горчичное пальто на манекене — оно и сейчас неплохо смотрится. А рядом — отличные ботинки и неизменная трость. «Посмотрите на знаменитый клетчатый пуловер, — обратил внимание Лобов. — Потом в подражание Маяковскому такие же носили все уважающие себя поэты. Он умел, конечно, одеваться!»

Слева — Мария Гадас, Алексей Лобов

На выставке есть и американские фото Маяковского. Вот он на углу Пятой авеню и Бродвея. Есть снимок с Мейерхольдом и Родченко — они втроем работают над «Баней». Ну и кончено, имеются классические, канонические фото поэта. Все подлинники — копий на выставке нет.

Этажом выше — скульптуры Маяковского и посвященные ему книги. Если вдоль ряда бюстов поэта пройти быстро, то его лицо будет менять выражение как в мультфильме. Впрочем, взгляд почти всегда остается суровым — так «революционного поэта» ваяли для коммунистической вечности. Книги, представленные здесь, написаны хоть и после смерти Маяковского, но людьми, которые лично с ним общались. Финальный раздел экспозиции посвящен периоду накануне самоубийства. Здесь очень трагические фотографии.

 
 
 
 
1/3

 
 
 
 
1/3

Наверное, единственный немузейный экспонат выставки находится в отдельном зале, рассказывающем об «Окнах РОСТА». Это мультфильм Юрия Норштейна, снятый ровно 50 лет назад — в 1968-м. В основу ленты легла живопись авангардистов, и там, разумеется, много графики Маяковского. Если вы задержитесь здесь на полчасика — не пожалеете.

Сам Норштейн тоже был на открытии экспозиции. Стоял себе перед фотографиями Грузии со стаканом водочного коктейля «Маяковский», которым угощали гостей. «Фильм сильно связан с авангардным искусством первых лет революции и с поэтикой Маяковского, — пояснил нам Юрий Борисович. — Я доволен, выставка замечательная, а то уже мне казалось, что некоторые стараются сплавить Маяковского в архив. А ведь его дар выходит за пределы его поэзии. Это совершенно очевидно. Я думаю, этот дар настолько был велик, что Маяковскому было тяжело с собой. Помните, как Пушкин писал о богатырях в «Сказке о царе Салтане»? «Тяжек воздух нам земли». Вот и вокруг Маяковского был зараженный, тяжкий воздух. Его ранняя смерть — трагедия для культуры. В 1928—1929 годах он выходил на небывалый уровень творчества, но тучи вокруг него уж слишком сгущались. Ему все равно не дали бы жить».

Юрий Норштейн, Мария Гадас

Мы спросили у Норштейна, будет ли еще такой же всплеск интереса к Маяковскому, какой наблюдался в 90-х. Тогда его цитировали, изучали, многое учили наизусть... «Точно, бум был. И будет еще, да. Когда успокоится время немножко и в Маяковском вновь разглядят великую личность. Для этого нужна пауза в лихорадке безумия», — сказал он.

Увидеть уникальную экспозицию можно будет до 9 сентября. В течение всего периода работы выставки для держателей карт платежной системы «Мир» действует 20-процентная скидка на билеты.

Фото: Надя Дьякова

Мы на facebook
Читайте нас в Яндекс Дзен

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015