29.05.2018 13:00   3233   

Война и мир: показ выставки Верещагина для гостей «Региона»

22 мая группа компаний «Регион» пригласила клиентов, друзей и партнеров в Новую Третьяковку. В непринужденной обстановке гости познакомились с главным проектом музея в этом сезоне — ретроспективой работ Василия Верещагина.

Знакомство с творчеством выдающегося живописца проходило вечером, когда все уже освободились от рабочих дел. Погружению в расслабляющую атмосферу способствовали джазовый ансамбль и столики с шампанским и изысканными закусками.

Гостей поприветствовала заместитель генерального директора по развитию Третьяковской галереи Татьяна Мрдуляш. Она подчеркнула: то, что сегодня они увидят, составляет золотой фонд русской культуры. «На выставке показаны не только творения Верещагина из нашей коллекции, но и прибывшие из-за океана, которые никогда раньше не экспонировались на территории России. Собранные воедино работы — это результат большой научной, исследовательской и выставочной деятельности всего музея», — рассказала Мрдуляш.

Посетителей выставки первой встречает самая знаменитая картина художника — «Апофеоз войны». Через все искусство Верещагина красной линией проходит главная идея: показать людям, что любое сражение, военный конфликт — величайшее зло. «Василий Васильевич признавался, что всю свою жизнь горячо любил солнце и хотел его писать, но фурия войны преследовала его и побуждала обращаться к мрачным драматическим сюжетам», — объяснила экскурсовод Елизавета Ленкова. И на этом полотне мастер очень точно выразил идею саморазрушения, остающуюся злободневной в любые времена.

Структуру выставки задают несколько живописных серий — «Туркестанская», «Индийская», «Балканская», «Палестинская», «Японская».

Поездка в Среднюю Азию в качестве военного художника определила изобразительные методы Верещагина. Именно в этих краях ему впервые самому пришлось взять в руки винтовку и сражаться плечом к плечу с русскими солдатами. Он начинает писать страшные картины войны, полные страдания, боли и выходящие за рамки официальной баталистики, которая представляла боевые действия как букет сплошной славы и радости.

 
 
 
 
1/4

Центральное пространство выставки организовано таким образом, чтобы оно напоминало о площадях Самарканда и других среднеазиатских городов. Зрителя окружают полотна из «Туркестанской серии», а также аутентичные предметы того времени. Например, двустворчатая дверь из мавзолея Гур-Эмир, которая находилась в центре северного фасада усыпальницы, или колонна-столб. Эти экспонаты тут не случайны: как часть художественного образа они присутствуют на картинах мастера.

Экскурсия по экспозиции позволяет составить многогранный портрет художника — из нее можно почерпнуть сведения о Верещагине не только как о баталисте, но и как об этнографе и путешественнике. Объездив около ста стран, в своих натурных работах он запечатлевал пестроту местного населения, его национальный колорит и красоту необычных пейзажей. Так, во время поездки в Индию художник был восхищен архитектурой мавзолея Тадж-Махал. Потом он воспроизводил виды этого величественного строения неоднократно. У Верещагина древний комплекс напоминает плывущий корабль, отражающийся в водной глади, как в зеркале. На выставке можно увидеть и другие работы художника из индийского цикла.

Есть еще несколько знаковых картин, прославивших Верещагина как первооткрывателя новых путей в батальном жанре. Скажем, это «Панихида по убитым», которая производит неизгладимое впечатление не только монументальным масштабом, но и глубоким смыслом. Создать полотно художник решил, когда попал на поле боя под болгарским Телишем. Перед его взором предстали сотни убитых и изуродованных русских егерей. «Как потом рассказывал сам Верещагин, он воспроизводил на холсте подлинное событие, увиденное им лично, но только «в смягченных красках» — и каких только отзывов не наслышался о картине. Ее называли шарлатанством и исторической неправдой. Он же только хотел показать, как обильно война посеяла смерть на этом поле», — объяснила замысел живописца Елизавета Ленкова.

Верещагин был очень работоспособным: сложно представить себе, как у него хватало времени и на путешествия, и на активную выставочную деятельность по всему миру. Показы его картин проходили даже в США, включая такие города, как Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия и Балтимор. При этом художник был еще и коммерчески успешным. Отец-основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков с финансовой помощью брата выкупил «Туркестанскую серию» за колоссальную по тем временам сумму — 92 000 рублей серебром. Это было самое дорогое его приобретение за всю жизнь.

Экспозиция точно отражает хронологию творчества: у посетителей есть возможность проследить художественный путь Верещагина — начиная от его ранних работ и заканчивая теми, над которыми он трудился незадолго до смерти. Последний зал — это японская тема, как раз незавершенная страница биографии живописца. Поездка в Страну восходящего солнца, погружение в ее многовековую культуру сильно изменили верещагинский язык искусства. Картины «Японской серии» полны созерцательности, в них даже ощущается тяготение к импрессионизму. Художник намеревался запечатлеть и сцены нового военного конфликта — разгорающейся войны между Японией и Россией, для этого он отправился на Дальний Восток. Однако ни одной батальной картины создать так и не успел, погибнув при взрыве флагманского корабля «Петропавловск» в Порт-Артуре 31 марта 1904 года.

 
 
 
 
1/4

Спустившись в фуршетный зал, гости еще долго не расходились, обмениваясь впечатлениями от увиденного. Финальным ярким аккордом вечера стал небольшой импровизированный концерт заместителя генерального директора ИК «Регион» Евгения Литвина. Он решил продлить душевный порыв от соприкосновения с искусством и сыграл на рояле несколько классических произведений Шопена, голливудскую Moon River из любимого фильма «Завтрак у Тиффани» и мелодию Микаэла Таривердиева из «Семнадцати мгновений весны».

Мы попросили участников вечера поделиться эмоциями, которые у них вызвала выставка.

67ed1f369e8db4d8663429b2763a4aa2.png

Евгений Литвин,
заместитель генерального директора ИК «Регион»

— В первую очередь мне было интересно с познавательной точки зрения. Самые известные работы Верещагина я встречал еще в школьных учебниках, но только сегодня он открылся с новой стороны — как человек, который давал свою собственную, очень индивидуальную интерпретацию всему, что видел. Ну а сама инициатива группы компаний «Регион», решившей провести вечер в таком формате, перестраивает бизнес-этику: приятно, когда деловые вопросы можно решать в Третьяковской галерее, а не в ресторане, как обычно принято.

67ed1f369e8db4d8663429b2763a4aa2.png

Валерий Вайсберг,
директор аналитического департамента ИК «Регион»

— Удивительно, как художнику удавалось сохранять интерес к конкретному человеку. На картинах, объединяющих десятки, а то и сотни фигур, каждый персонаж выписан и имеет характер. Верещагин не просто наблюдатель, он пытается понять, что скрывается внутри у человека. В те времена фотография уже существовала, однако ее возможности были скромны. Гениальный живописец добился куда большего, выступая своеобразным фоторепортером. И с трудом верится, что он жил он двести с лишним лет назад — такая богатая на впечатления жизнь свойственна человеку XX века. Глядя на полотна Верещагина, понимаешь, какая у него была импульсивная натура, не ведающая кабинетного покоя и обычных будней.

67ed1f369e8db4d8663429b2763a4aa2.png

Ирина Лазарева,
помощник депутата Госдумы

Екатерина Зайцева, Ирина Лазарева

— Организация выставки — на высоте, она грамотно выстроена тематически. Но отношение к творчеству Верещагина у меня специфическое. Экскурсовод рассказывала, что при осмотре его картин люди испытывают разные чувства: одних они восхищают, других шокируют. Вот и меня они растревожили — много боли и крови.

Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015