8 июня Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) представил выставку «Возвращайся домой». В ней участвуют авторы, которым легче общаться в мессенджерах, чем сделать звонок. У поколения, выросшего за последнюю четверть века, свое представление о реализме.
Экспозиция объединяет работы, посвященные среде обитания современного жителя страны. Художники обратились к бытовым сюжетам, которые можно наблюдать в мегаполисах, промзонах, научных городках, деревнях. В их картинах — узнаваемая невзрачность спальных районов, пыльная мертвенность заводов и перегруженные автомагистрали. «Здесь вы не найдете буйства красок, игры света. Пустынные пейзажи поначалу приводят в замешательство, заставляют выйти из зоны комфорта, — знакомит FP с выставкой арт-директор музея Надежда Степанова. — Взгляд не может зацепиться за главный объект или сюжет. Но авторы картин ищут смысл в простых вещах, призывая зрителя к диалогу, а не к бездейственному созерцанию».
Во всех работах — а это (помимо живописи) графика, фотографии и инсталляции — эпоха отражена такой, какая она есть, уверен художник Павел Отдельнов, которого мы попросили рассказать о своем творчестве. Он подводит нас к картине, вынесенной на обложку буклета о выставке. На ней изображен дом серии П-44 — ими массово застраивали столичные окраины в 1970—1980 годах. В таких кварталах жилье отличалось разве что этажностью. «Для москвича слово «дом» часто ассоциируется как раз с синими клеточками знаменитых панелек», — констатирует художник.
Живописное полотно «Место для разворота» кировчанина Егора Плотникова совсем не живописно — на нем изображен почти пустырь. Типичный среднерусский пейзаж: окраина деревни с глинистой дорогой, где разворачиваются машины. «Меня очень интересуют заброшенные пространства, находящиеся на границе между сельской, городской цивилизацией и природой, — объясняет Егор. — Они меня завораживают тем, что две силы то и дело отвоевывают территорию друг у друга. На картине — тоже место постоянного напряжения, несмотря на то что там ничего нет. С одной стороны, если человек не будет использовать землю, она зарастет. С другой — если начнет на ней возводить торговые центры, лес исчезнет».
Александра Пастернак, правнучка Бориса Пастернака, на этой выставке стала одной из главных героинь. Здесь несколько ее работ — и натюрморты, и пейзажи. Есть воспоминание о родных стенах — вид из окна мастерской, находящейся в знаменитом доме Наркомфина. Александра говорит, что реализм — все-таки нетипичный для нее жанр, но выставка еще раз доказывает, что это направление искусства нельзя причислить к устаревшим.
Отношения россиян с жилплощадью напоминают сложный ритуальный обряд — начиная с процесса ее покупки и до оформления интерьера. Неудивительно, что в работах современных художников нашлось место для незатейливых бытовых «амулетов», таких как магниты из путешествий на холодильниках и подковы над дверями.
В своем приветственном слове основатель ИРРИ, председатель совета директоров Промсвязьбанка Алексей Ананьев отметил, что миссия музея — показывать непрерывность русской реалистической традиции, и сегодняшний эксперимент демонстрирует, как этот жанр трансформируется в произведениях молодого поколения.
В кулуарах Алексей поделился с FP впечатлениями от экспозиции: «Когда мне показали работы, я понял, что это именно то искусство высокого уровня, которое мы обязаны выставить на своей площадке. Большинство из представленных авторов имеют классическое художественное образование и воспитаны людьми, чье творчество было фундаментом советского реализма. Но в то же время они ваяют как свойственно молодежи: без груза прошлого, который бы их обременял».
На открытии выставки была и супруга основателя ИРРИ Дарья Ананьева. Наверняка у большинства гостей осталось такое же мнение об увиденных работах, как и у нее. «Меня поразило, что молодежь не только зафиксировала повседневную жизнь, которую мы все с вами знаем, но и опоэтизировала ее, — призналась Дарья. — Ведь что такое художественное произведение? Его создание можно сравнить с песчинкой, обрастающей перламутром, когда она попадает в устрицу. Так и здесь: молодые творцы в обыденном ищут смысл. Его они пытаются рассмотреть и в укладе спальных районов, и ежедневной текучке метрополитена. Я прекрасно помню, как мы жили в Жулебино и из окна открывался вид на вышки ЛЭП. Так вот главный посыл выставки — приподняться над атмосферой мегаполиса, не воспринимать жизнь в нем как бесцельную трату времени».
Фото: Надя Дьякова |
|