Стартап Meet For Charity выставляет на благотворительный аукцион не предметы искусства, а встречи с известными людьми. Ведь единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения, как писал Экзюпери. О проекте рассказала его основатель Ольга Флер.
— В чем суть вашей работы? Кому вы помогаете?
— Проект решает сразу две задачи: все средства, вырученные на аукционе, направляются в благотворительные фонды. Кроме того, у покупателей лотов появляется возможность завести полезные знакомства. То есть проект является социальным инструментом.
Наши лоты — это встречи с креативными и успешными личностями из мира бизнеса, политики, медиа, спорта и культуры. Все работает просто: мы договариваемся с людьми об участии и запускаем аукцион на нашей страничке в «Фейсбуке». Любой читатель может сделать ставку в комментариях и побороться за встречу. Аукцион длится 48 часов. Тот, кто предложит максимальную сумму за это время, выигрывает и идет знакомиться со своим визави. Каждый лот выставляется в пользу конкретного благотворительного фонда. Мы сотрудничаем с «Линией жизни», «Друзьями», Фондом борьбы с лейкемией, центром «Антон тут рядом» и многими другими организациями. Можно выбрать то направление благотворительности, которое вам по душе.
Стартовая цена для всех лотов — 3 тыс. рублей. Проекту всего несколько месяцев, но уже удалось привлечь порядка 5 млн рублей! В качестве звездных участников у нас побывали бывший глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, музыкант Антон Беляев, выступавший в телешоу «Голос», главный управляющий директор Альфа-Банка Алексей Марей, главный редактор журнала Interview Russia Алена Долецкая, главный редактор российской версии Forbes Николай Усков и другие известные люди.
— Как родилась идея проекта?
— Это история о том, как из шутки, случайности возникает стартап. Сидя в офисе с коллегой Оксаной, мы обсуждали нехватку реального общения: она призналась, что очень хотела бы познакомиться с каким-нибудь необычным собеседником и пообщаться с ним вживую. А я в тот момент думала, как привлечь средства на благотворительное мероприятие для нашего проекта Handmade Charity.
Меня посетила мысль: что если разместить фото коллеги на моей стене в «Фейсбуке» и подписать внизу: «Делайте ставки! Человек, предложивший наивысшую цену, встретится с Оксаной, а его средства пойдут на благотворительность». Не рассчитывая на особый успех, я закрыла ноутбук и пошла домой. Когда же зашла в соцсеть, она разрывалась оповещениями. Свидание ушло с молотка за 15 000 рублей, и моей френдленте так понравилась эта инициатива, что люди начали писать с просьбами поучаствовать в качестве «лота».
Звонили журналисты, чтобы взять интервью, прибавлялись запросы в друзья. Тогда мы создали для проекта отдельную страницу, на которую перенаправили активную аудиторию. Благодаря лайкам и репостам количество подписчиков увеличивалось стремительно, посты собирали по несколько тысяч просмотров. Лоты становились все интереснее, ставки росли.
Зная Сергея Капкова как смелого человека, к тому же неравнодушного к благотворительности, я связалась с ним и предложила выставить на аукцион встречу с ним. Он с радостью согласился, и лот ушел за 200 000 рублей. Это послужило отличным толчком для развития проекта. С тех пор не приходится искать известных людей, готовых нас поддержать. Например, Алена Долецкая, Гор Нахапетян, Андрей Бертенев и не только они сами предложили свои кандидатуры.
Осознав, что у нашего направления работы большой потенциал, мы с моей коллегой по развитию Meet For Charity Евгенией Гержан полетели в Cиликоновую долину попытать счастье стартаперов. Там мы побеседовали с большим количеством людей, своим примером доказавших, что реализовать инновационную идею — реально. Зарядились нацеленностью на успех и познакомились с потенциальными инвесторами. Вернувшись в Москву, мы уже знали, как завоевать не только российскую аудиторию, но и мировую.
— В чем привлекательность проекта для аудитории, почему интерес к нему не спадает?
— Мне кажется, секрет в том, что у большинства из нас есть большая потребность помогать, а вот инструментов для этого не так много. Какие первые ассоциации вызывает слово «благотворительность»? Пожертвование, визит в детский дом либо в лечебное учреждение. Но прямая передача денег незнакомым людям или поездка в больницу, интернат — для многих достаточно сложное решение. В случае с Meet For Charity эта проблема снимается. Когда в сфере благотворительности стандартные ходы не срабатывают, в дело вступают нестандартные методы фандрайзинга. Один нужный номер телефона иногда действительно равен спасенной жизни.
Сейчас к нам обращаются люди с предложениями по лотам и по суммам, которые они готовы пожертвовать за возможность встретиться, например, с владельцем или руководителем крупной компании. То есть для кого-то мы уже стали бизнес-инструментом.
И еще сила соцсетей очевидна. Это не первое наше дело, набравшее обороты благодаря «Фейсбуку»: три года назад мы с Анной Пинской создали проект Handmade Charity, который тоже позволяет всем желающим легко заниматься благотворительностью. Идея заключается в том, что волонтеры фейсбук-сообщества организовывают для детей с ограниченными возможностями веселые мероприятия в модных московских кафе. Мы планируем запуск наших проектов на базе «Фейсбука» и в других странах: уже начали работу в Израиле, на очереди Мадрид, Лондон, Нью-Йорк и Лос-Анджелес.
— А кто эти люди, которые сами звонят и предлагают лоты для Meet For Charity?
— Обратиться к нам может любой, у кого есть знакомые, интересные аудитории. Тут действует правило шести рукопожатий: я совершенно уверена, что недосягаемых персон нет — можно добраться до Леонардо Ди Каприо и Иванки Трамп, если вами движет стремление совершить доброе дело. Предложить известному человеку поучаствовать в разговоре, сказав, что от него нужен только час времени, — это же просто, зато представляете, какой может быть результат? Я считаю, что так вы получаете даже больше плюсов в карму, чем сам «объект» аукциона. Вы привели, например, Кирилла Серебренникова, и в благотворительный фонд поступило 300 000 рублей, кому-то вы очень помогли. А для этого достаточно было сделать пару телефонных звонков.
— Сервис приносит прибыль? Чем он может быть интересен для инвесторов?
— Как-то раз я поймала Рубена Варданяна после лекции про благотворительность, чтобы задать несколько вопросов о Handmade Charity. Даже не дослушав меня, он сразу спросил, является ли проект самоокупаемым и приносит ли какие-то средства. Я в изумлении ответила, что ни о какой монетизации и речи нет. Варданян был прямолинеен: сказал, что в современных условиях благотворительный проект может быть успешным только при условии, что он окупается. После этого мне стало ясно, что нужно создавать здоровую бизнес-модель, которая будет способствовать развитию благотворительности, но в то же время обеспечит самоокупаемость и привлекательность для инвесторов.
Мы берем 15% комиссии за услуги фандрайзинга, эта сумма покрывает операционные и административные расходы. В бизнес-модели заложены и другие инструменты, способствующие монетизации проекта, — их мы пока не можем раскрыть. Сейчас основные издержки — на техническое развитие: мы работаем над созданием приложения и веб-платформы Meet For Charity, что требует значительных затрат. Понятно, что чем шире будет аудитория, тем больше средств на благотворительность мы сможем аккумулировать.
Недавно мы выиграли премию CER Prize в Мюнхене. Российский стартап был объявлен лучшим из 300 социальных IT-проектов. Призовых денег хватит на создание приложения, а дальше планируем, как вариант, вернуться в Силиконовую долину с готовым продуктом. Наш бизнес-план уже рассматривают несколько инвесторов. Так что следите за новостями.
Часто задаваемые вопросы
Что требуется от того, кто становится «лотом»? Своевременный репост публикации в социальных сетях и час времени на общение с победителем аукциона.
Сколько длится аукцион? Его продолжительность — 48 часов. Победителем объявляется человек, предложивший за это время максимальную сумму.
Какова на данный момент рекордная ставка? Она составила 400 000 рублей. Победитель аукциона, а им стала исполнительный директор холдинга Банки.ру и руководитель проекта Finparty Елена Ищеева, в неформальной обстановке провела время с топ-менеджерами двух крупных кредитных организаций, конкурирующих друг с другом, — Светланой Миронюк из Сбербанка и Алексеем Мареем из Альфа-Банка. Встреча состоялась в конце января.
Когда проходит встреча? Обычно это беседа за чашкой кофе, за обедом или ужином. Но бывали и отступления от правила: с художником — поход в музей, с главным редактором — экскурсия в редакцию, с профессиональным теннисистом — игра на корте. Как только организаторы получают от победителя аукциона подтверждение о переводе средств в благотворительный фонд, они обговаривают дату, время и место для общения, комфортные для обеих сторон.
Кто оплачивает саму встречу? Если ее участники самостоятельно выбирают место, то руководствуются собственными договоренностями. Если же общение проходит в заведении, которое является партнером проекта, то оно и угощает гостей.