Ивент-индустрия: так хлеба или зрелищ?

Основательница ивент-агентства PrideParty Мария Павлищева работает в сфере развлечений более 20 лет — как организатор, консультант и администратор мероприятий. По просьбе Finparty она рассказывает, каковы перспективы данного направления после пандемии.

Мария Павлищева

Сейчас принято обмениваться информацией о том, как все плохо. И объективные причины для этого действительно есть. Но мы пойдем другим путем! Потому что субъективный фактор, а именно характер каждого человека, — все-таки основоположник нашего настроения, решений и действий.

В событийный маркетинг и организацию корпоративных мероприятий идут люди, которые изначально заряжены смелостью, оптимизмом и умеют передавать этот настрой массам. Профессионального ивентора легко отличить среди гостей — он непременно бодр и, кажется, способен оперативно решить любую задачу.

Так было и со мной, когда много лет назад на драйве я пришла в эту индустрию. Благодаря сохранявшемуся запалу я с легкостью организовывала мероприятия с числом участников до 3000 человек! Однако в последние дни у меня все больше меняются ощущения. Боевой дух я, конечно, поддерживаю, но уже с явными усилиями, потому что объективно весь офлайн вымер для нас как вид деятельности на неопределенное время.

Быстро переключившись на онлайн на первой неделе карантина, я провела конференцию со специалистами из разных сфер бизнеса. Вместе со спикерами мы в Zoom искали ответы на остро стоящие вопросы: как спасти свое дело и свой психологический настрой.

А дальше, как вы все знаете, Сеть взорвалась от потока бесплатных мероприятий разного качества: марафонов с экспертами, курсов по рекламе, антикризисных конференций, обучающих программ… Нахлынувшие предложения заполонили эфир и обрушили онлайн-рынок как функционального образования, так и мотивационных выступлений.

Сейчас у ивенторов возникает конкретный вопрос: куда все пойдет, когда мы снова встанем на шпильки и выйдем из карантина?

Пока самый уникальный в этом отношении кейс принадлежит компании EventPlatforma. Она разработала платформу для проведения онлайн-конгресса «XI съезд онкологов и радиологов стран СНГ и Евразии» с одновременным участием 10 000 человек из 450 населенных пунктов в 26 странах. За три дня на мероприятии прозвучало 500 выступлений 465 докладчиков.

Компания первой вышла на рынок с доработанным онлайн-продуктом, учитывающим все нужды организаторов ивентов. Платформа позволяет систематизировать одновременно ведущиеся трансляции: например, участник может добавить в избранное интересующие выступления, тем самым сформировав для себя индивидуальную программу. В общем мессенджере в реальном времени появляются новости, интерактивные опросы, ссылки на полезные материалы, рекламные баннеры. Для подключившихся из других стран встроена функция синхронного перевода — требуется только выбрать язык в настройках. А в «фойе» демонстрируются цифровые стенды партнеров и спонсоров по аналогии с тем, как бывает в офлайне. Вишенкой на этом торте стала wow-опция — возможность прямого общения с выбранным представителем в формате видеовстречи.

В период кризиса абсолютное преимущество интернет-событий — их бюджет и охват аудитории. Конгресс смогло посетить примерно на 6000 человек больше, чем планировалось в офлайне. К тому же, если бы организаторы сохранили изначальный формат, то когда состоялось бы мероприятие — еще вопрос. Участники сэкономили командировочные и накладные расходы, время на переезды. Общение получилось более «экологичным» — каждый имел возможность задать вопрос любому спикеру и получить ответ.

Как отмечает руководитель и владелец EventPlatforma Олег Крючков, мы наблюдаем «панический спрос» на онлайн-ивенты. Функционал интернет-сервисов, доработавших свои платформы под новые нужды бизнеса, позволяет проводить мероприятия любой сложности. Подготовлены решения на случай «если что-то пойдет не так» — есть планы А, B и C. Лидеров этого сегмента уже догоняют крупные ивент-компании, которые занимаются разработкой собственных интернет-платформ.

Казалось бы, состоявшийся переход в онлайн — вот он, идеальный для всех вариант! Но так ли это? Да — для тех, кто приходит за информацией. Нет — для тех, кому эмоциональная тактильность важна не меньше, чем контент. Шоу-программы, живые концерты и другие ивенты дарят драйв, восторг, эйфорию, чувство эмпатии, которые онлайн-продукт заменить не в силах, какие бы составляющие он ни включал.

Вот мнение по данному поводу известного ведущего корпоративных мероприятий Алексея Чеснокова: «Событие в Сети — это совсем не то, от чего я получаю удовольствие. Как безалкогольное пиво или резиновые женщины — не чувствую эмоций по ту сторону. Проведя несколько онлайн-ивентов, я отказался от такого формата. Раньше я мог согласиться, даже сократив свой гонорар, если проект был очень интересен. Например, как ведение русского вечера с кубинско-советской диско-пати в Варадеро для студентов и аспирантов гавайских вузов. Но сейчас даже за хороший гонорар я не принимаю предложений на онлайны — там нет эмоций, которые для меня важнее денег».

По наблюдениям Чеснокова — а он проводит до 130 мероприятий в год, — пока небольшая часть организаций перевела внешние ивенты в онлайн-режим. Прежде всего это представители сферы сетевого маркетинга, фарм-индустрии, компании, ведущие ключевых региональных клиентов, бизнесы, которые зависят от партнерки. Представительства же западных корпораций отменили все активности до сентября — процесс согласований с головным офисом занимает много времени, да и иностранные руководители всегда более осторожны в принятии нового.

Кстати, запросы на офлайн-ивенты осенью и в декабре текущего года активно поступают. Похоже, что предстоящее лето будет насыщено тендерами, тем более что в отпуске большинство профильных сотрудников уже принудительно побывало.

Что будет в брифах? Конечно, сжатый бюджет. Разумеется, решение нескольких задач одним подрядчиком. Безусловно, уникальная программа. И вряд ли выигрышным аргументом будет служить разнообразие артистов.

Вообще есть большие подозрения, что произойдет очередное «прореживание» артистической профессии. Подобный кризис ивент-индустрия проходила в 2008—2009 годах, когда почти полностью ушли из корпоративных программ цирковые жанры, самодеятельным коллективам пришлось сменить составы на более профессиональные, а сценарии стали больше соответствовать целям проектов.

Вот что думает о тенденциях ивент-рынка Вадим Ждан, основатель развлекательного холдинга ASG, проводившего в том числе церемонию «Банк года — 2019»: «В офлайне останутся BTL-мероприятия для увеличения продаж и усиления позиций брендов, имиджевые события. Тренды ведут к упрощению контента, личной вовлеченности каждого участника в программу, к формированию внутренних экспертов в компании, хотя пока и при помощи привлеченных профессионалов. Количество тендерных запросов на офлайны продолжает увеличиваться, но объясняется это тем, что HR-сотрудникам, сидящим дома, приходится генерировать идеи и демонстрировать деятельность, тем самым защищая свое рабочее место».

Ждан решил поддержать клиентов, предоставив HR-специалистам готовые инструменты для онлайн-работы с коллективом. Например, это курсы по ораторскому искусству (наиболее востребованы в последнее время), менторские сессии. Получилось взаимовыгодное решение: HR бесплатно пользуется ресурсами ивентора, а тот в свою очередь зарабатывает лояльность для будущего входа к клиенту уже с платными услугами.

Шоумен констатирует: «Сейчас наступило невероятно удачное время для пополнения своей команды специалистами, которых в «мирный период» было бы очень трудно получить. На предложения войти в интересные и гарантированные проекты откликаются завидные эксперты. При этом, что бы ни говорили, откат от онлайн-мероприятий все-таки произойдет. Предпосылки можно наблюдать по эфирам: внимание зрителя держится около 15 минут и далее — прыжок на другой канал. В отличие от личной беседы, когда, бывает, забываешь про время. Организаторам событий в Сети все труднее собирать новую аудиторию, переизбыток онлайн-предложений становится очевиден. Как и недостаток живого общения».

Лично я соглашусь с предположением, что нас ожидает симбиоз онлайна с офлайном при минимальных бюджетах и с максимальной вовлеченностью участников. «Персонифицированный» контент, разрабатываемый совместно с заказчиком, станет ключевым параметром при выборе программы.

Важным останется и подбор визуальных решений для мероприятия. Кстати, чаще фотозоны собирают больше желающих отметиться, чем непосредственно площадки для активностей.

Время клипового мышления требует от организаторов быстрых действий и моментальных результатов. А использование гаджетов со специальным функционалом значительно упрощает управление мероприятием, позволяет придать ему уникальность, добавить игровую составляющую и персонификацию. Последняя, по наблюдениям HR, вообще сделает коммуникации более человечными.

Онлайн-формат доказал свою доступность, универсальность, экономичность и уверенно вошел в обиход. Но ни один бот, повторюсь, не заменит живого общения и тепла, которое передается при личном контакте, не позволит разделить переживания с окружающими, почувствовать атмосферу праздничного вечера. Поэтому я вижу залог успеха будущих мероприятий в союзе практичности и эмоций.

Наша индустрия выживет! Без зрелищ человек не человек.

Мы на facebook
Читайте нас в Яндекс Дзен

2020 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015