20.02.2012 14:58   5275    4

Игорь Вайн: «О мошенничестве Урумова мы узнали летом»

Игорь Вайн, гендиректор
Игорь Вайн, гендиректор "Открытие Капитал"

Гендиректор «Открытие Капитал» рассказывает Vedomosti.ru, как риск-менеджент компании обнаружил мошенничество Джорджа Урумова на $160 млн, и как эта история сказалась на сотрудниках и клиентах.

В интервью Vedomosti.ru Игорь Вайн рассказывает о своем взгляде на рынок, итогах года и истории с Джорджем Урумовым. Эту часть Finparty.ru приводит целиком.

История с Джорджем Урумовым потрясла многих на рынке. Как такое могло случиться?

— Я тоже под впечатлением.

— Когда впервые об этом стало известно?

— Летом.

— Какая была хронология?

— В процессе переоценки бумаг наш риск-менеджмент увидел, что ситуация выглядит не совсем так, как казалось, и мы начали детально изучать этот вопрос. Мы имели дело с группой очень профессиональных мошенников, которые планировали свои махинации со стоимостью аргентинских долговых обязательств еще до прихода в компанию. Сейчас мы понимаем, что вся история с бонусами, которые Урумов не распределил между сотрудниками, которые пришли вместе с ним, состоялась для того, чтобы эти деньги потом использовать при реализации задуманного плана. Еще были откаты тем людям, которые его привели и протолкнули в компанию. Объективно мы оказались не готовы к тому, чтобы просчитать и предотвратить такие вот спланированные действия людей, которые действовали внутри компании, имели хорошие резюме.

— Чем, на ваш взгляд, они руководствовались?

— Видимо, граждане, которые позволили себе изначально поступить таким образом, сказали себе: «Мы здесь добились результата, что будет следующим шагом?» — и, видимо, приняли решение, что нужно ставить более амбициозные цели. Окрыленные успехом первого (golden hellos), они решили пойти на большее, но почему они были уверены, что это останется нераскрытым, для меня вопрос. Камуфляж, созданный вокруг сделок, которые происходили весной прошлого года, распался летом.

— Как выглядел камуфляж? Куда смотрел контроль?

— Ценообразование на эти инструменты очень непрозрачно. Варранты — это внебиржевые инструменты, достоверных котировок на которые нет. Они выпускались в процессе реструктурирования аргентинского долга. Аргентина примерно раз в десятилетие объявляет дефолт. В последний раз, для того чтобы подсластить долю кредиторов Аргентины, для них ее правительством были выпущены эти варранты. Их несколько видов, одни номинированы в песо, другие — в долларах. Поскольку рынок очень непрозрачный, цены покупки и продажи репортятся с очень большим расхождением. Более того, инструмент чрезвычайно волатилен, и в нашем понимании именно на этом был построен концепт граждан. Цены не видны, и если посмотреть в Bloomberg, то диапазон цен на варранты в песо и долларах примерно одинаковый. На это и была сделана ставка — попробовать номинированные в песо инструменты представить как инструменты в долларах.

— Хитро. Другими словами, отследить было непросто?

— Довольно хитро и криминально. Конечно, есть вопросы к контролю. Но я не зря сказал про камуфляж. По всей вероятности, граждане приняли ряд усилий для того, чтобы как можно больше макияжа наложить на эти операции. Надо также понимать, что это инструменты, которые входили в их зону ответственности, а к своим сотрудникам отношение доверительное. Кроме того, в проверке были задействованы те же люди, что принимали участие в афере.

— Сейчас иск подан к Урумову, его жене и еще двум людям. Это окончательный список?

— Мы допускаем, что круг будет шире. Но точной информации пока нет.

— Говорят, у них до прихода к вам была неоднозначная репутация. Почему вы все же решили их нанять?

— Могу сказать, что на тот момент я не был вовлечен в процесс трудоустройства, поэтому не смогу ответить. Но, на мой взгляд, проверять их нужно было более основательно. Вы правы.

— А кто отвечал?

— CEO, Роман Лохов.

— Какова судьба денег, которые, по вашей версии, были похищены?

— Мы оптимистично смотрим на исход дела. Основная часть выведенных из компании средств обнаружена, и подавляющая часть из них арестована. Шанс, что мы вернем все средства, очень велик.

— Это около $160 млн?

— Да.

— Эта история как-то сказалась на духе команды?

— Конечно. Это эмоционально очень неприятная ситуация для сотрудников. Представьте, вот вы работаете в компании, думаете, что вокруг вас работают порядочные люди. В один момент выясняется, что один из товарищей работал не на команду, а на себя. Неприятно. Вот и все. В то же время и наши сотрудники, и клиенты с пониманием отнеслись к ситуации. Для нас эта история стала проверкой на уровень доверия к компании наших клиентов. И жизнь показала, что этот уровень очень высок. Когда история стала публичной, многие клиенты звонили, задавали вопросы — в том числе о том, как это повлияет на стабильность компании. Но наша четкая позиция и репутация позволили избежать оттока клиентских денег, и мы считаем это одним из главных результатов нашей работы.

— А вы лично для себя какой вывод сделали из этой истории?

— Интересный вопрос, давайте подумаем. Можно ответить банально, про усиление риск-менеджмента, но, мне кажется, ответ лежит за пределами технократии. Это нравственный вопрос.

— Не доверяй людям?

— Очень не хочется так говорить. Думаю, вывод такой: не надо заниматься тем, в чем у тебя нет сильной экспертизы.

 

Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015