05.07.2012 11:19      

Марина Трещова: «Интернет - одна из последних индустрий, где еще можно получить доходность свыше 25%»

Марина Трещова
Марина Трещова

Сооснователь и гендиректор фонда Fast Lane Ventures, вложившего в стартапы рунета уже свыше $80 млн, рассказывает Finparty о своем бизнесе и о наиболее интересных направлениях для инвестиций в интернете.

- Марина, расскажите, что представляет собой Fast Lane Ventures?

- Fast Lane Ventures − это компания по запуску, продвижению и развитию интернет-бизнесов в России.  Мы на этом рынке два года, но за каждым из основателей компании стоит большой опыт работы в смежных индустриях, но в аналогичном формате.

- Основатели - это?

- Кроме меня это Оскар Хартманн, создатель KupiVip, и Паскаль Клеман, учредитель холдинга Direct Group, где я работала гендиректором многих стартующих бизнесов.

- Какая модель бизнеса у Fast Lane Ventures?

- Мы выступаем очень активным операционным партнером в стартапах, отвечаем за запуск компаний, доводим их до уровня крупного бизнеса, находим правильного стратегического партнераи продаем компании на определенном этапе их жизни. Продажи мы планируем на горизонте 4-5 лет. К этому времени бизнес достигает оборота в $100 млн и больше и становится прибыльным.

- Вы сами инвестируете в проекты?

- Да, мы выступаем и инвестиционными партнерами, потому что скорость, которая является для нас важным фактором успеха в интернет-сегменте, подразумевает и финансирование бизнеса. Без этого достаточно сложно развиваться быстро и эффективно. Поэтому мы выступаем инвестором на посевной стадии финансирования и вкладываем до 500 000 евро в каждую компанию, которую запускаем.

- Сколько компаний сейчас в портфеле?

- Всего запущено 18 компаний, в них работает около 800 человек. У нас уже есть успехи – мы смогли успешно выйти из двух бизнесов, продав их инвесторам. Это Sapato и Shopping Live. Мы сделали это раньше, чем было запланировано, появились прекрасные возможности, и нельзя было ими не воспользоваться. Компании проданы правильным стратегам, а инвесторы получили хороший возврат на инвестиции. В саму Fast Lane Ventures и все портфельные компании на текущий момент проинвестировано уже $80 млн, это средства основателей и лидирующих российских и иностранных инвесторов.

- А что за инвесторы?

- В основном это зарубежные фонды. Хотя недавно в последнем раунде на сумму $18 млн. одним из lead-инвесторов стал «ВТБ Капитал». Также с нами работают и eVenture Capital Partners, это целевой фонд для инвестиций в интернет-бизнесы по всему миру с филиалом в России, Intel Capital, Runet Holdings, шведский фонд Kinnevik и другие. Мы работаем в основном с Европой и начинаем присматриваться к США. При этом последние полгода мы видим, как активно развивается российский венчурный бизнес.

На рабочем месте
На рабочем месте

- Ваша бизнес-модель откуда-то скопирована?

- Нет, как раз собственную  модель мы нигде не подсматривали. Мы действительно уникальны. Идея возникла около четырех лет назад, когда мы встретились с Оскаром. На тот момент мы с Паскалем уже 12 лет работали вместе в Direct Group. Так вот, Оскар нам сказал: «Знаете, кроме идеи KupiVIP, которая основана на проверенной бизнес-модели, у меня есть еще как минимум 10 идей классных бизнесов, которые за год можно запустить в России в интернет-сегменте, и которые, что интересно,  до сих пор никто не запустил». И мы втроем решили сделать Fast Lane Ventures, основная задача которой - генерировать идеи, запускать в рунете стартапы в области потребительского сектора, успешные во всем мире.  Fast Lane Ventures - это микс фонда и бизнес- акселератора. В классическом инкубаторе успешны менее 10% стартапов, мы ориентируемся на обратную пропорцию – 80-90%.

- А по факту сколько получается?

- На текущий день мы закрыли только один бизнес в самом начале 2011 года, ему было всего два месяца. Это был сервис онлайн-сертификатов.  Он был основан на непроверенной бизнес-модели и не оправдал себя достаточно быстро.

- Каков, по вашей оценке, объем рынка венчурных фондов, которые вкладывают именно в России?

- Мы делали исследование по открытым сделкам. В 2010 г. это были $1,3 млрд, а в 2011 - $2,2 млрд, включая два крупнейших IPO «Яндекса» и покупку Mail Group доли «Вконтакте». Общий объем инвестиций в «молодые» интернет-компании и стартапы в прошлом году вырос до $540 млн (и это только публичные сделки).  Все крупные суммы пришли в основном от иностранных инвесторов. По нашим подсчетам в России сейчас оперирует порядка 22 венчурных фондов, это очень живой мир, который заметно активизировался в сентябре-октябре прошлого года.

- Какие предпосылки ее появления?

- Интернет в России - это большой рынок, здесь свыше 70 миллионов интернет-пользователей. Стартапы начали возникать в огромном количестве, и ощущение правильного момента есть не только у нас. Рынок пустой, и долго он таким оставаться не может. В интернет-предприниматели идут все больше людей, они начинают создавать новые бизнесы.

- Каковы характеристики  успешного стартапа, когда можно сказать, что стартап состоялся?

- На разных этапах успешность измеряется по-разному. В начале это обычно количество посетителей, трафика, позднее - монетизация. Для любого инвестора, включая венчурного, монетизация бизнеса, понятная дорога к прибыли, являются очень важными факторами.  К сожалению, из-за экономических проблем в мире сейчас многие венчурные инвесторы становятся консерваторами, у них жесткие критерии эффективности, но все равно они венчурные. Понятно, что риски есть всегда, иначе венчурная индустрия просто перестанет существовать.

Важны скорость и процент роста, перспектива превратиться в крупный бизнес. Для американских инвесторов важным показателем является перспектива капитализации бизнеса до $1 млрд в течение семи лет. В России пока в силу меньшего размера рынка речь идет о $100 млн плюс в течение 3-5 лет. Но это только начало. Западные инвесторы все равно идут на наш рынок, так как в перспективе десяти лет планка, безусловно, поднимется  в силу стремительного роста интернет-аудитории.

На запуск одного проекта компания тратит не больше 50 дней
На запуск одного проекта компания тратит не больше 50 дней

- А ваши компании на какую аудиторию ориентируются?

- Большая часть моделей строится в потребительском сегменте и рассчитана на интернет-потребителей. Многое ориентировано на женскую аудиторию, женщины в рунете сегодня более активны и больше тратят.

- На какие доходности рассчитывают венчурные инвесторы?

- Уровень ожидания в мире – порядка 15% годовых (IRR). В России эта цифра выше из-за больших рисков. Но большинство понимают, что сегодня осталось мало индустрий, в которых вы можете получить больше 25% годовых, интернет как раз в этом списке.

- Какой процент стартапов в России впоследствии превращается в серьезный бизнес?

-  О России пока говорить рано. Интернет-компании здесь начали появляться в конце  90-х – начале 2000-х. С того времени на рынке осталось меньше 10 крупных компаний, это и Paralells, и «Яндекс», и Mail Group, и Ozon. В последние годы сильно подрос сегмент электронной коммерции. Интересно будет посмотреть картину рынка через пару лет, сколько компаний из волны 2010-2011 останутся на плаву. Оскар Хартманн на одной из последних конференций говорил, что ожидает в 2012-2013 годах много закрывающихся бизнесов в области электронной коммерции.

- Сколько вы просматриваете стартапов, когда выбираете объекты для инвестиций?

- С конца 2010 года и за 2011 год мы посмотрели 1100 моделей бизнеса. Из них в 2011 году мы запустили 12 компаний, и в этом году темп не снижаем.

- Как сделать презентацию инвестору, чтобы в тебя инвестировали, есть какие-то критерии?

- Главное – это лидер проекта. Как при любом интервью, уже в первые минуты становится понятно, профессионал перед вами или нет. У человека должны гореть глаза, он должен иметь четко структурированное объяснение: каким образом бизнес станет успешным через 3-5 лет, почему именно эта модель по сравнению со всеми другими станет лидером рынка, в чем ее конкурентные преимущества. В свое время, когда Direct Group проинвестировала KupiVIP, как раз тогда мы и познакомились с Оскаром, мы были очарованы его знаниями бизнеса от «А» до «Я». Тогда его проект было очень маленьким, но с ним работали правильные люди, а затем появились и суперинвесторы, так что в итоге компания стала очень успешной. Мы и в свои проекты ищем таких же харизматичных лидеров, которые верят, любят и понимают свои бизнесы.

На летней террасе
На летней террасе

- Сейчас у многих состоятельных людей популярна идея ивестировать в какой-нибудь интернет-проект. Что вы им посоветуете? Какой сегмент интернета, на ваш взгляд, сейчас наиболее интересен?

- Мы верим в потребительский интернет, электронную коммерцию. В электронной торговле важная особенность – это средняя сумма чека (в России она ниже, чем в Европе), логистика дорогая, поэтому важно, сколько клиент положит в свою корзину. В крупных сегментах электронной коммерции в последнее время уже запущено много бизнесов. Еще мы видим такую нишу как туристический сегмент - путешествия и все, что связано с передвижениями россиян как внутри страны, так и за рубеж, онлайн бронированием билетов, отелей, автомобилей. В этом сегменте сегодня большая активность, так как люди все больше людей хотят путешествовать самостоятельно, и им нужны качественные сервисы для организации своего отдыха.

- После IPO Facebook и падения его котировок впоследствии изменятся ли мультипликаторы оценки в отрасли?

- Все обсуждают неудачное IPO Facebook, но я не считаю, что оно имеет какую-то долгосрочную историю, по крайней мере, для российского интернета. У нас сейчас эпоха строительства, а не выходов из проектов. К моменту, когда в российском интернете начнутся выходы, все уже поменяется.

- Госструктура Российская венчурная компания вам помогает или мешает?

- Ни то, ни другое, но поскольку РВК является одним из партнеров «ВТБ Капитал», который стал нашим стратегическим инвестором, надеюсь, что сможем найти точки пересечения для взаимной пользы.

- В этом году сколько вы готовы проинвестировать?

- Мы не будем снижать скорость и нацелены как минимум на 11 компаний, и будем продолжать посевные инвестиции в бизнесы.

- В том же секторе?

- Да, в потребительском секторе и электронной коммерции. Сейчас рассматриваем проект в финансовом и автомобильном секторах. Еще ведем несколько переговоров о запуске совместных проектов с западными инвесторами.

- Как вам удается управлять столькими проектами?

- Я развиваю память (смеется). Это сложно, но у нас в Fast Lane Ventures хорошая профессиональная команда, около 50 человек. К тому же мы начали выращивать кадры самостоятельно - недавно мы открыли офис в Иваново, куда нанимаем талантливых студентов и выпускников вузов. Это студенческий город, там свыше 50 000 студентов, и среди них есть много талантливых и перспективных.

Зоны в офисе разделены по цветам
Зоны в офисе разделены по цветам

- В Иваново − потому что дешевле?

- Скорее потому, что потребность в кадрах на интернет-рынке растет быстрее, чем возможность московского рынка труда ее удовлетворять, и с каждым готом эта проблема будет нарастать. Москва – город, сложный для рекрутинга и дорогой. Конечно, в Иваново дешевле, но для нас чрезвычайно важен также такой показатель, как «горящие глаза» и большое желание развиваться. Для нас это системный стратегический проект, а не разовое решение проблемы. Люди выходят из вузов  с мыслью - «куда я пойду?» Мы считаем, что интернет-рынок имеет большой потенциал. К тому же многие интернет-профессионалы технического толка пришли из регионов: Казани, Перми, Новосибирска.

- А школу не планируете запускать?

- По сути это и есть школа, офис в Иваново так и называется Fast Lane Academia. Разница с обычной школой в том, что здесь ребята и учатся, и работают одновременно. Внутри Fast Lane Ventures также есть своя академия, это обучение для всех сотрудников.

- Кто ваши конкуренты? Есть такие?

- Любой стартап может быть конкурентом нашим стартапам. Но у Fast Lane Ventures, если брать наш формат работы и желание развиваться исключительно на российском рынке, конкурентов нет. Есть игрок Rocket Internet, который строит похожую бизнес-модель на многих рынках мира, и Россия – одна из них. Но по нашему мнению, в России может быть успешным только тот бизнес, который посвящает этому рынку и потребителю все свое время и силы.

Цвет зоны символизирует направление бизнеса, которым занимается команда, сидящая здесь
Цвет зоны символизирует направление бизнеса, которым занимается команда, сидящая здесь

Мы на facebook
Читайте нас в Яндекс Дзен

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015