23.07.2015 09:00   15489   
 

Руководитель проекта

Все статьи автора

Маргарита Федотова: Китай в тренде

В скором времени 60% жителей КНР по достатку будут относиться к среднему классу. Покупательские способности резко возрастут. Что сможет предложить сосед в лице России? Поиск ответа на этот вопрос привел меня в Русско-Азиатский союз промышленников и предпринимателей (РАСПП). Это общественная организация с пятилетним стажем, первым вице-президентом которой является Маргарита Федотова. Ее прадедушка, политик Лю Шаоци был соратником Мао Цзэдуна.
— Маргарита, какие российские бренды уже хорошо известны в Китае? Назовите пять.

— Квас, водка «Белуга», икра, пиво «Балтика» и… песня «Подмосковные вечера». В музыкальном плане мы очень с китайцами похожи.

— А есть ли новые потоки во взаимодействии двух стран? Какие тенденции очевидны?

— КНР открыла доступ на свой рынок российским продуктам питания. С начала 2015 года по ряду причин российские продукты питания стали конкурентоспособными и заслуженно востребаванными. В этой связи объем поставок, к примеру, подсолнечного масла увеличился в тысячу раз, шоколада — в 18, меда — в девять, пива — в три раза. Перспективные направления — мороженое, детское питание, соки, минеральная вода. В товарообороте задействованы как государственные, так и частные предприятия РФ.
— Понятно, что по-китайски сегодня вы говорите отменно. А легко ли далось изучение языка? Когда вы поняли, что свяжете с ним свое будущее?

— До одиннадцати лет я вообще не знала, что во мне течет китайская кровь. Просто однажды моих родителей разыскали родственники из Китая, тогда-то я поняла, почему у меня невысокий рост и смуглая кожа. Однако в 16 лет я поехала не в Китай, а в Америку, мы ведь все в 90-е смотрели исключительно на Запад, мечтая об их кроссовках и джинсах. Потом был геологический факультет МГУ, по окончании которого мне предложили выращивать кристаллы в одном из научно-исследовательских институтов за зарплату в 5000 рублей. Я ужаснулась перспективам и отправилась учиться в Китай, параллельно устанавливая более плотные отношения со своими родственниками. Первое время было очень тяжело, ведь все вокруг говорили исключительно по-китайски, а у меня с собой были только навыки английского и французского. Я даже не смогла преподавателю назвать свое имя на первой встрече. Через два месяца, однако, начала что-то понимать и произносить. Потом словно открылось второе дыхание, думаю, генетика взяла свое, и теперь, когда я с кем-то разговариваю по телефону, «оппонент» уверен, что я родом из Поднебесной.
 
 
Во время визита делегации РАСПП в Южный Китай
 
 
1/4
— Какое количество компаний и предприятий входит в РАСПП со стороны Российской Федерации?

— На данном этапе более трехсот. Среди членов и партнеров РАСПП такие организации, как Торгово-промышленный банк Китая (ICBC — Finparty), Лайтбанк, телекоммуникационные компании ZTE, China Telecom, авиакомпании Hainan Airlines, China Southern Airlines, группа компаний тяжелого машиностроения Zoomlion, автомобильная компания Foton, компания тяжелого машиностроения Sany, ГК «Автодор», «ВЭБ-лизинг», Универсальная лизинговая компания, компания «Корпорация развития Московской области», департамент инвестиционного развития Смоленской области, юридическая фирма Capital Legal Services, «Пепеляев групп» и другие. Мы организовываем совместные конференции и выездные сессии-знакомства, чтобы наглядно продемонстрировать и научить, как правильно строить деловые взаимоотношения с китайской стороной. Ведь тонкостей ведения дел тут очень много… Китай долго запрягает, да быстро едет. Не стоит огорчаться, если на ваше электронное письмо вы долго не получаете ответа от китайского партнера. Оно просто не придет, так как принято звонить и обсуждать все устно, а лучше при личной встрече. Наши бизнесмены порой забывают, что в Китае интернет закрыт для внешнего мира и письма с почты gmail.com просто не проходят. Надо переходить на местные платформы или использовать сервис для общения Wechat, которым пользуются в Китае абсолютно все: от чиновников до бизнесменов и даже военные. В нем можно на равных общаться с кем угодно…
 
 
 
 
1/2
— А сколь активно сам китайский бизнес на данном этапе интересуется Россией?

— Сейчас летом мы принимаем примерно по три китайских делегации в неделю. Это чиновники и бизнес. Раз в два месяца организовываем деловые бизнес-миссии в Китай для наших предпринимателей. Так, в конце сентября от нас едут ландшафтные дизайнеры и архитекторы в Пекин, будем изучать планирование развития города. Поступила также заявка посмотреть уникальные живописные места провинций Сычуань и Хунань, где снимался фильм «Аватар». Сентябрь будет очень насыщенным месяцем, российские делегации РАСПП посетят международную торгово-инвестиционную ярмарку «Золотой ключ», проводимую под патронажем Минкоммерции КНР, Международный инвестиционный форум в городе Сямэнь (в провинции Фуцзянь — Finparty) — площадку встречи проектов с инвесторами — и, конечно, выставку натуральных и органических продуктов Китая, которая проходит в Гуанчжоу, столице одной из наиболее экономически активных провинций КНР. Не исключено, что участие российских бизнесменов в данных мероприятиях положительно скажется на показателях в масштабах страны: увеличатся объемы экспортных поставок продуктов в Китай и будут привлечены инвестиции в индустриальные и инновационные парки регионов, открыты новые предприятия и производства. Связи у нас есть на всех уровнях, я бы даже сказала, что мы владеем определенным эксклюзивом в плане китайских контактов. Не так давно организовывали визит руководителей морских портов, судостроительных компаний и логистических структур в южные провинции Китая. После визита был подписан ряд важных соглашений. Ведь часто бывает так, что механизмы не совместимы, а совместно работать хочется — вот все эти нюансы мы и помогаем прорабатывать во имя положительного результата.
— Имя вашего прадедушки Лю Шаоци помогает в плане связей? Ведь он был соратником Мао Цзэдуна, просто, как пишут, никогда не выходил на первый план. Однако «культ Мао» создал именно он, считая, что у страны должен быть явный лидер.

— Вы знаете, если сделка не выгодна, то тут никакое имя не поможет. РАСПП — это платформа для встреч, мы открываем двери для взаимодействия. Знание менталитета китайцев — наш конек. Сегодня Китай в тренде в силу санкций и самого исторического момента. Я же всегда считала, что Азиатско-Тихоокеанский регион наиболее перспективен для России, которая слишком долго смотрела на Запад. Саммит в Уфе стал сильным политическим импульсом для всего мира. Порты, дороги, энергетика — по всем этим направлениям маховик запущен и уже медленно раскручивается. В ближайшие два года произойдет заметный рывок навстречу друг другу. Взаимодействий так много, что нам уже пришлось увеличить штат РАСПП вдвое. Все хотят с Китаем работать, но мало кто знает как. Именно в этом аспекте мы нашему бизнесу и помогаем. Ведь в работе с КНР надо запастись не только терпением, но и использовать специальные маркетинговые ходы для продвижения товара. Традиционные методы там не работают.

— Интуиция мне подсказывает, что китайским компаниям, находящимся сейчас в России, приходится не очень сладко. Все же стагнация очевидна. Они уходят с рынка из-за отсутствия прибылей?

— Сейчас в кризис большинство китайских компаний, даже если несут убытки, стараются не покидать Россию. Остаются на перспективу, ведь возвращаться потом будет гораздо труднее и накладнее. Причем они не просто пережидают «шторм», а активно расширяют географию своего присутствия в регионах.

— Выше вы произнесли — Китай долго запрягает, да быстро едет. А что можно сказать про нас?

— А мы… Мы все делаем в последний момент.
Оргкомитет годов молодежных обменов между РФ и КНР. На фото вице-премьер Госсовета КНР г-жа Лю Яндунь, вице-премьер РФ Ольга Голодец и Маргарита Федотова
Оргкомитет годов молодежных обменов между РФ и КНР. На фото вице-премьер Госсовета КНР г-жа Лю Яндунь, вице-премьер РФ Ольга Голодец и Маргарита Федотова

Биографическая справка

Маргарита Федотова — первый вице-президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, руководитель направления «Китай». Член Молодежной общественной палаты РФ. Специалист в вопросах развития экономических и культурных отношений между РФ и КНР, организатор деловых визитов и межрегиональных обменов между субъектами РФ и провинциями КНР, организатор и постоянный участник российско-китайских экономических и инвестиционных форумов. Окончила МГУ им. М. В. Ломоносова и Тинаньский университет (г. Гуанчжоу, Китай). Владеет китайским, французским и английским языками.

Об организации

Русско-Азиатский союз промышленников и предпринимателей — общественная организация, реализующая государственные программы взаимодействия, направленные на укрепление сотрудничества общественных и предпринимательских объединений Российской Федерации и стран Азии. Одними из важнейших задач РАСПП являются содействие бизнес-сообществу России и Азии в развитии и укреплении многосторонних отношений, помощь в преодолении межкультурных барьеров при взаимодействии и создание единого экономического пространства.



Фото: Елена Захцер
Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015