24.08.2018 09:00   20043   

Как начать мыслить позитивно и изменить жизнь к лучшему

Колумнист портала Success.com Натан Чаи называет причины, мешающие нам позитивно воспринимать реальность, и рассказывает, что с этим делать.

Несколько лет назад, когда я валялся в гамаке и никого не трогал, подруга подсунула мне бестселлер Ронды Берн — книгу по личностному росту «Тайна». Что тут сказать? Вместе с количеством прочитанных страниц росла и моя фрустрация. «Как можно верить в эту ахинею?» — спросил я приятельницу. Она сообщила, что миллионы людей (и она не исключение) прочитали книгу взахлеб и находят ее содержание чрезвычайно ценным.

Главная мысль «Тайны», если в двух словах, — подобное притягивает подобное. То есть, когда вы чего-то хотите, срабатывает «закон притяжения»: космические силы сговариваются и исполняют ваше желание. Но я человек науки, поэтому у меня нет времени на все эти силы! Ну кроме, пожалуй, гравитации...

В общем, я занялся изучением вопроса.

Ронда Берн
Ронда Берн

magic.png

Загадка «закона притяжения»

Эксперт в области психологии успеха Брайан Трейси, 20 лет изучавший философию, религию, психологию и духовные практики, тоже свято верит в принцип «подобное притягивает подобное». «Закон притяжения» — старейший из известных человеку и невероятно мощный инструмент, если правильно его использовать, считает он. 

«Вы притягиваете в свою жизнь людей, идеи, обстоятельства, возможности, гармонирующие с вашими мыслями», — пишет Трейси.

Меня это утверждение не убеждает, ведь оно не объясняет, как именно работает закон.

Дэвид Макрэйни в книге «Психология глупостей» описывает рождение наших индивидуальных представлений об окружающем мире. Он отмечает, что на восприятие реальности влияют когнитивные искажения, которым подвержен разум человека. Это так называемые ярлыки мышления, используемые для того, чтобы быстрее обрабатывать информацию и делать выводы. Наш мозг готов игнорировать первоисточники и объективные факты, гораздо охотнее полагаясь на сложившиеся убеждения при толковании тех или иных событий. Истинные это убеждения или ошибочные, мозгу все равно.

Благодаря ярлыкам мышления мы практически не видим мир таким, каков он есть, — просто не воспринимаем его в отрыве от собственного эго, эмоций, переживаний. Мы пропускаем информацию сквозь фильтры своей системы убеждений и отсеиваем все, что не хотим замечать. Почему это происходит?

trader.jpg

Предвзятость

Людям свойственно отовсюду выхватывать данные, которые лишь подтверждают то, что они уже и так считают правдой. Удивительно, но мы придаем меньшее значение фактам, не совпадающим с нашими взглядами. А иногда мы просто их игнорируем. 

Например, если вы твердо уверены, что можете притягивать нечто в свою жизнь силой мысли, то обязательно найдете тому железные доказательства и гораздо меньше антиаргументов. Считаете, что кто-то или что-то появились рядом не случайно, а чтобы вам помочь? Значит будете подсознательно искать повод такую помощь получить.  

    8.jpg

«Ошибка меткого стрелка»

Была такая история: житель Техаса стрелял по сараю как придется, а затем в том месте, где появлялось больше пулевых дыр, рисовал мишень — мол, завидуйте меткости. После этого в обиход вошло понятие «ошибка меткого стрелка». Оно означает ситуацию, когда одни случайные события мы воспринимаем как взаимосвязанные друг с другом, словно накладываем на них ту самую мишень, а другие, не вписывающиеся в якобы имеющуюся закономерность, просто игнорируем. Зачастую это приводит к неправильным выводам.

Вот пример из жизни. Мою маму зовут Рейчел, а отца Филипп, у родителей моего близкого друга имена такие же. Мы оба выросли в населенном пункте, где было 800 жителей. Все это, конечно, выглядит редким совпадением, но только пока вы не знаете, что мы с другом одного возраста и наши родители плюс-минус одногодки. Во времена, когда они родились, имена Рейчел и Филипп были очень популярны. По социально-экономическим показателям наши семьи схожи, и неудивительно, что они поселились в одном и том же поселке.

Склонность видеть взаимосвязи в случайных явлениях называется апофенией. Обсуждаете вы с кем-то, скажем, «Звездные войны», а затем тем же вечером, листая телеканалы, вдруг натыкаетесь на серию из этой киноэпопеи. Ну надо же! Невероятно! Уж точно это провидение или космические силы посылают вам благодать в виде любимого фильма, поскольку вы только что о нем вспоминали. Поздравляю, апофения имеет место быть.

06.jpg

Самосбывающиеся прогнозы

Знаете ли вы, что наше отношение к будущим событиям влияет на то, какими они в итоге оказываются? Мы заранее наделяем эмоциями ожидаемые ситуации и пожинаем плоды этого. Допустим, сестра пригласила вас в ресторан с веганской кухней. «Фу, — думаете вы, — это будет ужасно». Вы идете туда и возвращаетесь, конечно, голодный и злой. Но вы ведь так себя и настроили задолго до того, как отправились на эту встречу.

Вспомните теперь другую распространенную ситуацию. Наверняка не раз случалось, что вы просыпались утром и думали: «Ы-ы-ы, впереди очередной дурацкий день!» Часто потом он удавался? А как все складывалось, если вы открывали глаза и говорили себе: «Сегодня день пройдет отлично?» Это и называется самосбывающийся прогноз.

Подобным образом работает принцип бихевиорального подтверждения. Нередко мы становимся свидетелями именно того поведения окружающих, которое априори ожидаем от них увидеть. Допустим, вы считаете, что некто высокомерен и отчужден. Возможно, вы начнете с ним вести себя так, что человек просто в целях самозащиты вынужден будет проявлять упомянутые качества. Вы сами его на это провоцируете. 

Таким образом, изменив изначальное отношение к ситуации, мы способны повлиять на ее исход. Начнете отмечать в людях приятное и видеть плюсы в любых событиях — и удивитесь, насколько все изменится.

07.jpg

Иллюзия частотности

Мы не в состоянии впитывать всю обрушивающуюся на нас информацию, поэтому большую ее часть мозг игнорирует. Так проявляется феномен избирательности внимания.

Например, пока вы ведете автомобиль, что остается в памяти кроме очевидных источников опасности и отдельных фрагментов любимого подкаста? Может быть, еще решение о блюде, которое вы приготовите на сегодняшний ужин? Все остальное, не имеющее отношения к текущим мыслям, легко ускользает от вашего внимания. Для дальнейшей обработки в сознании остается только информация, приоритетная здесь и сейчас.

Например, когда вы одиноки, часто ли вам встречаются парочки? Да на каждом шагу! А какого цвета машины ехали вам сегодня навстречу? Вот это вы будете замечать только в том случае, если специально поставите себе такую цель.

Возможно, вы слышали о феномене Баадера — Майнхоф — иллюзии частотности. Когда человек встречает что-то ранее ему неизвестное и через короткое время снова сталкивается с той же информацией, он автоматически начинает воспринимать ее как часто повторяющуюся. Хотя на самом деле это может быть отнюдь не так. Просто теперь она приобрела для человека значение и поэтому чаще попадает в поле его внимания.

В этом контексте запомните два важных понятия: значимость и актуальность. Постоянно думая о своих главных целях, возвращаясь к ним мысленно снова и снова, вы сможете находить больше действенных способов для их достижения.

*  *  *

Итоги моего исследования натолкнули на мысль, что именно ярлыки мышления являются движущей силой того самого «закона притяжения». Эти ярлыки могут создавать помехи для получения желаемых результатов в жизни, а могут, наоборот, служить отличными помощниками. Чтобы обратить их себе на пользу, пользуйтесь следующими подсказками. 

точка2.pngВспоминайте о своих важнейших целях как можно чаще, чтобы они всегда оставались приоритетными в вашем сознании.

точка2.pngДумайте о будущем в позитивном ключе. Исходите из того, что все намеченное сбудется.

точка2.pngНе забывайте, что только от вас зависит восприятие различных событий как случайных или же как связанных друг с другом.

точка2.pngУчитывайте, что мы ищем информацию, совпадающую с нашими убеждениями. Изменив последние, можно по-новому взглянуть на мир.

Источник: Success.com

Фото: Алекс Гросс

Мы на facebook
Читайте нас в Яндекс Дзен

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015