01.02.2018 09:00   8050   

Одна бабка сказала: как остановить офисные сплетни

Слухи неизбежны в любом офисе. Иногда это вполне безобидный способ оживить рабочий день забавными историями, и в этом нет ничего ужасного. Но порой они могут быть очень неприятными. Особенно если человек, про которого пущена сплетня, — вы. 

Сплетни ранят чувства и вредят бизнесу. Они могут разрушить команду и создать серьезные проблемы в компании, последствия которых придется разруливать долго. Руководителям, которые принимали решения, исходя из слухов, в итоге придется несладко, ведь выводы они делали на основе неполной информации в лучшем случае и абсолютно ложной — в худшем.

точка2.pngЗачем сплетничать, если это вредно?

Прежде всего нужно понять, почему люди это делают. Журнал Harvard Business Review отмечает, что сплетни в итоге приводят к недоверию и снижению эффективности работников. Технологии ситуацию только усугубляют — на форумах и в блогах можно все обсуждать анонимно.

Участие в этих «школах злословия» может принести эмоциональную разрядку, если кто-то из сотрудников разочарован происходящим в компании, но боится поговорить с начальством напрямую. В том случае, когда на работе не приветствуется свободное общение, офисные сплетни могут стать одним из возможных, хотя и не самым здоровым способом объединения коллектива и началом общения с новыми людьми: «Я случайно подслушал ваш разговор и абсолютно согласен». Такая вот интеграционная функция.  

Сплетничанье можно понять, но не значит, что стоит его поощрять.

Случается, что слухи намеренно раздуваются сотрудниками с целью отомстить компании за что-то. Так они утверждаются среди коллег в роли морального арбитра и отвлекаются от не всегда безупречного собственного поведения, смещая фокус внимания на других. 

точка2.png Как прекратить негативные офисные сплетни

Бывает, что слухи совершенно безвредны, тогда лучший способ их пресечь — игнорировать, не тратить на них время, энергию, позволить им самим собой утихнуть. Спустя время люди найдут новую тему для сплетен.

Но что делать, если вы невольно стали участником подобного разговора? Например, когда злословят о репутации вашего коллеги. Можно включиться в процесс и разрядить обстановку. Цель в том, чтобы запустить и передать дальше хорошую кармическую реакцию: смоделировать такое поведение коллег, какое вы хотели бы получить, если бы сами были объектом сплетен. 

Вот несколько техник, которые помогут остановить пересуды и не потерять при этом симпатии окружающих.

020.png

Смените тему

Мы уже поняли, что сплетни — своеобразная социальная валюта, которой люди делятся друг с другом. Быстрый способ ее девальвировать — приостановить обсуждение, бодро сменив тему: «Возможно, у нее/него был плохой день. Кстати, недавно узнал смешную вещь...».

2.png

 Подчеркните хорошее

Большинство сплетен не имеет под собой никаких проверенных фактов. Чаще всего они состоят из полуправды, домыслов, перевранных в худшую сторону фактов, иногда откровенно скандальных. Как правило, злым языкам не хватает полного понимания контекста ситуации, но никто не осмеливается задать вопросы герою сплетен.

Бизнес-публицист и успешный управленец, автор книги «Менеджер типа «Б» Виктор Липман  отмечает, что можно косвенно приостановить сплетни, продолжая обсуждать объект слухов, но при этом подчеркивая в нем что-то хорошее. Например: «Это не похоже на Джерри, я давно его знаю. Он отлично выступил на прошлой конференции». По мнению Липмана, это заставит коллег задуматься о том, что, вероятно, они погорячились и слишком бурно реагируют. Предоставить новый контекст, который зачастую не учитывается в сплетнях, — тонкий, но эффективный способ изменить ситуацию. 

3.png

 Осознайте, что сплетня история не всегда конкретно про вас

Известная писательница Лора Хаксли в 1960-х назвала свой бестселлер «Ты не мишень» — именно так утешали друг друга налетчики перед воздушно-десантными рейдами. Об этом полезно вспомнить, если вы чувствуете себя так, будто находитесь в осаде.

Сплетни, как бы парадоксально это ни звучало, говорят не столько про их объект, сколько про самого сплетника, точнее — про его потребность во внимании. Например, компании, которые находятся на пороге массовых увольнений, обычно страдают от слухов, сплетен и «токсичной» обстановки внутри коллектива. В такой ситуации злословят люди, которые чувствуют, что их положение нестабильно, — зачастую, чтобы кого-то обвинить или сделать чужую позицию столь же шаткой, как и его собственная. 

Когда в компании нет кризиса, сплетничать могут те, которые считают, что их карьера идет не так хорошо, как могла бы. Их собственная боль скрывает желание свалить вину за это на кого-то другого или мнение, что кто-то работает хуже, но получает всякие бонусы и поощрения. Такие люди будто сами себя назначают «дежурными по больнице» — рассылают сообщения коллегам, сплетничают за их спиной. Словом, создают иллюзию ложной власти, чтобы компенсировать чувство собственного бессилия.

Слухи могут разносить люди, которые считают, что в коллективе их не очень любят.  Они жалуются и сплетничают в надежде создать альянс, который их защитит, позволит вместе «дружить против» кого-то. Негатив гораздо сильнее объединяет людей, чем позитив.

Но даже в случае с самыми «токсичными» сплетнями важно учитывать контекст и помнить, что речь идет о чужой слабости и неуверенности. Людям свойственно думать прежде всего о себе, а не о других. Однако понимание этого нюанса вред от сплетен не нивелирует — они все равно его причиняют.

4.png

 Правильно пресекайте слухи, если вы их объект

Бизнес-коуч Пегги Клаус рекомендует использовать иронию. Когда Пегги повысили, подчиненные начали сплетничать, что у нее недостаточно профессиональных навыков для работы. Преодолев первое желание (обороняться), она поговорила со своей командой. «Я слышала про себя много чего интересного, но поскольку в комнате присутствуют люди, которые это говорили, было бы невежливо за ними повторять», — начала она, улыбаясь. А потом серьезно добавила: «Я никуда не уйду. Если у вас есть вопросы по этому поводу, давайте обсудим».

Стоит учитывать, что сплетник, возможно, в принципе относится плохо вообще ко всему, такой он человек. А вы просто попали под перекрестный огонь. Задело, так сказать, снарядом. В Harvard Business Review есть хорошие идеи, как решить эту проблему.

5.png

 Выведите сплетни из сумрака

Надолго избавиться от слухов помогает позиция открытых коммуникаций в компании, когда люди могут решать конфликты, не сплетничая о них. В этом случае от руководителей требуется взаимодействие с сотрудниками. Если управленцы чрезмерно упрямы, плохо реагируют или глухи к новой информации, то и работники будут вести себя соответственно — скрытничать и создавать в обход начальства каналы неконтролируемой информации. Компании это может навредить.

Лучший выход — выяснить настоящую причину сплетен и пресечь слухи прежде, чем их раздуют. Если в команде есть сплетник-рецидивист, то нужно противостоять ему напрямую.

Журнал Inc. предлагает начальнику встретиться с таким человеком один на один и объяснить, что, прежде чем распространять ложную информацию, лучше прийти к руководителю и все выяснить. Это один из способов установить доверие к боссу как основному источнику обмена информацией.

Важно убедиться, что вы не являетесь легкой мишенью для сплетников. Как это сделать? Завести союзников. Если точно неизвестно, кто и зачем распространяет слухи, то может потребоваться помощь коллег, которые встанут на вашу защиту. «Адвокаты» будут распространять правду и таким образом прояснять ситуацию. Это еще одна причина, по которой важно выстраивать хорошие отношения с сотрудниками на всех уровнях.

Источник: Theladders.com

Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015