26.04.2018 13:00   2646   
 

Генеральный директор CAF Group

Все статьи автора

Как российской компании выйти на зарубежный рынок: шесть советов

После падения курса рубля российские товары и услуги стали более конкурентоспособными за рубежом. Но как выйти с ними к иностранным клиентам? Вот несколько рекомендаций, которые помогут открыть новые горизонты для вашего бизнеса.

020.png

Наймите зарубежного топ-менеджера

Одна из важнейших вещей, которую нужно учитывать при выходе на иностранный рынок, — это менталитет местных клиентов. Нужно выстраивать с ними отношения в том формате и на тех условиях, которые для них привычны. Напрашивается простое решение: нанять местного топ-менеджера, хорошо знающего специфику своей страны. А еще — выделить бюджет на маркетинговые исследования и продвижение вашего продукта.

Без иностранного управленца и хорошего маркетолога вы не поймете даже элементарные вещи: какая продукция лучше продается, сколько она может стоить, как устроена система дистрибуции и насколько она затратна. Кому-то надо походить по магазинам и выставкам, и лучше, если это будет носитель языка, знаток местных традиций.

Итак, пусть со шведами работают шведы, а с итальянцами — итальянцы. Вы же будете контролировать процесс и получать опыт общения с иностранными клиентами.

2.png

Купите местную компанию

Если вы планируете укрепиться в стране надолго, можно не ограничиваться наймом своего представителя, а приобрести готовую компанию. Необязательно крупную, в качестве «плацдарма» подойдет и мелкий, но локальный бизнес, привычный для ваших потенциальных клиентов. Лучше — профильный. Но это может быть и просто арендованный офис с телефоном, факсом и парой сотрудников, отвечающих на звонки.

К покупке бизнеса за рубежом прибегают многие российские организации. Так, производитель электроинструмента «Интерскол» приобрел заводы Felisatti в Италии и Talleres Casals в Испании, группа «Восток-Сервис», выпускающая спецодежду, стала владельцем чешской Cerva и так далее. Судя по опыту этих предприятий, такой подход хорошо работает.

Директор по развитию «Интерскола» Владимир Скитяев отмечал, что его компания смогла быстрее понять европейские требования и сертификационные стандарты, изучить законы делового оборота и принципы формирования продуктовых линеек. И благодаря этому избежала дорогих ошибок на незнакомом для нее рынке.

3.png

Продвигайте товары под локальной маркой

Еще один плюс в пользу решения о покупке иностранной компании — это возможность локализации своего продукта. И дело здесь снова в менталитете. К примеру, шведы очень любят все местное и с большим подозрением относятся к импорту, немцы тоже предпочитают собственные бренды. Да и в большинстве других европейских стран, как и в США, люди охотнее выбирают «отечественного производителя».

Российское происхождение товара или услуги, к сожалению, редко дает конкурентное преимущество. В большинстве случаев не стоит делать акцент на made in Russia, если только вы не Касперский или не представляете оборонную промышленность. Ваш козырь может состоять в более выгодной цене, но действовать лучше от лица местного бизнеса.

«Наш лозунг — быть своим, — объяснял вице-президент «Восток-Сервиса» и глава совета директоров Cerva Альберт Гиляев. — Например, в Италии и Венгрии мы стараемся сохранить имидж «национальной фирмы» при наличии материнской компании в Чехии. Языки договора также подбираются с учетом отношений между странами». По схожему пути пошел и сервис управления рекламой Aori, открывший офис в Швеции. «Мы научились представляться ирландской компанией. Сайт полностью перевели на шведский и перестали где-либо показывать, что мы не «коренные шведы», — говорила генеральный директор Татьяна Костенкова.

4.png

Работайте с отраслевыми экспертами

Чтобы продукт продавался, к нему нужно привлечь внимание. Можно использовать классическую платную рекламу, но часто срабатывает другой подход — тесное взаимодействие с профильными экспертами. В каждой отрасли существуют международные и национальные ассоциации, объединяющие всех значимых игроков: производителей, инвесторов, клиентов, госструктуры. В этих сообществах легко найти людей, чье мнение пользуется авторитетом. Привлечение их на свою сторону поможет набрать тот самый пул начальных клиентов, в котором все так нуждаются на первых порах.

Компания Complead, которая занимается интернет-маркетингом, при выходе в Бразилию провела бесплатный аудит рекламных кампаний для крупного местного агентства. «Мы поделились опытом, посоветовали, что оптимизировать. После этого представители агентства стали рекомендовать нас своим партнерам и клиентам, по работе с которыми мы не конкурировали», — пояснял основатель Complead Андрей Смурыгов.

5.png

Используйте нетворкинг

Как правило, поиск клиентов за рубежом предполагает контакты со множеством людей. Личные встречи хороши, но во многих странах (и в частности в США) их сложно организовывать — все ценят свое время. Хорошо, если вам удастся переговорить с нужным человеком на конференции или другом мероприятии, но убедить его пообщаться с вами в двустороннем формате бывает гораздо труднее.

Ситуацию спасает то, что в Европе и США сложилось более позитивное отношение к нетворкингу, чем в России. Вполне реально наладить взаимодействие с клиентами или партнерами через Facebook или LinkedIn. Это будет классическое холодное продвижение, но оно действительно работает и позволяет усилить привычные маркетинговые ходы. С помощью LinkedIn, например, удобно связываться с владельцами аналогичного бизнеса. Возможно, их концепции покажутся вам интересными и подойдут в качестве франшизы. И наоборот: есть вещи, которые русские делают лучше — скажем, организовывают круглосуточную торговлю. Поэтому взаимный интерес обязательно будет.

В компании Natura Siberica, поставляющей косметику в 50 стран, рекомендуют уделять соцсетям самое пристальное внимание. А ключевыми площадками для взаимодействия с потенциальными клиентами за рубежом называют Facebook и Instagram.

6.png

Адаптируйте бренд под местные реалии

Покупка готовой зарубежной компании — эффективный ход, но он подходит не всем. Многие предпочитают продвигать на новом рынке собственный бренд, уже известный в России. Такое решение тоже может быть результативным, но есть подводные камни.

Вот один из них: как правило, если компания выходит за рубеж под свой маркой, то стремится сохранить устоявшийся корпоративный стиль — символику, цвета, оформление интернет-ресурсов и так далее. Такое желание понятно, но зачастую это лишь мешает наладить контакт с аудиторией. Рекомендуем изучить психологию потенциальных клиентов и, возможно, внести соответствующие изменения в существующий брендбук.

Здесь понадобится креатив маркетологов. Это им принадлежит идея изменить букву «о» на более привычную для русских «а» в названии бренда «Ашан». Бытовая техника Kaiser производится в Польше и Италии, а Scarlett — в России и Китае, но в первом случае она носит немецкое название, а во втором — английское, потому что у населения сильна вера в качество товаров из данных стран. Еще один любопытный пример адаптации бренда к местным реалиям приводил основатель Hot WiFi Дмитрий Степаненко. Испанцы любят красный цвет, поэтому этот сервис работает в стране под брендом Red WiFi. И всего лишь замена одного слова в названии помогает привлекать клиентов.

Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015