12.07.2018 09:00   12140   

Без каких элементов корпоративной культуры компания разорится

Сооснователь компании ID Finance Александр Дунаев на своем управленческом опыте понял, какие составляющие корпоративной культуры сделают любой, а особенно финансовый бизнес устойчивым. Читаем, размышляем, принимаем или не соглашаемся.

Прежде всего определимся с главным: зачем нужна корпоративная культура? В общих чертах ответ прост: грамотно разработанные правила взаимодействия сотрудников повышают эффективность всей команды. Но дело не только в этом. Корпоративная культура особенно важна для организаций с высокой долей интеллектуального труда. Например, все, что есть у финансово-технологических компаний, — это люди. Если они не будут талантливыми, лучшими в своих областях, то бизнес в конце концов окажется неконкурентоспособным и покинет рынок. Корпоративная культура как раз и помогает нанимать лучших специалистов и взращивать их внутри коллектива. Она создается не из-за какого-то абстрактного социального альтруизма, а исключительно по необходимости.

Нередко крупные компании принимают кодексы поведения, в которых закрепляют те или иные правила для сотрудников. Какие-то требования могут казаться чрезмерными, какие-то — разумными, но распространяются они обычно на всех членов команды вплоть до высшего руководства. Вот несколько примеров.

точка2.pngМногие корпорации запрещают служебные романы. Так, в конце июня гендиректор Intel Брайан Кржанич был отправлен в отставку из-за нарушения данного пункта. По этой же «статье» (за служебный роман) лишились своих должностей операционный директор Lockheed Martin Кристофер Кубасик и глава Booking.com Даррен Хатсон.

Даррен Хатсон

точка2.pngНесколько лет назад американский ретейлер Abercrombie & Fitch не признавал черный цвет и запрещал сотрудникам в штаб-квартире носить его на работу. Эта неоднозначная идея принадлежала тогдашнему CEO компании Майку Джеффрису.

точка2.png В разработчике видеоигр Konami по громкой связи объявляют людей, слишком долго сидящих на обеде или не смотрящих еженедельное совещание руководства. А неэффективным специалистам предлагают кардинально сменить должность, став, например, охранником или уборщиком.

точка2.pngExpedia, TripAdvisor, NetApp иногда предлагают сотрудникам пиво прямо на рабочем месте. Как правило, по пятницам, но бывают исключения.

точка2.pngВ некоторых компаниях Японии разрешено спать днем на работе. Там даже есть специальное слово, которое обозначает такой дневной сон, — инэмури.

Корпоративная культура зачастую отражает общественный запрос, меняясь вместе с базовыми требованиями к работодателям. И в целом ожидания современных работников одинаковы во всем мире. По крайней мере, в семи странах нашего присутствия, включая Польшу, Испанию, Бразилию и Мексику, мы наблюдаем единодушие в этом отношении.

На мой взгляд, можно выделить три главные черты корпоративной культуры, необходимые сегодня любой компании.

фыс.png

Меритократия 

Принцип управления, согласно которому на ключевые посты назначаются наиболее способные сотрудники, — это ключевой элемент, основа всего. Тот, кто может достигать успехов, должен иметь возможность проявить себя, вне зависимости от своих связей с руководством или происхождения. Это вроде бы очевидное правило далеко не всегда соблюдается. Люди есть люди, и непотизм (кумовство) проникает как в крупные компании, так и в небольшие. С ним нужно уметь бороться.

Профессор Шеффилдского университета Ансгар Аллен выделяет четыре принципа меритократии: а) сотрудники действуют самостоятельно, а руководители только направляют их; б) навыки работников могут изменяться, при этом успешными будут те, кто развивается в разных направлениях; в) разносторонние умения не привязывают человека только к одной узкой специальности; г) развитие происходит в конкуренции.

Джефф Безос из Amazon пошел еще дальше: он внедрил в компании 14 принципов лидерства, так или иначе опирающихся на меритократию.

Джефф Безос

Семь секретов успеха миллиардера Джеффа Безоса, создателя Amazon

Пожалуй, каждому из нас есть чему поучиться у одного из самых удачливых предпринимателей современности. Обозреватель портала GoBankingRates Эндрю Лиза рассказывает о главных принципах Джеффа Безоса в бизнесе и жизни.

02.png

Открытость 

И во внутренних, и во внешних коммуникациях важно показывать не только заслуги, но и провалы. В последних нет ничего ужасного. Промахов не бывает, только если ты не делаешь ничего нового. Но тогда ты рано или поздно вымрешь как мамонты.

На конференциях можно говорить не только о том, что получилось, но и о неудачах: какие разработки провалились и почему. Тем более что такой опыт зачастую даже интереснее для слушателей. 

04.png

Инклюзия 

Я очень верю в идею поддержания разнообразия в коллективах. Нужно давать возможность раскрыть свой потенциал самым разным людям, без предубеждений относительно их идентичности. Чем разношерстнее собирается команда — тем больше будет взглядов на решение той или иной проблемы. И тем меньше вероятность, что вы станете смотреть на мир сквозь розовые очки.

Недавнее исследование McKinsey говорит о том, что компании с гендерным разнообразием в руководящем составе на 21% чаще показывают высокую рентабельность. Для организаций, которые отличаются этническим и культурным многообразием, эта цифра еще выше — 33%.

Все перечисленные принципы должны соблюдать прежде всего сами руководители. Я не вижу смысла в «безоговорочных авторитетах» и считаю, что лидер обязан вести себя по тем же правилам, что устанавливаются для его команды. Например, даже основателям бизнеса и топ-менеджерам следует прямо признавать свои ошибки. Кроме того, в любой компании должны существовать платформы для обсуждения, чтобы была возможность принятия взвешенных решений и действовала система сдержек и противовесов.

Во многом именно от корпоративной культуры зависит понимание сотрудниками стратегических целей компании и своей роли в их достижении. Каждый должен осознавать, зачем приходит на рабочее место и почему именно сюда, а не куда-то еще. Все это довольно очевидные вещи, не откровения, не изобретение велосипеда. Но в нашем мире так получилось, что именно они работают лучше всего.

Мы на facebook
Читайте нас в Яндекс Дзен

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015