27.09.2018 09:00      

Петр Авен: «На роль Березовского я бы пригласил Хабенского»

18 сентября Альфа-Банк в третий раз провел конференцию «CEO Forum. Перезагрузка» для первых лиц среднего бизнеса. Ее участники не только услышали выступления экспертов и успешных управленцев, но и пообщались с одним из основателей кредитной организации — Петром Авеном.

Из всех «перезагрузочных» форумов этот получился, пожалуй, самым необычным и масштабным. Во-первых, в бизнес-школу «Сколково», где он проходил, съехались клиенты Альфа-Банка со всей России, даже из Сибири. Во-вторых, программа была составлена с учетом пожеланий делегатов предыдущих форумов.

По словам члена правления Альфа-Банка Дениса Осина, средний бизнес интересуется историями роста через развитие руководителей и сотрудников. В этом и проявляется его отличие от малого сегмента, главные запросы которого связаны с техниками продаж и привлечением клиентов. Как справедливо заметил президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов, если у вас есть 100 долларов — вложите 10 в свое предприятие, а 90 в людей.

Денис Осин

«Клиенты рассказали, что хотели бы больше узнать о digital-трансформации бизнеса и личностном развитии, — пояснил Осин. — А еще — встретиться с нашими акционерами и услышать рассказ Петра Авена о его книге «Время Березовского». Мне кажется, для делегатов «Перезагрузки» это возможность оглянуться назад и посмотреть на недавние исторические события глазами их участника, погрузиться в эпоху, когда создавалась наша современная экономика».

В Альфа-Банке клиентов услышали и включили в программу форума public talk с Авеном, который рассказал о работе над книгой, ее героях и о том, почему так важно соблюдать правила. Приводим самые яркие его цитаты.

точка2.pngВ какой-то момент я понял, что о событиях 90-х годов фактически нет книг, воспоминаний, фильмов, это время у нас совершенно не отрефлексировано. В лучшем случае есть что-то вроде «Бригады». Когда сам углубляешься в изучение истории — выясняешь, что на самом деле все было не так, как кажется. Даже документы не дают полной картины. Единственный надежный способ что-то понять — поговорить с участниками событий.

точка2.pngСуществует такой литературный ход — рассказывать историю через биографию основных персонажей. Березовский во многом был символом бизнес-сообщества 90-х. Его личная, почти шекспировская, трагедия со взлетом, последующим полным разорением и самоубийством — это своеобразная метафора времени, несбывшихся надежд. Сам он меня не занимал, я слишком хорошо его знал. Но мне показалось, что если воспользоваться возможностью и поговорить с другими людьми, которые с ним общались, то можно многое понять о той эпохе и попробовать воссоздать ее для себя и читателей.

точка2.pngЕдва ли наберется больше четырех наших современников, которые меня поразили. Первый из них — мой отец. О нем я хотел бы написать новую книгу. Еще трое — Фридман, Березовский и Гайдар. Последний видел себя историческим персонажем, очень хотел власти. Его кумиром был Сперанский. Гайдар глубоко понимал жизнь и людские пороки, при этом совершенно не интересовался материальными ценностями — в последние годы у него не было даже зимнего пальто. Березовскому же в какой-то момент понравилась стилистика красивой жизни, она его заводила.

точка2.pngУ Березовского было много важных для лидера качеств, например бесконечные амбиции. Он был совершенно бесстрашным и ставил нереалистичные, на первый взгляд, цели. Однажды в конце 80-х он собрал нас в кафе на Ленинском проспекте и предложил вместе создать компанию, причем по всем правилам — с юристами, бухгалтерией. Я спросил: «С какой целью?» Он ответил: «Чтобы каждому заработать по миллиарду долларов». На тот момент это была запредельная сумма. Когда слышишь подобное, сначала не веришь: это же просто смешно! Но потом понимаешь, что именно такое настроение притягивает, влечет за собой. Самое поразительное — из семи человек, которые присутствовали в том кафе, как минимум трое заработали миллиарды долларов.

точка2.pngЕще Березовский абсолютно не умел сдаваться, в его лексиконе отсутствовало слово «нельзя». Он был совершенно бесстрашным и этим тоже заряжал окружающих. Кроме того, он обладал феноменальным даром убеждения, который очень важен для бизнеса. Если требовалось, он мог убедить контрагента в чем угодно, даже находясь с ним в плохих отношениях. «Просто он мне не был нужен», — так Березовский говорил о людях, которые его недолюбливали. В довершение всего он был дико трудоспособен — мог ночами не спать, летать на встречи. Все было поставлено на достижение результата.

точка2.pngДовлатов писал, что женщины любят мужчин не за деньги, а за те качества, которые помогают стать богатыми. Это в полной мере относится к герою моей книги. Женщины его искренне любили, хотя он был, мягко говоря, не красавцем. Но его лихость, щедрость, смелость — они завораживали.

точка2.pngВсе вышеперечисленные качества удивительным образом сочетались в Березовском с полным отсутствием моральных ценностей. В этом проявлялось наше с ним фундаментальное различие. Именно поэтому мы в какой-то момент разошлись — с годами мое восхищение его амбициями и энергией сдувалось, а раздражение от отсутствия правил нарастало. Мне кажется, правила очень важны. Мы с партнерами по «Альфа-Групп» установили их между собой в 1993—1994 годах и с тех пор ни разу не меняли.

точка2.pngАбсолютно уверен, что трагедия Березовского — в нехватке моральной шкалы. Позиция вседозволенности привела его к печальному концу. На 99% убежден, что он покончил жизнь самоубийством. Люди, которые находились рядом с Березовским в его последние годы, рассказывали, что у него была клиническая депрессия. Он страдал от панических атак и все чаще впадал в суицидальные настроения. К концу жизни он стал уже таким опереточным, водевильным персонажем, мало кому нужным. Но именно трагедия и самоубийство сделали из него шекспировского героя и большую фигуру.

точка2.pngПосле работы над книгой фундаментально мое мнение о Березовском осталось прежним. Если что-то и изменилось, то скорее в худшую сторону.

точка2.pngКроме книги, есть еще сериал («Березовский — это кто?» — FP), в основу которого легли мои интервью. Снимал его Андрей Лошак. Он поменял акценты: например, я старался уйти от любой политики, а в сериале вышла история одинокого борца с режимом. Я не стал вмешиваться, ведь я не умею делать кино.

точка2.pngНесмотря на то что по всей книге рассыпаны цитаты Романа Абрамовича, в сериале его нет. Когда я работал над текстом, мы проговорили с ним часа два с половиной, я записывал все в блокнот. А сниматься Абрамович не стал — сказал, что в жизни не давал интервью на камеру. Отказались участвовать в съемках и Гусинский, Эрнст, еще пара человек из частной жизни Березовского, включая его первую семью.

точка2.pngЕсли бы Березовский не родился, на его месте был бы кто-то другой. Эпоха 90-х богата подобными персонажами, пусть и не такими яркими. Например, Михаил Лесин очень походил на Березовского по таланту, наглости, смелости, амбициям. Кстати, он умер по пути ко мне на встречу в Вашингтон. Увы, мы так и не увиделись. Я ждал его, писал сообщения: «Миша, где ты?», а его уже не было в живых.

точка2.pngМне бы хотелось, чтобы на базе книги был снят правдивый сериал про 90-е годы. Все, что имеется на эту тему сейчас, — ужасно и стыдно. Мне уже поступили предложения от нескольких кинокомпаний, в том числе от создателей сериалов «Миллиарды» и «Корона». К слову, с продюсером последнего я встречаюсь на днях в Лондоне. А на роль Березовского я бы пригласил Хабенского.

точка2.pngДля русской биографической литературы характерна демонстрация отношения автора к своему герою, такая традиция нравоучения. Я не хотел быть в книге дидактичным — оценивать, поучать, навязывать мнение. Просто изложил некую историю и буду рад, если читатели сделают выводы сами, ориентируясь на себя, а не на мою позицию.

Мы на facebook
Читайте нас в Яндекс Дзен

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015